Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 310 из 447)

Л и т.: Артемьева Т. В. История метафизики в России XVIII ве­ка. Спб., 1996. ВишевИ. В. Проблема личного бессмертия. Но­восибирск, 1990; Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М., 1989;Де-мичев А. В. Дискурсы смерти. Введение в философскую тана­тологию. Спб., \991, Исупов К. Г. Русская философская танато­логия // Вопросы философии. 1994. № 3,Пугачев О. С. Этиче­ский контекст проблемы бессмертия в русской религиозной философии (конец XIX- начало XX в.). 1998; Сабиров В. Ш. Русская идея спасения. (Жизнь и смерть в русской филосо­фии). Спб., 1995; Семенова С. Г. Философ будущего века: Ни­колай Федоров. М., 2004; Трубников Н. Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни (через смерть и время к вечности) // Философские науки. 1990. № 2; Фетисов В. П. Фи­лософия морали. Воронеж, 1995; Хоружий С. С. О старом и новом. Спб., 2000.

В. В. Варат

СМИРНОВ Владимир Александрович (2.03.1931, Москва -12.02.1996, Москва) - логик и философ, д-р философских наук, проф. Окончил философский ф-т МГУ (1954) и аспи­рантуру того же ф-та по кафедре логики (1957). С 1961 г. - в Ин-те философии АН СССР (РАН), с 1988 г. - руководи­тель логического центра этого ин-та, а с 1992 г. - зав. отд. эпистемологии, логики и философии науки и техники. В 1991 г. организовал Общественный ин-т логики, когнитологии и развития личности, директором к-рого являлся до конца жизни. Докторскую диссертацию защитил в 1973 г. по кн. «Формальный вывод и логические исчисления» (1972). Основатель ежегодника «Логические исследова­ния» и его главный редактор. С. был получен ряд значи­тельных результатов в различных областях логики. Разра­ботаны системы секвенциального и натурального выво­да с е-терминами, оказавшимися удобным аппаратом для алгоритмизации процедур поиска доказательства теорем. Эти исследования привели его к работам в области созда­ния компьютерных систем поддержки поиска доказа­тельств. Построен целый спектр временных, модально-временных, релевантных и паранепротиворечивых логик. Особо следует отметить пионерские работы С. в исследо­вании логик без правил сокращения и в области двухмер­ных и многомерных логик. В последнем случае рассмат­риваются атомные предложения различных типов. Он впервые поставил и начал исследовать проблему класси­фикации логических исчислений, и в частности класси­фикации импликативных логик. С. привлек внимание к работам Н. А. Васильева и осуществил логическую ре­конструкцию его идей. Им был получен ряд важных ре­зультатов в области силлогистики. В области философии и методологии науки С. уделял большое внимание анали­зу научных теорий: способам их построения (в частно­сти, генетическому методу), исследованию их логичес­кой структуры, отношениям между ними, способам вве­дения терминов в состав теорий и т. д. На основе результа­тов, полученных им в теории определимости, он ввел в научный оборот несколько новых понятий об отношени­ях между теориями (дефинициальная погружаемость, дефинициальная эквивалентность, рекурсивная переводимость и др.), позволивших сравнивать теории с разной категориальной структурой.

С о ч.: Генетический метод построения научных теорий // Философские проблемы современной формальной логики. М., 1962; Формальный вывод и логические исчисления. М., 1972; Логические методы анализа научного знания. М., 1987; Доказа­тельство и его поиск (монография) // Логика и компьютер. М, 1996. Вып. 3 (в соавт.); Уровни знания и этапы процесса позна­ния // Проблемы логики научного познания. М., 1964; Логичес­кие идеи Н. А. Васильева // Труды по истории логики в России. М., 1962; Теория логического вывода. М., 1999 (имеется пол­ная библиография работ В. А. Смирнова).

Л и т.: Анисов А. М. Концепция научной философии В. А. Смирнова // Философия науки. М., 1996. Вып. 2; Бочаров В. А. Вклад В. А. Смирнова в развитие философской логики // Логи­ческое кантоведение-4. Калининград, 1984; Карпенко А. С. Не­которые логические идеи В. А. Смирнова // Вопросы филосо­фии. 1997. № 2; Михайлов Ф. Т. Почти полвека длился спор // Там же; Финн В. К. Владимир Смирнов: вехи творческой био­графии // Там же; Результаты В. А. Смирнова в области современной формальной логики // Логические исследования. М., 1997. Вып. 4; Karpenko A. S. Note on the Smirnov's scientific activity: work and life (1931-1996) // Bulletin of Section of Logic. 1998. V. 27. № 1-27; Philosophical logic and Logical philosophy. Essays in Honour of Vladimir A. Smirnov. Dordrect, 1996.

А. С. Карпенко

СМИРНОВ Георгий Лукич (14.11.1922, хутор Антонов Октябрьского р-на Волгоградской обл. - 29.11.1999, Мос­ква) - специалист в области политологии и социальных прблем. Окончил исторический ф-т Сталинградского пе­дагогического ин-та (1952). Д-р философских наук, проф., академик АН СССР (с 1987). С 1948 г. - на партийной и преподавательской работе. 1962-1965 гг. - редактор отде­ла, член редколлегии журн. «Коммунист», в 1969 - 1983 гт. -зам., первый зам. зав. отделом пропаганды ЦК КПСС, в 1983-1985 гг. - директор Ин-та философии АН СССР, в 1985 - 1987 гг. - помощник генерального секретаря ЦК КПСС, в 1987-1991 гг. - директор Ин-та марксизма-лени­низма при ЦК КПСС. С 1992 г. - главный научный сотруд­ник Ин-та философии РАН. Осн. научные интересы - в области исторического материализма, теории социализ­ма, истории социалистической мысли. Исследуя приро­ду личности, С. пришел к выводу о том, что в СССР сфор­мировался советский человек как социалистический тип личности, дал характеристику его осн. черт. По мнению С, исторический тип личности - не манифестация или конструкция неких идеальных социально-этических норм, а продукт реального положения людей в системе обще­ственных отношений, поэтому и изучать его следует эм­пирически, исходя из этих отношений. Анализируя роль субъективного фактора в развитии об-ва, С. высказал мысль о том, что его прогресс определяется не столько уровнем познания общих законов социального развития, сколько пониманием специфики общественных отноше­ний на конкретном этапе. Перестройку С. связывал с вос­становлением в идеологии и во всех сферах жизни при­оритета человека, гуманистических ценностей. Выступал за многофакторный подход к изучению массовых форм общественного сознания.

С о ч.: Демократия, свобода и ответственность личности. М., 1968; Советский человек. Формирование социалистическо­го типа личности. М., 1971 (3-е изд. - 1981); Революционная сущность перестройки. М., 1987; Исторический опыт Октября и перестройка // Страницы истории КПСС: факты, проблемы, уроки. М., 1988; Общечеловеческий интерес и интересы клас­сов // Страницы истории советского общества. М., 1989; Ле­нинское видение социализма. М., 1990.

Ю. Н. Солодухин

СМИРНОВА Зинаида Васильевна (24.10.1913, Фергана) -специалист по истории рус. философии и эстетики, д-р философских наук. Окончила философский ф-т МИФЛИ (1938). С 1944 г. - старший научный сотрудник Ин-та фило­софии АН СССР (РАН). Докторская диссертация - «Соци­альная философия А. И. Герцена» (1971). Принимала уча­стие в философской дискуссии по книге Александрова «История западноевропейской философии» (1947). Член редколлегии коллективных изданий «Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР» (в 2 т. 1955-1956); «История философии в СССР» (в 5 т. 1968-1988), «Гегель и философия в России» (1974), 30-томного Собр. соч. А. И. Герцена (1955-1965). С. - ведущий специалист по философии Герцена и рус. революционно-демократической эстетике. Трактует ха­рактерные особенности рус. философии XIX в. как обусловленные в значительной степени экономической и общественно-политической ситуацией в России, проти­воречиями между «образованным обществом» и народ­ной массой, исследует связь рус. философской мысли с западноевропейской. С. подчеркивает необходимость учета индивидуального своеобразия философских взгля­дов отечественных мыслителей, не связанных институци­онально с определенными школами.

С о ч.: Речь на философской дискуссии по книге Г. Ф. Алек­сандрова «История западноевропейской философии // Вопро­сы философии. 1947. № 1; Вопросы художественного творче­ства в эстетике русских революционных демократов. М., 1958; Очерки истории эстетических учений (в соавт.). М., 1963; Со­циальная философия А. И. Герцена. М., 1973; Герцен и Герма­ния // Литературное наследство. Т. 96. М., 1985.

П. В. Алексеев

СНЕГИРЁВ Вениамин Алексеевич (1841-16 (28).02.1889) -философ, психолог, логик, представитель духовно-акаде­мической философии. Окончил Казанскую духовную ака­демию (1868), где затем работал преподавателем на ка­федре логики и психологии. Экстраординарный проф. (1872) той же академии; преподавал также в Казанском ун-те. Редактор издания психологических соч. Аристоте­ля (1885). Круг научных интересов С. включал в себя раз­работку проблем бессознательного, критику спиритуа­лизма, изучение методологических аспектов психологии и метафизики. Философские идеи С. развивались в русле т.наз. психологического идеализма, именно с его творчес­кой и преподавательской деятельности берет свое начало тенденция христианского антропологизма в Каз.ДА, про­долженная впоследствии его учеником Несмеловым. Ис­следуя природу человеческого знания, С. находит истоки его как в природных способностях человека (наличие у личности самосознания и природной склонности к «лю­бознательности»), так и в самом процессе социального развития человека, в «кооперации личностей». При этом важную роль в процессе становления и развития челове­ческого знания играет философия, к-рая избирает своим предметом сверхчувственное бытие. Философия у С. под­разделяется на первую и высшую философию, «созер­цающую умом бытие», - это есть метафизика, и филосо­фию «второго порядка», исследующую общие эмпири­ческие основания бытия. В зависимости от этих оснований выделяются такие отрасли «вторичного» философского знания, как философия природы, философия духа, фило­софия морали, философия истории, философия права. Единственной философией «в собственном смысле это­го слова» является метафизика как «наука о последних основах, началах всего сущего и познаваемого челове­ком». В своих лекциях по метафизике С. критиковал сис­темы философии X. Вольфа и И. Г. Винклера, утверждая, что сведения о философском знании и его структуре, со­держащиеся в них, представляют собой чистую схоласти­ку, нечто догматическое и неадекватное совр. состоянию человеческого знания: в этих системах нет речи об осно­вах и составе человеческого знания вообще, основами знания называются всеобщие понятия, или категории, сохраняется формальный метод исследования, к-рый со­стоит в выводе частного из общего. Из всего этого делает­ся вывод о необходимости возрождения метафизики, т. е. философии как науки об основаниях всего сущего. Это возрождение видится С. в гармоничном соединении фи­лософии с православными истинами и со всей совокуп­ностью знаний, изменившихся во 2-й пол. XIX в. по свое­му объему, содержанию и качеству. Психологические и антропологические воззрения С. базируются на представ­лении о человеке как единой телесно-душевно-духовной субстанции. Истоки этого понимания сущности челове­ческой природы лежат в его концепции самосознания личности. С. убежден, что в основе практически всех по­знавательных процессов человека лежит его самосозна­ние. Именно человек, его сложная и неоднозначная лич­ность, его познавательные способности должны наряду с высшей, сверхчувственной субстанцией стать предметом новой философии. Научные интересы С. касались также логики и истории античной логики и психологии. Особо С. интересовался механизмами образования понятий, выступая против положения об их врожденности. Логи­ка и психология, хотя и являются самостоятельными на­уками, тесно связаны с метафизикой, поскольку не могут определить, что такое мир независимо от наших представ­лений. Философско-психологические исследования С. положили начало «религиозной антропологии в пределах только сознания».