Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 322 из 447)

Лит.: Пажитнов К. А. Развитие социалистических идей в России. Пп, 1924; Клибанов А. И. Социальные утопии в рус­ских крестьянских движениях. М., 1966; Малинин В. А. Исто­рия русского утовического социализма. М., 1977-1991. Кн. 1-2; Venturi F. Roots of Revolution. L., 1960; Malia M. Alexander Herzen and the Birth of Russian Socialism. Harvard u. p., 1961; Lampert E. Sons against Fathers. Oxford, 1965; Putnam G. F. Russian Alternatives to Marxism: Christian Socialism and Idealistic Liberalism in Twentieth-Century Russia. University of Tennessee Press, 1978.

В. А. Малыш

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. Будучи генетически связана с отечественной и западноевропейской социаль­ной философией и философией истории, С. м. начинает формироваться в России в 1 -м десятилетии XIX в. в русле т. наз. критической (скептической) школы в рус. истори­ографии (Н. С. Арцыбашев, М. Т. Каченовский, Полет, П. М. Строев, И. Ф. Эверс). Так, Каченовский, опираясь на труды Г. 3. Байера и А. Тюрго, известные К. А. Сен-Симону и его ученикам, подчеркивает закономерность исторического процесса, отстаивая теорию трех стадий развития человечества. На формирование С. м. опреде­ленное воздействие оказали историософские идеи Чаа­даева и славянофилов (Хомяков, Киреевский). В 40-х п. XIX в. в рус. об-ве начинают активно дискутироваться

социа югическая мысль

идеи О. Конта. При неоднозначном отношении к позити­визму в московском кружке западников (Белинский, Гер­цен, Огарев, Боткин, Грановский) мн. из его членов ис­пытали его влияние. Социологические воззрения Белинс­кого в этот период содержат такие понятия, как цивилиза­ция, прогресс, позитивный вывод (письма к Боткину). Огарев, слушавший лекции Конта, выступает за создание положительной философии, к-рая выводит из реальных фактов общий закон их существования. В целом крити­чески оценивая позитивизм, Герцен тем не менее связы­вал появление социологии (знаний о законах мира, чело­века и истории) с теорией Конта. Интенсивно разрабаты­ваются тесно связанные с контизмом социологические идеи в среде петрашевцев (Герцен называл их последова­телями Конта). Биологизированную картину об-ва созда­ет Майков; он усматривает задачу единой общественной науки в обнаружении силы, ведущей об-во к порядку и прогрессу. Др. петрашевец, В. А. Милютин, детально обосновывает принципы эволюционного развития человечества, призывает «на поле фактов» создать «со­циальную науку». Дальнейшее формирование С. м. на­ходит свое отражение в воззрениях революционных де­мократов 60-х гг. (Чернышевский, Добролюбов, Серно-Соловьевич, Антонович, Писарев). Согласно антрополо­гизму Чернышевского, крупнейшего представителя этого направления, общественные законы производны от част­ной деятельности индивидов, носителей всех атрибутов социальности. Поскольку поведение человека оп­ределяется его неизменной эгоистической природой, не­обходимо реформировать общественные отношения (прежде всего в сфере собственности), к-рые побудят его, руководствуясь собственной выгодой, выполнять обще­ственно полезные функции. По Чернышевскому, прин­цип антропологизма придает социальному учению ста­тус науки, способной дать практическую программу дей­ствий. Большое значение в становлении С. м. приобрета­ет деятельность Антоновича и особенно Писарева по популяризации достижений естествознания XIX в. и по­зитивистской социологии. Видя в теории Конта научный способ объяснения и построения «разумной социальной организации», Писарев предпринял самостоятельный со­циологический анализ человеческой истории и совр. ему об-ва. В 60-70-е гг. в России завершается становление позитивизма, на мн. годы ставшего осн. теоретико-по­знавательной платформой рус. социологии. Тем не ме­нее и в этот период последняя отличается оригинальным синтезом идея, развитой критико-методологической функцией, интенсивным поиском своих путей в рамках но­вой общественной науки, что в итоге оказало заметное влияние на формирование зап. научных школ. Рус. соци­ология «первого» позитивизма, для к-рой характерны вера в науку и социальный оптимизм, находит свое воплоще­ние в соч. Кавелина, Троицкого, Вырубова, Грота, Де-Роберти. Объединявший первых ортодоксов позитивиз­ма интерес к психологии рельефно проявляется во взгля­дах Троицкого (1 -го председателя Московского психологического общества с 1885 г.). Отмечая роль микросреды I поведении человека, он отдает предпочтение психологической модели механизма «индивидуальных шов», изучению действий отдельно взятого человека.