Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 323 из 447)

Грот, проделав определенную эволюцию от позитивизма к религиозной метафизике, понимает «социальное собы­тие» как результат взаимодействия «активной стороны сознания», отражающейся в поведении человека, с «не­кой высшей волей», придающей событию «скрытый смысл и неявное значение». В понимании одного из наи­более крупных социологов этой группы, Де-Роберти, со­циология предстает универсальной наукой, включающей историю науки и отдельных ее дисциплин (искусство, фи­лософия и т. д.), гносеологию, этику, эстетику, политику, юриспруденцию и т. д. Социальный организм рассматри­вается как система развивающегося духа, надорганичес-кое явление, состоящее из психофизических отношений (низшая стадия, дающая зачатки «животной обществен­ности») и психологических взаимодействий (высшая ста­дия - социальная жизнь). Под влиянием достижений есте­ствознания возникает одно из первых направлений в рус. социологии - натурализм (60-е гг.). В соч. Л. И. Мечнико­ва получила развитие идея географического детерминиз­ма, согласно к-рой закономерности исторического про­гресса выводятся из взаимодействия об-ва и природы. Принцип географизма проникает и в рус. историографию (С. М. Соловьев, Ключевский), оригинально соединяю­щую социологию и историю. В геосоциологии Соловье­ва особое значение приобретает производственно-эко­номическая деятельность людей - фактор, опосредующий связь об-ва с природой, определяющий всю социальную структуру. Теория Ключевского усматривает в истори­ческих законах продукт взаимодействия «трех основных исторических сил» - человеческой личности, об-ва и при­роды; географическая среда превращается в одну из ис­торических сил, создающих и направляющих об-во. Др. разновидность натурализма - органицизм складывается под воздействием развития биологических наук (А. И. Стронин, П. Ф. Лилиенфельд, Я. А. Новиков, П. Г. Виног­радов, А. С. Трачевский). Стронин отстаивал метод ана­логии в изучении об-ва. Поскольку закономерности фун­кционирования человеческого организма и об-ва как бо­лее сложной формы природы однородны, отмечал он, социология сходна с физиологией. Натуралистический редукционизм (сведение социальных закономерностей к природным) еще более резко выражен во взглядах Лили-енфельда (был президентом Международного социоло­гического ин-та), оказавшего воздействие на концепции зап. органицистов. По Лилиенфельду, все окружающее человека (почва, климат) и созданное людьми есть меж-

кие, так и социальные организмы. Отсюда следует вывод - социальное взаимодействие происходит по законам со­единения клеток в каждом отдельном организме. Рус. со­циология складывалась не только в процессе отделения ее от др. научных дисциплин и тесного взаимодействия с ними, но и под влиянием явно выраженного социального запроса (общественный кризис кон. 50 - нач. 60-х гт. XIX в.), что определило появление одной из главных ее функ­ций - социальной критики и прогностики. Наиболее характерной в этом отношении является С. м. народ­ничества. В ее рамках развивается социология анархиз­ма (М. А. Бакунин, Кропоткин), сочетавшая в себе идею безвластия с индивидуалистическим и психобиологическим подходом: в нач. XX в. «классический период» рус. анархизма сменяется, с одной стороны, преобладанием идей террора и экспроприации, с другой - крайним ин­дивидуализмом. В целом с позиции волюнтаризма рас­сматриваются проблемы об-ва, власти, прогресса в соци­ологической концепции Ткачева, ставшей теоретической основой политической программы «Народной воли». Наиболее крупным в социологии народничества являет­ся субъективное направление (Лавров, Михайловский, С. Н. Южаков, с сер. 90-х гг. XIX в. - Чернов, М. Р. Гоц, Л. Э. Шишко), в русле к-рого об-во рассматривается с т. зр. нравственного идеала, как продукт реализации идеально-нравственных установок. Возникшее в кон. 60-х гг. и выд­винувшее в качестве главной проблемы свободу выбора идеала без учета реальных возможностей, субъективное направление переходит позднее к анализу государства как средства влияния на историю (70-е гг.), роли социальной психологии и экономического фактора в жизни об-ва (80-90-е гг.). В рамках народнической социологии возникает психологическое направление (Воронцов, Каблиц), пред­метом изучения к-рого становится индивидуальная и от­части социальная психология. В пореформенный период все большее значение приобретает социологическое ис­следование права и государства (Чичерин, Градовский, В. И. Сергеевич, Шершеневич, С. А Муромцев, позднее -М. Н. Гернет, С. Гогель). Одним из основателей рус. соци­ологии права стал Чичерин, включивший в свой курс государственной науки наряду с философией и полити­кой социологию в качестве дисциплины, непосредственно изучающей об-во (юридический союз). Центральной про­блемой в социологической концепции Градовского явля­ется изменение взаимоотношений об-ва и государства в ходе исторического процесса. Сергеевич обобщающее свойство социологии усматривает в том, что она изучает об-во в связи с правом, политикой, нравственностью, ре­лигией, климатическими условиями. Шершеневич пыта­ется соединить психосоциальные подходы с идеями со­циал-дарвинизма. По мнению теоретика социологичес­кого позитивизма Муромцева, поскольку правоведение анализирует социальную природу политико-правовых явлений, оно должно стать частью социологии. В после­дней трети XIX в. начинают успешно применяться социо­логические подходы в статистике (А. Н. Чупров, Ю. Э. Янсон), в политэкономии (Н. Кохановский, Н. Маслов). Стремление преодолеть крайности биологического и пси­хологического подходов в рус. позитивистской социоло­гии кон. XIX в. прослеживается в плюралистической тео­рии Ковалевского. Свою задачу он видел в соединении положительных сторон существующих социологических течений, осуществлении взаимосвязи социологии с исто­рией, этнографией, правоведением. Наибольшее вни­мание Ковалевский уделял многофакторной основе об-ва, закономерностям прогресса, происхождению соци­альных ин-тов (генетическая социология). Значительное развитие приобретает в этот период психологическое на­правление в рус. С. м. Элементы психологизма, встреча­ющиеся во мн. направлениях рус. общественной мысли, сменяются концептуально оформленными учениями (Кареев, Коркунов, Петражицкий). Предметом социо­логии Кареев считал соотношение индивидуального со­знания и коллективной психологии (определяющий фак­тор при формировании концепции исторического про­гресса и моделировании структуры об-ва). Коркунов од­ним из первых анализировал психологические основы власти, свойства коллективной духовно-психической дея­тельности людей. Он полагал, что об-во есть психическое единение людей, где государство и право становятся вы­ражением психологической связи между индивидами. Петражицкий, оказавший влияние на зап. социолого-пра-вовые доктрины, предпринял попытку создать эмоцио­нальную психологию, научную теорию о закономернос­тях поведения людей. Эмоции (моральные и правовые) лежат, по его мнению, в основе индивидуальной и коллек­тивной деятельности, определяют нормативную струк­туру «народной психики», эволюционирующую от при­митивных к сложным социальным формам. Он выступил за создание политики права (эмоциональной социологии), сознательно ведущей человечество к общему благу. В 1-й пол. XX в. психолого-правовую традицию Петражицкого в социологии продолжили его ученики (А. Н. Круглевский, К. Н. Соколов, П. И. Люблинский, Гурвич, Н. С. Тимашев). Позитивистская методология, господствовавшая на протяжении 2-й пол. XIX в., на рубеже веков начинает испытывать глубокий кризис. Односторонний эволюцио­низм, детерминизм, биопсихический редукционизм, на­туралистические и позитивистские модели об-ва оказы­ваются не в состоянии охватить сложные процессы соци­альной действительности. Для неославянофильства был характерен отказ от идеи линейного прогрессивного раз­вития об-ва. Понятие прогресса сменяется теорией «куль­турно-исторических типов», исторические культуры рассматриваются не как стадии общего развития, а в ка­честве самостоятельных духовных целостностей, подвер­гающихся циклическим изменениям (Данилевский). Фор­мируется социологическая концепция «византизма», выводящая специфические, антиевропоцентристские за­коны рус. цивилизации (К. Н. Леонтьев). Стремление преодолеть ограниченность социологии классического позитивизма находит свое воплощение в воззрениях сто­ронников эмпириокритицизма Лесевича и Оболенского. Так, Оболенский, выступая против трех стадий Конта, счи­тал основой всех процессов принцип единичного, к-рый означал «атомизацию социального целого, плюралисти­ческое выражение его первоосновы». Наибольшую оп­позицию позитивистская социология встречает со сторо­ны неокантианства, к-рое начиная с 90-х гг. XIX в. стано­вится одним из ведущих направлений в общественной мысли России. По мнению Лаппо-Данилевского, пред­ставителя академического неокантианства, социология как наука о духе имеет дело с особой психологической фор­мой законосообразности, понимаемой как идеальная цель, определяющая эмпирические параметры об-ва. Развер­нутое обоснование неокантианского подхода в социологии представлено в учении Кистяковского, полагавшего, что телеологические элементы об-ва (нормы, ин-ты, культу­ра), не подчиняющиеся законам причинности, есть выс­шее проявление и оформление социальной связи, «психологическое взаимодействие между индивидами». В этом смысле долженствование включает в себя необ­ходимость, возвышается над ней. Поэтому социология, изучая «достоверное и необходимое в социальных явле­ниях», делает своим предметом должное. В нормативной концепции Новгородцева выдвигается тезис о том, что все осн. социологические понятия (групповая дифференциация, статика, динамика и т. п.) соотносятся не с исторической действительностью, а лишь с со­знанием субъекта. Логика социальной науки есть не объективный закон, а система абстрактных типологий нашей мысли. С позиций неокантианской методологии создает психосоциологическую теорию Хвостов. С. м. находит свое развитие в русле рус. марксизма (Плеханов. Ленин, Бухарин), рассматривавшего об-во в контексте действия законов материалистической диалектики и исто­рического материализма. Ленин отмечал, что материа­листическое понимание истории становится «синонимом общественной науки», впервые дает возможность создать научную социологию. Стремление внести неокантианс­кие идеи в марксизм, устранив тем самым его поли­тический радикализм, приводит к появлению социологии «легального марксизма» (П. Б. Струве, Булгаков, Бер­дяев, Туган-Барановский). В кон. XIX - нач. XX в. в рам­ках рус. религиозной философии складывается своеоб­разный синтез социологических и историософских воз­зрений - социософия (В. С. Соловьев, Бердяев, Булгаков, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Карсавин, Франк). В нач. XX в., особенно начиная с 20-х гг., разрабатываются неопозити­вистские социологические концепции, преимуществен­но в виде сциентистских конструкций человеческого по­ведения. Отказавшись от мн. теоретико-познавательных принципов раннего позитивизма, новое направление бе­рет на вооружение методы наблюдения, объективного ко­личественного анализа, функционального объяснения. Представители рус. неопозитивистской социологии (А. С. Звоницкая, Тахтарев, Сорокин, Г. П. Зеленый, Гурвич, Н. С. Тимашев), испытав известное влияние амер. би­хевиоризма (Д. Уотсон, Э. Росс, Э. Хейс, А. Смолл и др.), создали собственные самобытные теории. Согласно кон­цепции Звоницкой, нельзя понять формирование лично­сти в отрыве от социальной группы; наше «я» всегда есть «я» социальное, т. к., мысля себя, мы вольно или нево­льно мыслим других. Поэтому она отрицала абстрактное противопоставление «я» и об-ва; они неразделимы, их единство имеет психологическое основание. Социологи­ческая теория Тахтарева активно использовала числен­ные измерения. Фундаментальное учение об «интеграль­ной» социологии, ставящей своей целью изучение социо­культурных феноменов в их связи и многообразии, раз­работал Сорокин, оказав значительное влияние на совр. С. м. Большое значение приобрели его иссследования в области социокультурной динамики, социальной мобиль­ности и стратификации. Сорокин - сторонник интуитив­ного метода постижения социальной действительности, рассматриваемой в качестве сверхиндивидуальной соци­окультурной реальности, несводимой к материальной культуре. Проблемам истории социологии, методологи­ческим основам социологического знания, социологии морали, права посвящены труды Гурвича (осн. творчес­кая деятельность проходила в эмиграции во Франции). Предметом социологии выступают у него «целостные социальные явления», подвижная иерархия «глубинных уровней» (от эколого-демографической основы до «кол­лективных умонастроений и психических актов»), а в ка­честве метода применяется «качественная и дискретная типология». Являясь сторонником «диалектического ги­перэмпиризма», Гурвич обосновал необходимость со­единения негативной диалектики (отрицание стабильнос­ти в познавательных системах и действительности) с эм­пиризмом. В социологии Тимашева (эмигрант, с 1936 г. -в США) об-во понимается как результат взаимопроник­новения различных социокультурных систем (право, пси­хика, интеллект). Он выступал за создание «чистой» соци­ологии, способной изучать саму социальную реальность, а не ее логические образцы (теоретико-культурные сте­реотипы). К кон. XIX в. в России происходит организаци­онное становление социологии как науки и учебной дис­циплины, к-рая эпизодически преподавалась в качестве необязательного спецкурса в Москве (ун-т, Политехни­ческий ин-т), Харькове и Варшаве. В 1901 г. Ковалевский создает в Париже Русскую высшую школу обществен­ных наук, где обязательным предметом была социология. В 1908 г. открывается частный Психоневрологический ин-т с первой социологической кафедрой (в разное время ее возглавляли Ковалевский, Де-Роберти, Сорокин, Тахтарев). В 1912 г. при Историческом об-ве Петербургского ун-та была открыта социологическая секция. Весной 1916 г. со­стоялось учреждение Русского социологического об-ва им. М. М. Ковалевского (более 70 членов). После падения самодержавия образуются новые кафедры в Петроградс­ком и Ярославском ун-тах, вводятся ученые степени по социологии, публикуются первые учебники. Многие гу­манитарные учебные заведения объявляют себя социо­логическими (напр., Социобиблиологический ин-т стано­вится в 1919 г. Социологическим ин-том, где видные соци­ологи читали свои курсы). В 1920 г. в Петроградском ун-те основывается первый в России ф-т общественных наук с социологическим отд. во главе с Сорокиным. В 20-30-е гг. формируется советская школа социологии, методологи­ческой основой к-рой становится теория марксизма-ле­нинизма. Социологические исследования этого периода, проводившиеся в тесной связи с др. науками, касаются ус­ловий труда и быта (А. И. Тодорский, Е. О. Кабо, Вл. Зайцев и др.), структуры свободного времени работающих (С. Г. Струмилин, Л. Е. Минц, Я. В. Видревич и др.), брака и се­мьи (С. Я. Вольфсон), проблем социальной психологии (Бе­хтерев, Выготский), социальной медицины (Н. А. Семашко. Б. Я. Смулевич и др.). Со 2-й пол. 30-х гг. в обстановке жестко­го идеологического диктата в сфере общественных наук С. м. практически прекращает свое развитие. В 50-60-е тт. происходит оживление социологических исследований как в области проблем исторического материализма, так и в направлении интеграции с др. общественными науками. В 1958 г. создается Советская социологическая ассоциа­ция, в 1968 г. - Ин-т конкретных социальных исследований АН СССР (с 1972 г. - Ин-т социологических исследований, с 1988 г. - Ин-т социологии), а также образуется ряд др. исследовательских центров. С 1974 г. издается журн. «Социологические исследования», с 1994 г. - «Социологи­ческий журнал». Советская социологическая наука разра­батывала проблемы научно-технического воздействия на об-во, труда, урбанизации, миграции населения, этнических взаимоотношений, общественного мнения, молоде­жи, образования; большое внимание уделялось методоло­гии социологических исследований.