Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 324 из 447)

Л и т.: Бухарин Н. И. Теория исторического материализма: Популярный учебник по истории социологии. М., 1921; Эн-геяь Е. А. Очерки материалистической социологии. М.; Пг., 1923; Чагин Б. А. Очерк истории социологической мысли в СССР. Л., 1971; Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978; Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX ве­ка. Л., 1978; Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. М, 1980; Советская социология. Т. 1-2. М., 1982.;КазмерМ. Э. Социологическое направление в русской дореволюционной пра­вовой мысли. Рига, 1983; Кареев Н. И. Основы русской социо­логии // Социологические исследования. 1985. № 3; Он же. Марк­систская социология // Мир России. 1993. № 1; Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной Рос­сия. М., 1986; Кукушкина Е. И. Русская социология XIX - на­чала XX века. М., 1993; Медушевский А. Н. История русской социологии. М., 1993; Российская социология. Спб., 1993; Sorokin P. Russian sociology in the twentieth century. N. Y., 1927. Hecker J. F. Russian sociology. N. Y., 1969; Vucinich A. Social Thought in Tsarist Russia. The Quest for a Jeneral Science of Society. 1861-1917. Chicago, 1976.

В. H. Жуков

СПЕКТОРСКИЙ Евгений Васильевич (1875, Острог Во­лынской губ. - 3.03.1951, Нью-Йорк, США) - социальный философ, правовед, теоретик культуры. В 1898 г. окончил Варшавский ун-т, в 1901-1903 гг. был в научной команди­ровке в ун-тах Парижа, Берлина, Геттингена и Гейдель-берга. С 1913 г. - проф. Киевского ун-та, в 1918 г. был избран деканом юридического ф-та, затем ректором ун­та. В нач. 1920 г. эмигрировал. В Югославии был проф. Белградского, затем Люблянского ун-тов. В 1945-1947 гг. находился в лагере для перемещенных лиц в Италии. С 1947 г. до кончины С. - проф. Св. Владимирской право­славной духовной академии в Нью-Йорке, первый пред­седатель Русской академической группы в США. Наиболее важной работой С. является труд «Проблема социальной физики в XVII веке» (Т. 1. Варшава, 1910; Т. 2. Киев, 1917), 2 т. к-рого защищены им в качестве магистерской и док­торской диссертаций. В нем детально анализируются «мо­ральные» и физические мировоззрения в XVII в., просле­живаются их взаимовлияние и концептуальные взаимоза­имствования. С. показывает, что идеалы механистическо­го объяснения рассматривались мыслителями XVII в. как универсальные, приложимые и к социальной сфере. Ряд работ С. посвящен семантике общественных наук, под к-рой он понимал историко-генетический анализ их терми­нов и понятий, а также историю социальных идей. В 1925 г. в Праге он опубликовал книгу «Христианство и культу­ра», в к-рой в апологетической манере обосновывал по­ложительное значение христианства для философии, на­уки, искусства, для развития права и государства, для ук­репления идеи личности. Одной из постоянных тем твор­чества С. была история рус. культуры. Он написал статьи и эссе о крещении Руси, о Петре I, о школах в рус. госу-дарствоведении, о зап. источниках евразийства, о Ло­моносове и Пушкине, Толстом и Достоевском, Турге­неве и Чехове. С. был ученым академического типа, его работы насыщены ссылками на редкие источники и де­монстрируют исключительную эрудицию. Большая часть его жизни была связана с университетским препо­даванием, он написал несколько учебников, из к-рых наиболее важны двухтомная «История социальной фи­лософии» (Любляна, 1932, на словенском яз.) и «Начала науки о государстве и обществе» (Белград, 1927, на серб­ском и рус. языках).