Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 327 из 447)

С о ч.: Об основах ленинизма. Л.; М., 1925; К вопросам лени­низма. М.; Л., 1926; О диалектическом и историческом матери­ализме (сентябрь 1938). М., 1939; Соч. М, 1946-1955. Т. 1-13; Вопросы ленинизма. 11-е изд. М., 1953; Экономические про­блемы социализма в СССР. М, 1952.

Лит.: Милюков П. Н. Сталин//Современные записки. 1935. № 59; Федотов Г. Сталинократия // Там же. 1936. № 60; ГакГ.М. Произведение товарища Сталина «О диалектическом и исто­рическом материализме». М., 1945; Вопросы диалектического и исторического материализма в труде И. В. Сталина «Марк­сизм и вопросы языкознания». М., 1952. Т. 1-2; Медведев Р. А. О Сталине и сталинизме. М., 1990; Квасов Г. Г. Документаль­ный источник об оценке И. В. Сталиным группы академика А. М. Деборина (текст и комментарий) // Отечественная фило­софия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. М., 1992. Вып. 10. С. 188-197; Souvarine В. Staline. Apercu historique du bolchevisme. P., 1935; Deutscher I. Stalin. A Political Biography. L., 1977; Fischer L. The Life and Death of Stalin. Londres, 1953; Marie J. J. Staline. P., 1967; UlamA. B. Stalin. N. Y., 1973.

В. Ф. Пустарнаков

СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович (27.09(3.10). 1813, с. Удеревка Острожского у. Воронежской губ. -25.06(7.07). 1840, Нови-Лигуре, Италия) - философ. С 1830 по 1834 г. С. обучался на словесном отд. Московского ун­та. Живя в доме известного шеллингианца М. Г. Павлова, С. знакомится с философией природы Шеллинга. Под вли­янием Надеждина осваивает его эстетику. Его интересу­ют также эстетические идеи нем. романтиков. С 1836 г. его и М. А. Бакунина увлекает философия Гегеля. Пошатнув­шееся здоровье заставляет С. покинуть Россию в 1837 г. За границей уже перед смертью он использовал любые воз­можности для более глубокого знакомства с гегелевски­ми идеями. В наследии С. не осталось сколь-либо замет­ных соч. по философии. Все, что мы можем узнать о его мировоззрении, содержится в основном в его переписке с друзьями. И здесь следует особо отметить эпистоляр­ное мастерство С. Большую роль в знакомстве рус. интел­лектуальной элиты с философскими идеями, прежде все­го с нем. идеализмом, играла деятельность возглавляемо­го С. кружка, в к-рый входили, наряду с др., М. А. Баку­нин, Белинский, Боткин, одно время - К. С. Аксаков. Философские увлечения С. - последовательно: Шеллинг, Кант, Фихте, Гегель. В Шеллинге его наиболее привлекала не натурфилософия, а трансцендентализм. С. интересо­вала идея целостного восприятия мира, единство приро­ды и истории. И именно в этом, по его собственному признанию, огромную роль сыграл Шеллинг. У Фихте же он и его друзья восприняли этические идеи, его трактов­ку идеи личности. Изучая Гегеля, С. приходит к призна­нию духовной основы мира, к постижению духа как конк­ретного, деятельного начала. Для С. характерно также ут­верждение идеала нравственно совершенной личности, что сыграло свою роль в развитии гуманистических идей в рус. общественной мысли России. Осн. значение С. для истории рус. философии состоит в том, что он был вдохновителем, своеобразным аккумулятором идей для целой плеяды молодых рус. мыслителей. И деятельность его кружка (в смысле распространения идей нем. фило­софии), и его эпистолярное наследие (в смысле раскры­тия перед нами лаборатории мысли формирующейся рус. интеллигенции), и его непосредственное идейное влия­ние на друзей-коллег - все это составляет важную страни­цу в истории идейно-теоретической жизни того времени.

С о ч.: Избранное. М, 1982; Переписка 1830-1840 гг. М., 1914.

Лит.: Николай Владимирович Станкевич. Переписка его и биография, написанная П. В. Анненковым. М., 1857; Александ­ров Я. Идеалист 30-х годов XIX века: (К 75-летию со дня кончи­ны Н. В. Станкевича. 1840-1915). Казань, \9\5;ГершензонМ. О. История молодой России. М.;Пг., 1923; Сакулин П. И. Идеа­лизм Н. В. Станкевича // Вестник Европы. 1915. Кн. 2; Филип­пов М. М. Судьбы русской философии: (Кружок Станкевича. -Влияние Гегеля) // Русское богатство. 1894. № 11; История философии в СССР. М., 1968. Т. 2. С. 281-287; История рус­ской философии. М., 2001 (2007). С. 152-155.

В. И. Приленский

СТАРООБРЯДЧЕСТВО (староверие) - общее название рус. (православного) духовенства и мирян, отказавшихся присоединиться к реформе, предпринятой в XVII в. пат­риархом Никоном, и пытающихся сохранить церковные установления и традиции древнерус. православной церк­ви. Среди С. сложилось несколько различных церковных организаций (иногда называемых толками или согласи­ями), каждая из к-рых официально именует себя Древ-леправославной (православной) церковью, а своих пос­ледователей - православными христианами. Бытует са­моназвание «староверы» с прибавлением указания на принадлежность определенной старообрядческой церк­ви. В дореволюционной литературе, как правило, С. именуется «расколом», а староверы - «раскольниками». В первые десятилетия С. было прежде всего общественной оппозицией церковным нововведениям, не вводившей новую позитивную программу или доктрину; богослов­ствование начального С. было только защитой церковной традиции и критикой реформы. Но уже к кон. XVII в. пе­ред С. обостряется необходимость решения целого ряда богословско-мировоззренческих проблем - как в теоре­тическом, так и в практическом плане. Одна часть духо­венства пришла к убеждению, что, поскольку необходи­мо иметь священство, следует принимать с сохранением сана священнослужителей, переходящих в С. из новооб­рядной церкви. Это направление получило название «по­повщина», «поповцы» или «беглопоповцы». Но др. ста­роверы полагали, что в мире воцарился антихрист и бли­зок конец света. Поэтому истинные священнослужители исчезли, а новообрядная церковь лишена благодати. Эти старообрядцы называются «беспоповцы». Перед ними возникла задача организовать свою церковно-богослужебную жизнь и дать этому догматическое обоснование. Зна­чительная роль в ее разрешении принадлежит братьям А. и С. Денисовым и Феодосию Васильеву. Из богослуже­ния беспоповцев исключаются все священнодействия, к-рые полномочен выполнять только священник или дья­кон. Такие богослужения и до раскола совершались в сев. краях Поморья, где в малонаселенных и удаленных прихо­дах не было постоянных священников. С этим связано происхождение названия мн. беспоповцев - поморцы. Правила организации церковной жизни, отношений с ере­тиками черпались С, в т. ч. и беспоповцами, из «Кормчей книги» - свода правил апостолов, соборов и святых от­цов. Отвержение новообрядного духовенства и таинств беспоповцами не имело ничего общего с учением про­тестантизма, с к-рым их неоднократно пытались сблизить на основании внешнего сходства. Беспоповцы не от­вергают принципиально ни церковную иерархию, ни та­инства, они лишь в конкретных исторических условиях, руководствуясь опять-таки учением святых отцов и цер­ковными канонами, вынуждены были обходиться без них. Видя в этом лишении признак антихристова времени, бес­поповцы в течение мн. лет, однако, пытались найти истин­ное духовенство в отдаленных странах, в частности в ле­гендарном Беловодье. В вопросе о совершении таинств беспоповцы не просто провозглашают равные права свя­щенников и мирян, но, опираясь на свод церковных кано­нов и историю церкви, в каждом конкретном случае рас­сматривают, вправе ли мирянин крестить, исповедовать и т. д. в экстремальной ситуации отсутствия священника. Для этих целей в беспоповстве складывается ин-т наставников-мирян, выполняющих функции духовных от­цов. Невозможность совершения мирянином евхаристии разрешается в учении о «духовном причащении» - упо­вании на то, что при отсутствии видимого причастия Гос­подь само страстное желание причаститься вменит за ев­харистию. Проблема согласования идеи о состоявшемся пришествии в мир антихриста со святоотеческим учеш­ем о конце света нашла выражение в беспоповской кон­цепции о «духовном антихристе»: антихрист не есть че­ловек во плоти, он пришел духовно, его владычество -владычество еретиков, сопровождающееся гонениями на православных христиан, т. е. на С. Крупнейшее разделе­ние в беспоповстве вызвал вопрос о таинстве брака. Пос­ледователи Феодосия Васильева - федосеевцы-старопоморцы постановили, что в отсутствие духовенства миря­не не могут совершить браковенчания, сожительство же без брака есть блуд, и, следовательно, все должны вести девственную жизнь. В течение XIX в. долгое время федо­сеевцы являлись самым многочисленным течением в беспоповстве. Среди беспоповцев-поморцев в XIX в. оформилось учение о бессвященнословном браке, со­вершающемся благословением наставника и родителей. Эта практика вызвала разделение с федосеевцами, поро­дившее с обеих сторон целый корпус полемических соч.

0 таинстве брака. Кроме перечисленных выше осн. разде­лений, в С. образовался еще ряд толков и согласий. Круп­ное разделение в С. произошло после перехода к старове­рам в 1846 г. Босно-Сараевского митрополита Амвросия, учредившего Белокриницкую иерархию (по названию с. Белая Криница). Часть поповцев не приняла этой иерар­хии и продолжала довольствоваться переходящими от синодальной церкви священниками. В 1923 г. к ним пере­шел новообрядческий архиепископ Никола (Позднев), но и после появления иерархии за ними сохраняется обы­денное название «беглопоповцы». Корпус старообрядчес­ких соч. огромен, большую его часть представляют со­бой рукописные книги, посвященные полемике с ново-обрядчеством или между различными течениями С. Сре­ди наиболее выдающихся произв., представляющих интерес для изучения религиозно-философских воззре­ний старообрядцев, можно назвать соч. Аввакума, «Со­ловецкую челобитную», «Поморские ответы», «Щит веры», «Меч духовный», соч. Павла Любопытного, епи­скопа Арсения Уральского (Швецова), И. Кириллова, Ф. Мельникова, Л. Пичугина, В. Сенатова, епископа Ми­хаила (Семенова). Для историка философии С. интересно прежде всего тем, что в ходе трехсотлетней полемики была приведена в движение вся мировоззренческая система византийско-рус. православия, ревизован и заново осмыс­лен весь его понятийный аппарат и внутренняя логика. Среди важнейших проблем, обсуждаемых в старообряд­ческих соч., - проблема сочетания личной ответственности за чистоту своей веры и подчинения авторитету иерар­хии: проблема взаимосвязи веры и ее выражения в i священнодействиях, церковных обрядах. Осн. тяжесть до­казательства в старообрядческих соч. несут мно­гочисленные выборки цитат из Священного писания, святых отцов и церковных канонов. Используются также и соч. новообрядцев, светских авторов. Цитаты сопровождаются истолкованием, обсуждением границ их применимости к излагаемой теме, возможной многозначности выражений. Очень мн. старообрядческие полемические соч. написаны в форме вопросов и ответов. Поскольку I уровень грамотности среди староверов был высок, богословские споры не были достоянием узкой группы бого-| словов-начетчиков - они вызывали общественный инте­рес и велись повсеместно как на диспутах, так и в пись­менном виде - в посланиях. Первыми авторами, опуб-| ликовавшими свои взгляды на сущность С, стали представители новообрядцев - Симеон Полоцкий, мит­рополит Димитрий Ростовский, епископ Питирим Нижегородский и др. Первоначальной их позицией было I стремление доказать, что С. есть еретичество, что его последователи защищают неприемлемые для православия 1 взгляды и обычаи. По мере того как становилось ясным, в т. ч. под влиянием научных открытий, что в дониконовс-ких церковных установлениях нет ничего еретического и ложного, синодальные обличители меняют позицию и делают акцент на том, что якобы С. - движение темного, необразованного люда, не покорившегося иерархам и не понимающего, что произведенные преобразования срав­нительно малозначительны и не изменяют существа веры и церкви. Митрополит Платон (Левшин) теоретически и практически основал единоверие (1800), допускавшее чисто внешнее отправление дореформенного богослу­жения священниками, подчиняющимися новообрядческому Синоду. В сер. XIX в. возникает концепция, истолко­вывающая С. как народно-демократическое движение, лишь внешне облеченное в религиозную форму. Она по­лучает развитие в трудах В. В. Андреева, В. И. Кельсиева, А. С. Пругавина, Щапова и др. Герцен намеревался даже организовать среди С. революционную пропаганду, что, впрочем, закончилось полной неудачей. На самом деле старообрядческая литература не касается проблем соци­ального устройства, неприятие же государства и самоус­транение от мн. форм общественной жизни есть лишь следствие убеждений в том, что существующее государ­ство - еретическое. Несостоятельность попыток припи­сать С. антисамодержавные революционные воззрения была показана Н. С. Лесковым, П. И. Мельниковым-Печерским. В. С. Соловьев в работе «О русском народном расколе» пытался сблизить С. с протестантизмом, впро­чем, чисто отвлеченно, не опираясь на изучение старо­обрядческой литературы и вероучения. Розанов и П. И. Мельников-Печерский высказывали мысль, что С. есть доведенное до логического завершения византийское пра­вославие - «мрачное», «жестокое», «отвергающее жиз­ненные радости, стремящееся к умерщвлению плоти». Важное значение для изучения истории раскола имели работы Н. Ф. Каптерева, к-рые также послужили и нек­рой «реабилитацией» древнерус. церковной традиции. Интересная в плане исследования исторических фактов работа Е. Е. Голубинского «К нашей полемике со старо­обрядцами» (1905) выдвигает в качестве осн. причины раскола «отсутствие у нас просвещения» и невежество. При всей необозримости исследований о С. существует крайне мало беспристрастных работ, посвященных богословскому анализу и религиозно-философскому осмыслению (а не обличению) сущности С. Интерес в этом плане могут представлять соответствующие лекции курса Ключевского, главы «Истории русской филосо­фии» Зеньковского и «Путей русского богословия» Флоровского. Большое значение имеет фундаментальное ис­следование С. Зеньковского «Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века» (Мюнхен, 1970; 2-е изд. М., 1995), хотя вытекающий из него вывод, что С. вызрело как внутренний продукт жизни рус. церкви, а Никонова реформа была лишь внешним толчком, поводом, вывед­шим С. наружу, представляется спорным. Несмотря на то что с момента раскола С. было объектом преследований, только официальное число староверов во 2-й пол. XIX в. превышало 10% населения России. Боровшийся со С. ста­рец Амвросий Оптинский, протестуя против отмены пра­вительственных репрессий и предоставления С. свободы вероисповедания, признавал, что в таком случае число староверов в один год удвоится, а через несколько лет так умножится, что из простого народа мало останется не перешедших в С. В наст. вр. существуют следующие круп­ные церковные организации С: Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкая иерархия); Русская Древлеправославная Церковь (беглопоповцы); Древлеправославная Поморская Церковь (беспоповцы, имеются самостоятельные структуры в России, Латвии, Литве). Беспоповцы-федосеевцы, центром к-рых счита­ется Московская Преображенская община, не имеют еди­ной системы, связывающей церковные общины. Старо­обрядческие приходы существуют в Румынии (в т. ч. Мит­рополия Белокриницкой иерархии), в Польше, Северной и Южной Америке и др. странах. В последние годы воз­рождается деятельность по изданию религиозной литературы С, по богословскому образованию.