Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 328 из 447)

Л и т.: Поморские ответы. М., 1911; Щит веры. М., 1913; Мельников-Печерский П. И. Очерки поповщины // Поли. собр. соч. Спб.; М., 1898. Т. 13-14; Сахаров Ф. К. Литература исто­рии и обличения русского раскола. Вып. 1-3. Спб., 1887-1900; Пругавин А. С. Раскол - сектантство. Вып. 1. Библиография ста­рообрядчества и его разветвлений. М., 1887; Сенатов В. Г. Фи­лософия истории старообрядчества. Ч. 1-2. М., 1908; Правда старой веры. М., 1917; Шахов М. О. Философские аспекты ста-роверия. М., 1997; Он же. Старообрядчество, общество, госу­дарство. М., 1998; Он же. Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и социальная позиция. М, 2002; Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: В 2 т. М., 2006.

М. О. Шахов

СТЕПНЯК-КРАВЧИНСКИЙ Сергей Михайлович (1(13).07.1851, с. Новый Стародуб Александровского у. Херсонской губ. - 11(23). 12.1895, Лондон) - революцион­ный народник, писатель, публицист. Род. в семье военно­го врача, заслужившего потомственное дворянство. Учил­ся в Орловской военной гимназии, 3-м Александровском военном училище в Москве, Михайловском артиллерий­ском училище в Петербурге, после окончания к-рого (1870) служил в Харькове; в 1871 г. вышел в отставку и поступил в Лесной ин-т, откуда в 1873 г. ушел по соб­ственному желанию. Революционную деятельность начал в 1870 г. В 1872 г. присоединился к кружку «чайковцев», участвовал в «хождении в народ», был арестован, бежал и перешел на нелегальное положение, в 1874 г. эмигриро­вал в Швейцарию. В этот период С.-К. подготовил свою первую агитационную брошюру - перевод и переработ­ку кн. Ф. Ламенне «Слова верующего», а также ряд про­пагандистских работ в жанре лубочных народных сказок, в доступной форме излагавших марксистские экономиче­ские идеи и критиковавших Крестьянскую реформу 1861 г. Находясь в эмиграции (в Швейцарии, Италии, а с 1884 г. в Англии), С.-К. публиковал статьи и очерки о рус. револю­ционном движении. В 1881-1882 гг. в миланской газ. «Le Pungolo» («Жало») печаталась под псевдонимом «Степ­няк» написанная на итал. языке его кн. «Подпольная Рос­сия» (отд. изд. с предисл. Лаврова - 1885, на англ. языке -1883, на нем. - 1884, на фр. - 1885, а также на португаль­ском, исп., голландском, польском, болгарском, венгер­ском, датском, шведском языках; на рус. языке - 1893), в к-рой дан очерк народнического движения 60-70-х гг., представлены «силуэты и профили» С. Л. Перовской, В. И. Засулич, Кропоткина и др. революционеров. Кни­га впервые познакомила европейских читателей с «рус­скими нигилистами» и принесла автору мировую извест­ность. Взгляды С.-К. на политическое будущее России пре­терпели эволюцию. В 70-х гг. он, придерживаясь анархист­ской, бакунинской, т. зр., отрицал необходимость какой бы то ни было государственной власти после победы рево­люции. В нач. 80-х гг. теориюМ. А. Бакунина он принимал уже с оговоркой, что понимает анархизм «в смысле фе­дерализма», как возможно большее развитие личной, местной и областной автономии (Письмо к членам Ис­полнительного комитета «Народной воли», 1882). В пос­ледние годы жизни он в определенной мере преодолева­ет бакунинскую теорию отрицания государственности, признавая необходимость центрального правительства в будущей федеративной России. Книги С.-К., переведен­ные на все европейские языки, имели громкий успех, а сам он стал прототипом героев Э. Золя «Жерминаль» и Э. Войнич «Овод».

С о ч.: Собр. соч.: В 6 ч. Спб., 1907-1908; Собр. соч.: В 7ч. Пг., 1917-1919; Соч.: В 2т. М., 1958; В лондонской эмиграции. (Публицистика, переписка). М., 1968.

А. А. Ширинянц

СТЁПИН Вячеслав Семенович (19.08.1934) - специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры, истории науки; д-р фило­софских наук, проф., академик РАН (с 1994). Окончил отд. философии исторического ф-та Белорусского ун-та (1956). С 1959 г. - на преподавательской работе в Белорус, поли­техническом ин-те. С 1974 г. - на кафедре философии гу­манитарного ф-та БГУ, в 1981-1987 гг. - зав. кафедрой. В 1987-1988 гг. -директор ИИЕТ АН СССР, в 1988-2004 гг. -директор Ин-та философии АН СССР (РАН). Докторская диссертация - «Проблема структуры и генезиса физи­ческой теории» (1975). Иностранный член Национальной АН Белоруссии (1995) и Национальной АН Украины (1999), почетный доктор ун-та г. Карлсруэ, ФРГ (1998). С. внес существенный вклад в исследование проблем мето­дологии науки, теории познания, философии культуры. В 70-80-е гг. им была разработана концепция структуры и генезиса научной теории, имеющая широкий круг при­ложений в методологии естественных и технических наук; открыта и описана ранее не изученная операция постро­ения теории (конструктивного введения теоретических объектов), что позволило решить проблему формирова­ния в составе теории парадигмальных образцов решения задач. Была раскрыта структура оснований науки (науч­ная картина мира; идеалы и нормы исследования; фило­софские основания). Анализ динамики оснований науки позволил выявить конкретные механизмы воздействия социокультурных факторов на формирование стратегий научных исследований. С. обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации только нек-рых из них, стано­вящихся реальной, эмпирической историей науки; разра­ботал идею типов научной рациональности. В последние годы С. исследовал функции мировоззренческих универ­салий культуры, их роль в трансляции исторического опыта, воспроизводстве образа жизни и особенностей цивилизационного развития, проанализировал соотношение уни­версалий культуры и философских категорий. Универса­лии (категории) культуры («природа», «пространство», «время», «причинность», «свобода», «справедливость», «совесть», «добро», «зло» и т. д.) наряду с общими, инва­риантными для разных культур признаками, выражаю­щими глубинные структуры человеческого бытия, вклю­чают также исторически особенное содержание, отража­ющее специфику культуры каждого исторического типа. Универсалии функционируют: 1) как формы селективно­го отбора и трансляции социально-исторического опыта, 2) как категориальная структура сознания в ту или иную историческую эпоху, 3) как предельно обобщенная карти­на человеческого жизненного мира, посредством к-рой вводится представление о человеке и мире и фиксируется шкала ценностей, принятая в определенном типе культу­ры. Система универсалий культуры служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации. Философия выступает рефлексией над универсалиями культуры. Философские категории упрощают и схемати­зируют мировоззренческие универсалии, превращая их в теоретические понятия предельной степени общности. Но за счет оперирования этими понятиями философия спо­собна порождать новые идеи, выходящие за рамки уни­версалий культуры своей эпохи. Такие идеи могут стать мировоззренческими ориентирами на будущих этапах раз­вития цивилизации и культуры. С. разработал концепцию типов цивилизационного развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универса­лий культуры. Исследовал изменения в этих смыслах, проис­ходящие на совр. этапе развития цивилизации, интерпре­тировал их как предпосылки для перехода к новому типу развития, призванному найти выход из экологических, ан­тропологических и др. глобальных кризисов.