Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 330 из 447)

С о ч.: Соч. М., 2000; Жизнь и творчество. Берлин, 1923; Основные проблемы театра. Берлин, 1923; Мысли о России // Современные записки, 1923 (Кн. 14, 15, 17), 1924 (Кн. 19,21), 1925 (Кн. 23), 1926 (Кн. 28), 1927 (Кн. 32, 33), 1928 (Кн. 35); Николай Переслегин. Париж, 1929; Бывшее и несбывшееся. Т. 1-2. Нью-Йорк, 1956; Спб., 2000; Портреты. Спб., 1999; Чаемая Россия. Спб., 1999; Der Bolschewismus und christliche Existenz. Miinchen, 1959; Dostoewskij und Tolstoj: Christentums und sozial Revolution, Drei Essays. Miinchen, 1961; Встречи: Достоевский - Л. Толстой - Бунин - Зайцев - В. Иванов -Белый - Леонов. Мюнхен, 1962; Mystische Weltschau: ffinf Gestalten des russischen Symbolismus. Miinchen, 1964; Встречи и размышления: Избр. статьи. L., 1992.

Л и т.: Белый А. Начало века. М., 1990; Он же. Между двух революций. М., 1990; Варшавский В. А. Незамеченное поколе­ние. Нью-Йорк, 1956; Вишняк М. В. Современные записки. Воспоминания редактора. Спб.; Дюссельдорф, 1993;3андерЛ. А. ОФ. А. Степуне и о некоторых его книгах//Мосты. 1963.Т. 10. С. 318-340; Струве Г. П. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, 1956 (Париж, 1984); Полторацкий Н. П. Философ-ар­тист// Полторацкий Н. П. Россия и революция: Русская рели­гиозно-философская и национально-политическая мысль XX века: Сб. статей. Tenatly, 1988; Штаммлер В. Ф. А. Степун // Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. статей под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975.

А. А. Ериичев

СТЕФАН ЯВОРСКИЙ (1658, местечко Явор под Льво­вом, Украина - 27.11(8.12). 1722, Москва) - церковный и государственный деятель, митрополит Рязанский и Му­ромский, местоблюститель патриаршего престола (1702), первый президент Святейшего Синода (1721), крупней­ший представитель западнорус. богословско-философской школы. Взгляды С. Я. сформировались в Киево-Моги-лянской академии и иезуитских школах Львова, Люблина, Познани и Вильно. Традиции киевских и польских школ 2-й пол. XVII в. определили характер наиболее простран­ного философского соч. С. Я. - его лекционного фило­софского курса «Философское состязание», прочитанно­го в Киево-Могилянской академии в 1693-1694 гг. Содер­жание данного курса раскрывается в идеях т. наз. второй схоластики, получившей распространение в католичес­ких школах в период Контрреформации как разновидность рационализированного теизма. С. Я. суммировал осн. идеи этого направления. Во-первых, это признание мате­рии и формы в качестве равноценных принципов при­родных вещей, в отличие от томизма, абсолютизировав­шего значение формы. Форма, понимаемая как идея и возможность предмета, рассматривается С. Я. как суще­ствующая в самой материи и зависящая от нее, причем материя по своей природе испытывает тяготение к раз­личным формам. Предметный мир непрерывно изменя­ется в результате антагонизма между формами, реализо­вавшими себя в союзе с материей, и формами, суще­ствующими потенциально. «Общим субъектом» всех из­менений, присутствующим в каждом предмете и обусловливающим «взаимный переход подлунных тел», является сотворенная Богом первоматерия. Во-вторых, это идея о несводимости бытия вещи ни к форме, ни к мате­рии. Отсюда акт и потенция рассматриваются не как две отдельные реальности, но как два аспекта конкретной вещи. В-третьих, для С. Я. различие между сущностью и существованием имеет место не в действительности, а лишь в понятиях. Эта идея противопоставляется томистс­кому утверждению о совпадении сущности и существо­вания только в Боге, но не в его творениях. В-четвертых, С. Я. как умеренный номиналист утверждает примат единич­ного перед универсальным, считая, что «универсальное является ничем или вторичным». Отсюда вывод о том, что предметом познания является конкретное бытие ве­щей и что в процессе познания, понимаемого как рас­крытие причин, на основе абстрагирования образуются общие понятия. Одним из методологических оснований философских взглядов С. Я. являлась теория «двух истин» (религиозного и философского знания). Одним из первых в рус. церкви С. Я. понял, что начавшаяся в России секу­ляризация представляла собой перенос религиозных идей в светскую сферу, являлась основанием той религиозной культуры, к-рая не была связана с наращиванием и акту­ализацией сугубо мистического опыта и могла существо­вать вне церкви. На характере философских взглядов С. Я. не могла не сказаться его приверженность западнорус. богословской традиции. Ее развитие в XVII-XVIII вв. мож­но представить как движение в культурно-историческом поле, напряжение в к-ром задают два полюса - латинство и византизм. Представителей этой традиции в России на­зывали «пестрыми», т. е. считали их уже не православны­ми, но еще не католиками. Философские принципы этой богословской школы выражены в его осн. богословском соч. «Камень веры» (впервые полностью опубликовано в 1728 г.). К ним относится, во-первых, значительное по сравнению с византийской традицией расширение пред­мета богословия. С. Я. не ограничивал этот предмет Бо­гом в Себе, но, как это было принято в католических тео­логических доктринах, включал в него все проявления Бо­жества в мире, в силу чего сфера предмета философии значительно сужалась. Во-вторых, С. Я. считал, что меж­ду философией и богословием не должно быть метафи­зики в качестве промежуточной и автономной структу­ры: часть метафизических проблем переводилась в раз­ряд богословских, др. сводилась к проблемам моральной философии. В XVIII в. подобное понимание соотноше­ния философии, метафизики и богословия стало домини­рующей основой учебных программ рус. православных школ. Для взглядов С. Я. на общественные отношения характерно традиционное признание права царя на вер­ховную власть в государстве, вместе с тем он вносил оп­ределенные коррективы в эту позицию. Государство, по его мнению, должно прежде всего обеспечить общее бла­го всем подданным, разделенным на четыре сословия, причем осн. тяжесть налогов падает на крестьян, мещан, ремесленников и купцов. Следуя духу времени, С. Я. от­давал предпочтение личным заслугам перед знатным про­исхождением. Он полагал, что высшее и низшее сосло­вия, повинуясь властям, должны в то же время заботиться об общем благе. Немало ярких страниц он посвятил осуждению общественного неравенства и порождаемых им пороков: аристократической роскоши, лености, распущен­ности, нищеты и т. п. Однако надежды на избавление от несовершенного земного существования С. Я. связывал в конечном счете с обретением Царства Божия. Если рас­сматривать деятельность С. Я. на ниве рус. культуры в целом, то нельзя отрицать его влияния на распростране­ние просветительских идей в совр. ему об-ве, а также его заслуг в подготовке образованных кадров служителей церкви.