Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 332 из 447)

С о ч.: О методе естественных наук и значении их в общем образовании. Спб., 1865; Об основных понятиях психологии и физиологии. Спб., 1886; О вечных истинах: Мой спор о спири­тизме. Спб., 1887; Из истории литературного нигилизма, 1861-1865. Спб., 1890; Воспоминания и отрывки. Спб., 1892; Пере­писка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым 1870-1894 // Толсто­вский музей. Спб., 1914. Т. 2; Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом (1862-1885). Т. 1-2. Киев, 1901— 1902; Литературная критика. М., 1984.

Л и т.: Колубовский Я. Н. Н. Н. Страхов // Вопросы филосо­фии и психологии. 1891. № 3. Кн. 7 (приложение); Грот Н. Я. Памяти Н. Страхова. К характеристике его философского ми­росозерцания // Вопросы философии и психологии. 1896. Кв. 32; Введенский А. Общий смысл философии Н. П. Страхова. М., 1897; Розанов В. В. Литературные изгнанники. Спб., 1913, Лондон, 1992; Он же. Собр. соч. [Т. 13]. Литературные изгнан­ники. Н. Н. Страхов. К. Н. Леонтьев. М., 2001; Никольский Б. В. Н. Н. Страхов. Спб., 1896; Белов С, Беходубровский Е. Биб­лиотека Н. Н. Страхова // Памятники культуры. Новые от­крытия. Ежегодник 1976. М., 1977; Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли. Франк-фурт-на-Майне, 1983. Т. 1; Gerstein L. Nikolai Strakhov. Cambridge (Mass.), 1971.

В. В. Сапов

СТРИГОЛЬНИЧЕСТВО - широкое еретическое анти­церковное движение в Северной Руси в XIV-XV вв. Изве­стными деятелями движения были дьяконы Никита и Карп, казненные в 1375 г., и чернец Немчинова монастыря в Пскове Захар. Исследователи оценивают С. либо как бюр­герскую антифеодальную ересь посада, сближавшуюся с западноевропейской Реформацией по признакам рели­гиозного критицизма и рационализма, либо как самобыт­ное рус. гуманистическое умонастроение, к-рому был свойствен синтез разума, человечности, новизны, а так­же как возрождение языческого мировоззрения в двоеверной среде. Что касается наименования ереси, то одни исследователи объясняют его связью с цеховой, ремес­ленной средой, занятой стрижкой сукон, другие отожде­ствляют ее приверженцев с расстригами, т. е. с бывшими представителями церкви, лишенными за вольномыслие сана. Наиболее вероятно, что название ереси восходит к особой обрядности посвящения, выражавшейся в риту­альной стрижке волос. Бесспорных соч. представителей С. пока не выявлено. Их взгляды известны только по про­изв. обличителей (послания константинопольского пат­риарха Никона 1382 г., поучение епископа Стефана Перм­ского 1386 г. и послания московского митрополита Фотия 1416,1422(или 1425)и 1427 гг.). В этих источниках С. опи­сывается как отрицание ин-та духовенства и всего комп­лекса православной обрядности (общего богослужения в храмах, покаяния, причастия, заупокойных молитв). Кри­тика мздоимства в среде церковнослужителей сочеталась с отрицанием посреднической роли церкви в делах веро­исповедания, а также с неверием в посмертное воздая­ние. Вместе с тем о еретиках сообщалось, что они устра­ивали свои ритуальные собрания вне церкви и без учас­тия духовенства «на распутиях и ширинах градских». Не­сомненно присутствие в культовом комплексе еретиков пережитков язычества, с к-рыми и связаны прежде всего приписываемые С. заблуждения (напр., неверие в воздая­ние вытекало из языческих представлений о загробной жизни умерших предков). Исходными для С. были пред­ставления о сакральной паре, олицетворявшейся Мате­рью-Землей и каким-то неизвестным нам по имени муж­ским небесным Божеством, что недвусмысленно свиде­тельствует о пантеистической вере в равнобожественность Земли и Неба и о возрождении древн. языческих верова­ний. Судя по фольклору и этнографии, в народном созна­нии Матерь-сыра Земля воспринималась как сверхъесте­ственная стихия, к-рую нельзя осквернять и к-рая наделя­лась всеми присущими Божеству действиями, включая прощение грехов. За Землей прочно удерживался эпитет «матушка», а за Небом - «батюшка». Брачным союзом Земли и Неба объяснялись плодоносящие силы приро­ды. В языческой древности стихии Земли и Неба персони­фицировались в образах парных божеств (Род-рожани­цы, Дажбог-Мокошь, Ярила-Лада), находившихся в суп­ружеских отношениях. Т. обр., природа расхождений с официальной церковной идеологией была двоеверной и коренилась в отходе от православия к язычеству, в при­верженности нехристианскому культу и нехристианским представлениям. Следствием являлся крайний радикализм С, когда грань между еретическим вольномыслием и про­тивоборством различных вер оказывалась зыбкой. Напр., отрицание посреднической роли церкви в общении с Бо­гом могло иметь под собой как традицию коллективного сакрального действа, так и авторитет ветхозаветных писа­ний, где говорится о прямом общении библейских персо­нажей с Богом. В православии эти тенденции реализовы-вались в практике столпничества (отшельничества), а в С. вылились в массовое поклонение Земле и Небу. Эти сфе­ры чувственно воспринимаемого обожествляемого Кос­моса для многих новгородцев и псковичей оказывались высшими святынями. Нередко С. ошибочно сближают с более поздними ересями, тогда как генетически оно свя­зано с дохристианским прошлым. Из-под слабого налета христианства проступало неизжитое мировоззрение язы­ческой старины, а социальным идеалом была патриар­хальная идея всеобщего равенства.

Лит.: Смирнов С. Древнерусский духовник. М, 1913. Приложение II: Исповедь земле. С. 255-283; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века. М.; Л., 1955; Клибанов А. И. Реформа-ционные движения в России в XIV - первой половине XVI в. М., 1960; Рыбаков Б. А. Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия. М., 1993; Топорков А. Л. Материалы по славян­скому язычеству // Древнерусская литература. Источникове­дение. Л., 1984. С. 222-233; Алексеев А. И. О стригольничестве// История Новгорода и Новгородской земли. Новгород. 1996; Он же. Сравнительный подход в изучении ереси стригольни­ков // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2003. № 4.

В. В. Мильков

СТРУВЕ Генрих Егорович (27.06.1840 - 16.03.1912) - рус-нем.-польский философ, теолог, логик и психолог. Учил­ся на теологическом ф-те Тюбингенскрго ун-та, в Йенс-ком ун-те. Получил степень д-ра философии за диссерта­цию «О происхождении души» (1862). Вторая докторская диссертация была защищена в Московском ун-те на тему: «Самостоятельное начало душевных явлений» (1870). В нач. 70-х гт. на С. обратили внимание Достоевский, Тол­стой, Троицкий, Гогоцкий, Юркевич, Владиславлев, Коз­лов и др. Популярности имени С. в России содействовали написанные им в 70-е гг. учебники по логике и психоло­гии для учащихся гимназий и лицеев. Его школьное посо­бие «Элементарная логика» (1874) выдержало 14 изд. Под­готовке кадров, специализирующихся в области филосо­фии, а также популяризации философских знаний содей­ствовали такие работы С, как «Отличительные черты философии и их значение в сравнении с другими наука­ми» (1872) и «Синтезы двух миров» (1876), содержащие «синтетическое» понимание им самого предмета и на­значения философской рефлексии. Более 30 лет С. препо­давал в Варшавском ун-те комплекс «философской эн­циклопедии» (метафизику, историю философии и рели­гии, логику, психологию, этику, эстетику). Главными объек­тами научных исследований С. были не только особенности философии как области знания и ее роль в формировании мировоззрения людей, но и проблемы гносеологии, методологии. Начиная с публикации «Син­тезов двух миров» С. разрабатывал тезис о возможности метатеории как результата различных уровней обобще­ний. При решении вопроса о роли «теоретических при­емов», анализа и синтеза в познании и практической дея­тельности он отказывался от «всякой односторонности», предпочитая «разрушительному анализу» жизнетворный синтез, оппозиционному противоборству - примиритель­ную тенденцию. Это хорошо показано в работе «Совре­менная анархия духа и ее философ Ф. Ницше» (Харьков, 1900). Здесь С. апеллирует к установкам позитивизма относительно «выводного» (дедуктивного) происхожде­ния «теоретических истин», обобщающих выводов. При этом общее, выступающее в понятиях, всегда выше индивидуального, единичного, поскольку ярче, полнее, бога­че. Всякое мировоззрение, доказывал С, должно быть на­целено на «примирение», т. е. философское «снятие» противоположных тенденций, сторон и качеств в духе «цельного знания». Философские категории объявлялись им продуктами высшего синтеза, преодолевавшего од­носторонность и ограниченность редукционизма и анализаторства. Абсолютизируя синтез, С. опирался на идеи спиритуалистов об абсолютном знании; его абсолютный синтез смыкался с теологией. «Верхний этаж» филосо­фии С. представлял как некую метафилософию или фи­лософию философии - «колыбель» и сводный результат «восходящего синтеза», на вершине к-рого находятся прин­ципы божественного откровения. Польский философ В. Татаркевич отмечал: «Во всем, о чем говорил и писал Струве, была одна идея, идея синтетической философии». Сам С. считал возможным и гносеологически оправдан­ным возвышение над материализмом и над идеализмом, над всеми их традиционными выводами. Соглашаясь с Гротом, к-рый систему «единения» идеализма и реализма называл «монодуализмом», С. свои философские пост­роения считал идеально-реальным миропониманием, различая при этом разнообразные формы синтеза: фило­софский, естественно-научный, эстетический, этический, исторический и т. п. Синтетическая философия С. сама явилась продуктом своего собственного метода.