Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 333 из 447)

Соч.: Самостоятельное начало душевных явлений. М, 1870; Psychologisch-metaphysische Analyse des Begriffs der Notwendigkeit // Philosophische Monatsheften, 1874. H. 8, 9; Искусство и позитивизм // Русский вестник. 1875. Май; Sinteza dwoch swiatow. Warschava, 1876; Энциклопедия философских наук...Ч. 1. Введение в философию. Варшава, 1890; Этическое движение Новейшего времени. Его история и учение. Варшава, 1901.

Лит.: Twardowski К. Henryk Struve // Ruch philosophizny. 1912. №6.

77. С. Шкурите

СТРУВЕ Петр Бернгардович (26.01(7.02). 1870, Пермь -26.02.1944, Париж) - экономист, философ, социолог, ис­торик, общественно-политический деятель. В 1889 г. по­ступил на естественный ф-т Петербургского ун-та, затем перешел на юридический, закончил его экстерном в 1895 г. В 1891-1892 гг. учился у Л. Гумпловича в Австрии. Пре­подавал политэкономию в Петербургском политехничес­ком ин-те (1906—1917), на Бестужевских женских курсах (с 1910). В 1913 г. в Петербургском ун-те защитил магистер­скую, а в 1917 г. в Киевском ун-те - докторскую диссерта­цию («Хозяйство и цена»). С 1916 г. - почетный доктор права Кембриджского ун-та, с 1917-го - почетный член Российской Академии наук. В 1890-е гг. С. - один из вид­нейших представителей рус. марксизма; его кн. «Крити­ческие заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894) оказала значительное влияние на распрос­транение марксизма в России, он был участником Меж­дународного социалистического конгресса в Лондоне

(1896) , редактировал марксистские журн. «Новое слово»

(1897) и «Начало» (1899), написал манифест I съезда РСДРП. С нач. 1900-х гг. С. порывает с марксизмом и переходит на позиции либерализма. С 1902 по 1905 г. (Штутгарт - Па­риж) редактировал журн. «Освобождение», был одним из организаторов «Союза Освобождения» (1904) и партии кадетов (1905), входил в состав ее ЦК (с 1906). Избирался депутатом II Государственной думы (1907). С. сыграл за­метную роль в становлении философского идеализма в России нач. XX в. Он был одним из организаторов и авто­ров сб. «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), активно участвовал в деятельности Религиозно-философского об-ва в Петербурге. После Февральской революции 1917 г. С. служил директором экономического департамента МИД, после Октября вклю­чился в антисоветскую деятельность: был одним из орга­низаторов Добровольческой армии, членом правитель­ства П. Н. Врангеля. В эмиграции (с 1920) возобновил из­дание журн. «Русская мысль» (1921-1925, 1927, Прага -Берлин), редактировал газ. «Возрождение» (1925-1927), «Россия» (1928), участвовал в руководстве газ. «Россия и славянство» (1928-1932). В белградский период (1928-1942) С. был председателем Отделения общественных наук Русского научного ин-та, читал курс социологии в ун-тах Белграда и Субботицы, работал над произв. по рус. исто­рии («Социальная и экономическая история России с древнейших времен и до нашего, в связи с развитием рус­ской культуры и ростом российской государственности»; осталось незавершенным), истории экономической мыс­ли, философии («Система критической философии»; ру­копись пропала) и др. После ареста в 1941 г. немецкими оккупационными властями и трехмесячного заключения С. уехал в Париж. Философские воззрения С, не получив систематического и компактного изложения, разбросаны в сотнях статей, докладов, учебных курсов по политэко­номии, истории, политике, статистике, социологии, пра­ву, культуре, языкознанию, религии, истории литерату­ры. Обладая энциклопедическими знаниями, С, по сло­вам его близкого друга Франка, стремился сочетать «ис­черпывающее знание всего эмпирического материала» с построением широких философских обобщений. Среди собственно философских работ, раскрывающих теорети­ко-методологические основы его творчества, выделяют­ся «Свобода и историческая необходимость» (1897), пре­дисловие к кн. Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском» (1901), «К характеристике нашего фило­софского развития» (1902), «Заметки о плюрализме» (1923), «Метафизика и социология. Универсализм и сингуляризм в античной философии» (1935) и др. В начале своего творческого пути С, будучи «в философии кри­тическим позитивистом, в социологии и политической экономии решительным, хотя и вовсе не правоверным, марксистом», утверждал, что сознание не существует независимо от реального мира, производно от бытия. Однако уже в период «Критических заметок...» он отме­чал отсутствие философского обоснования марксизма, выдвигал требование его критики с позиции фактов и пе­ресмотра самих фактов в контексте новой философской теории. Философско-методологической базой, определив­шей поворот С. от «легального марксизма» к идеализму и метафизике, стало неокантианство. Рассматривая мар­ксизм как заключительную стадию развития позитивизма в России и отмечая положительную роль последнего в истории рус. культуры, С. отрицал внутреннее родство марксистского учения о нем классическим идеализмом, усматривал его корни в школе Л. Фейербаха, фр. матери­ализме XVIII в. и теориях социалистов-утопистов. Центральными проблемами его философско-теоретических исследований, осуществляемых в осн. в рамках кри­тики позитивизма, марксизма и субъективной социоло­гии народничества, были соотношения должного и су­щего, свободы и необходимости. Отвергая осн. тезис по­зитивизма о подчинении должного сущему (бытию) и выведении первого из второго, С. пытается разграничить мир мыслимого бытия и реальность, скрытую от позна­ющего разума. С его т. зр., мир, данный человеку в опыте, есть лишь синтетический продукт сознания, результат логической обработки незначительной части доступных мышлению явлений. Использовав аргументацию имма­нентной философии о тождестве объективного и субъек­тивного и объединив их в одну из сфер реальности, он помещает в др. ее сферу («абсолютно данную тайну») должное. Онтологический статус должного, существую­щего параллельно миру явлений, С. (вслед за Г. Зимме-лем) определяет как некое промежуточное звено между бытием и небытием, устанавливаемое на уровне чувства. По мнению С, противоречие свободы и необходимости (модусы должного и сущего) проявляется в качестве бес­спорного факта внутреннего опыта и обусловливает все осн. противоречия мышления. В этом смысле если логи­ка имеет дело с формальными естественными законами мышления, то гносеология обращена на содержание со­знания, в к-ром присутствуют неизвестные или малоиз­вестные элементы - источники противоречий, в силу это­го она оказывается неспособной создать полную карти­ну мира, и отсюда становится неизбежным выход за пре­делы формализованного опытного знания к метафизике. Именно метафизика, по С, объединив положительные знания и тайны бытия, даст совр. человеку цельное и гар­моничное мировоззрение. Рассматривая с этих позиций проблему цели и средства, С. выстраивает своеобразную иерархию целей, где в соответствии с причинной необхо­димостью каждая предшествующая цель является средст­вом для последующей вплоть до конечной абсолютной цели, принадлежащей уже миру должного, а не сущего. Главной задачей метафизики, по С, является разрешение нравственной проблемы, принципиально не раскрывае­мой на логической или эмпирической основе. Он отстаивает принципы «христианско-демократической мо­рали», основанной на равенстве и свободе людей как ин­дивидуальных духовных субстанций. Мораль абсолютно­го добра, признавая за личностью право свободного вы­бора собственного нравственного закона, предлагает ей не подчиниться требованию добра, а возлюбить его. По­зднее, в годы эмиграции, С. формулирует свою филосо­фию как плюралистическое миропонимание, имеющее гносеологический и онтологический аспекты. Преобра­зовав гносеолого-онтологическую пару средневековой схоластической философии «реализм-номинализм» соответственно в термины «универсализм» и «сингуляризм» (атомизм), он полагает недопустимым утверждать «реальность» общих понятий (универсалий) без их пред­варительного эмпирического обнаружения, их фактичес­кой бытийности. Отсюда необходима строгая критичес­кая оценка их соотношения с частными, сингулярными знаниями. В онтологическом плане постулируется отказ от монистической картины мира в пользу плюралисти­ческого мировоззрения, предполагающего наличие не тождественных и причинно-зависимых, а уникальных многопространственных и разновременных явлений. В этом смысле закономерный причинный миропорядок есть лишь сумма определенных статистических приближений, в основе к-рой лежат первичные, вечно творящие мате­риальные и духовные силы - элементы. В своей социоло­гии решающее значение С. придавал классификации со­единений общественных элементов, к-рые в зависимости от силы экономических связей делятся на «реальную со­вокупность» (отдельно расположенные, экономически между собой не взаимодействующие сооб-ва), «систе­му» (взаимодействие хозяйств с большой их автономиза-цией) и «единство» (совр. об-ва - хозяйства с государ­ственной организацией). В соответствии с понятиями «си­стема» и «единство» социальные явления подразделяются на систематические, или гетерогенические (об-во), и те­леологические, или автогенические (прежде всего госу­дарство). Если об-во иррационально, бессубъективно и бессознательно, то государство отличается рациональным поведением и субъективным сознанием. Постепенно тема государства становится для С. одной из центральных; в ней объединяются его идеи о нации, социализме, праве, религии, культуре. Несмотря на внешнюю рациональ­ность, природа государства, по С, глубоко мистична, сверхразумна и внеразумна, что проявляется, в частно­сти, в инстинктивном стремлении человека принести себя ему в жертву. С государством тесно связано националь­ное начало, в к-ром интересы отдельных лиц и классов необходимо объединяются в одном высшем идеальном интересе государства. С. - сторонник либерального на­ционального государства, где принцип индивидуализма сочетается с идеей общественного самоуправления и осн. социальными гарантиями для личности. В форме инди­видуализма проявляется религиозная потребность чело­века ощущать себя соединенным с государством и наци­ей. Государство есть «организм», к-рый во имя культуры подчиняет народную жизнь началу дисциплины - осн. условию государственной мощи. Проанализировав опыт XIX и нач. XX в., С. сделал вывод, что процветают те госу­дарства, в политике к-рых наиболее полно слились и воп­лотились идеи империализма (забота о внешнем могущес­тве государства) и либерализма. В оценке революционных событий в России С. также отталкивается от идеи государ­ства. Находясь в оппозиции к самодержавию (в эмигран­тский период эволюционировал к монархизму), он высту­пал за революцию во имя государства, против «психоло­гии и традиции государственного отщепенства». В Ок­тябрьской революции он усматривал «грандиозную реакцию» почвенных сил принуждения против таких же почвенных сил свободы, коренящихся в рус. государствен­ности и общественности.