Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 334 из 447)

Соч.: Критические заметки к вопросу об экономическом развитии в России. Спб., 1894; Свобода и историческая необхо­димость // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 36; Еще о свободе и необходимости // Новое слово. 1897. Кн. 7-8; Пре­дисловие // Бердяев Н. А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском. Спб., 1901; На разные темы (1893-1901). Сб. статей. Спб., 1902; К характеристике нашего философского раз­вития // Проблемы идеализма. М., 1902; Идеи и политика в современной России. М., 1907; Patriotica. Политика, культура, религия, социализм. Сб. статей за пять лет (1905-1910 гг.). Спб., 1911; М., 1997; Хозяйство и цена. Критические исследования по теории и истории хозяйственной жизни. Ч. 1.Спб.;М., 1913; Заметки о плюрализме // Труды русских ученых за границей. Т. 2. Берлин, 1923; Метафизика и социология. Универсализм и сингуляризм в античной философии // Записки Русского на­учного института в Белграде. Белград, 1935. Вып. 11; Дух и слово. Сб. статей. Paris, 1981; Интеллигенция и революция // Вехи. Из глубины. М., 1991; Исторический смысл русской ре­волюции и национальные задача // Там же; Избр. соч. М., 1999; Дневник политика (1925-1935). М.; Париж, 2004.

Лит.: Толстой 77. Н. По поводу статьи Струве // ПСС. М., 1936. Т. 38. С. 336-340; Николаевский Б. П. Б. Струве (1870-1944) // Новый журнал. Нью-Йорк, 1945. Т. 10; Ря-бинский Н, Русский Белград до войны: К 7-летию смерти П. Б. Струве (26 февраля) // Русская мысль. 1951. 7-28 февраля; Полторацкий Н. П. Б. Струве как политический мыслитель // Там же. 6 декабря 1955 - 5 января 1956; Франк С. 77. Биография П. Б. Струве. Нью-Йорк, 1956; Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 2. С. 122-126; Гайденко П. П. Под знаком меры (либеральный консерватизм П. Б. Струве) // Вопросы философии. 1992. № 12; Гнатюк 0. Л. П. Б. Струве как социальный мыслитель. Спб., 1998; Pipes R. Struve. Liberal in the right, 1905-1944. Cambridge (Mass.); L., 1980.

В. H. Жуков

СТУЧКА Петр Иванович (Петерис Янович) (14(26).07. 1865, Кокнесская волость, Латвия -25.01.1932, Москва) -теоретик права, советский государственный и партий­ный деятель. После окончания юридического ф-та Пе­тербургского ун-та (1888) активно включился в револю­ционную деятельность: участвовал в организации соци­ал-демократической партии Латвии, сотрудничал в большевистских газ. «Звезда» и «Правда», был юриди­ческим консультантом фракции большевиков в IV Госу­дарственной думе. После Октября 1917 г. С. работал наркомом юстиции (с 1917 г.), председателем советского правительства Латвии (1918 - 1920), председателем Вер­ховного Суда РСФСР (1923). Наряду с марксизмом С. ис­пытал заметное влияние со стороны социологической школы права (С. А. Муромцев, Р. Иеринг и Л. Гумпло-вич). Объединение марксистского и социологического подходов к праву определило своеобразие его правовой теории. Рождение марксистской юридической науки С. связывает с выходом кн. Ленина «Государство и револю­ция», изданием Декрета о суде (С. был инициатором и автором этого документа) и особенно с публикацией сво­ей кн. «Революционная роль права и государства. Общее учение о праве и государстве» и кн. Пашуканиса «Об-, щая теория права и марксизм». Последние две работы, с I его т. зр., вызвали «революцию в теории права». В са-; мом общем виде С. понимает право как общественные отношения, как систему организованной защиты классо­вого интереса (С. А. Муромцев). Право, полагает он, имеет 3 формы: одну конкретную и две абстрактные. Кон­кретная форма права полностью совпадает с экономи­ческим отношением (напр., право собственности одно­временно имеет экономическое и правовое содержание). В этом смысле право в своей основе носит не надстроеч­ный, а базисный характер. Надстроечный же характер права проявляется в двух абстрактных формах - нормах законодательства и правосознании («правовой идеоло­гии»). Иначе говоря, система общественных отношений есть содержание права, законодательство и правосозна­ние - его форма. Руководствуясь формационным подхо­дом, С. выделяет: l) первобытное и 2) коммунистическое об-ва как начальную и конечную точки в истории челове­чества, где средства производства обобщены и нет госу­дарства и права, а также 3) об-во материального и фор­мального неравенства (рабовладельческое об-во и фео­дализм), 4) об-во материального неравенства и формаль­ного равенства (капитализм) и 5) об-во переходного периода (диктатура пролетариата), в к-ром в условиях не­прекращающейся гражданской войны создаются предпо­сылки для упразднения государства и права и построения коммунизма. На первых этапах развития классового об­щества 3 формы права (экономико-правовое отношение, законодательство и правосознание) более или менее со­впадают. Но с течением времени конкретная форма начи­нает расходиться с абстрактными, а после буржуазных революций материальные отношения (отношения нера­венства) вступают в острый конфликт с законодательством (формальным равенством). Пролетарская революция по­ложила начало сближению всех форм права на основе материального и формального равенства, что должно окончиться их слиянием в коммунистическом об-ве. Пол­ное совпадение форм права приведет к отмиранию госу­дарства и права, человек и об-во обретут подлинную сво­боду от всякого принуждения.

Соч.: Избр. произв. по марксистско-ленинской теории пра­ва. Рига, 1964.

Л и т.: О теоретическом наследии П. И. Стучки в советской правовой науке: Сб. ст. Рига, 1965; История политических и правовых учений. М., 2004. С. 792-797.

В. Н. Жуков

СТЫД - одно из осн. этико-философских понятий рус. мысли. Тема С, совести, критики бесстыдства является сквозной в истории рус. философии и культуры в целом. Уже в «Повести временных лет» кротости племени полян противопоставляется «бесстыдство» древлян, радимичей и др. более отсталых восточнославянских племен. В лето­писных текстах («Слово некоего христолюбца» и др.) осуж­даются различные формы полового бесстыдства, сохра­нявшиеся у славян с недавних языческих времен. По уче­нию Сковороды, самым существенным в человеке явля­ется его сердце и моральное возрастание, в т. ч. и развитие чувства С, совести, призванных бороться с низменными проявлениями. Яркое выражение понятие «С.» находит в этике Белинского, к-рый заявлял: «Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен насчет каждого из моих бра­тьев по крови» (Поли. собр. соч. Т. 12. С. 23). Такой же универсальный гуманизм был присущ и Достоевскому, особенно чуткому к страданиям детей («Братья Карама­зовы»), и этот максимализм оказал сильное влияние на рус. этику. Терзания совести у Толстого были столь ве­лики, что разрушали его жизнь, отношения с семьей, близ­кими людьми. Зеньковский называл это нравственным «самораспятием», «настоящей тиранией одного духов­ного начала». Одной из главных причин создания Федо­ровым философии «общего дела» является также С, му­чения совести по поводу «скрытой антропофагии», или пожирания детьми сил родителей, расцвета жизни детей, оплаченного смертью родителей. Идеи этого мыслителя оказали несомненное влияние на творчество В. С. Соло­вьева. В нравственной философии Соловьева («Оправ­дание добра», 1897) чувство С. является одной из вечных основ нравственности наряду с жалостью и благогове­нием. В С, считал Соловьев, человек отделяет себя от сво­ей животной природы в ее коренном, т. е. прежде всего половом или родовом, процессе и от внешней природы, доказывая тем самым свое сверхживотное и сверхпри­родное значение и происхождение. С. не только объек­тивно отличает человека от животного мира, но и обна­жает его внутреннюю самостоятельность, независимость от материальной природы. Видоизменяя известный тезис Р. Декарта, Соловьев пишет: «...Я стыжусь, следователь­но, существую, не физически только существую, но и нравственно... как человек». Разумное осмысление фак­та С. логически приводит ко всеобщей и нравственно-обя­зательной норме - необходимости подчинения стихий­ной жизни в человеке его духовному началу, т. е. чувство С. может развиться в принцип воздержания, аскетизма. Но чтобы этот принцип сохранял свое нравственное зна­чение, необходимо его соединение с принципом альтру­изма, коренящимся в жалости. Чувство С. выходит за пре­делы материальной жизни и в форме неодобрения со­провождает всякое нарушение нравственной нормы. Его обобщенные формы: совесть как С. прежде всего в сфере человеческих отношений и страх Божий как С. религиоз­ный. Скрытая целость человеческого существа в С, явля­ющемся в форме целомудренной любви, восстает, по Соловьеву, против разделения людей на противополож­ные полы. Окончательный смысл охранительного чувства целомудрия (или С, совести и страха Божия) обнаружи­вается при условии возвышения связи человека с Богом до абсолютного сознания достоинства человека - его иде­ального, божественного совершенства, к-рое должно осу­ществить. У Флоренского в кн. «Столп и утверждение Истины» (1914) бесстыдство обозначается как признак растленности души, а глагол «тлеть» объясняется как опи­сывающий процессы гниения, разрушения. Напротив, целомудрие подвижника, близкое «охранительному чув­ству целомудрия» Соловьева, включающему в себя С, совесть и страх Божий, определяется как «чистота серд­ца», неповрежденность, духовная устроенность «сердце­вины» человека. «Сердце, - говорит Флоренский, - это очаг духовной жизни нашей, и одухотвориться - это зна­чит... «уцеломудрить» свое сердце» (см. Сердца ме­тафизика). Т. обр., очевидна близость Флоренского и Соловьева в понимании нравственного истока и пути ду­ховности человека, неразрывно связанной с развитием чувства С, совести. В этической философии Н. О. Лос­ского («Условия абсолютного добра (Основы этики)», 1949) важнейшим условием абсолютной этики, позво­ляющим отпавшему от Бога человеку нравственно раз­виваться, является совесть. Ее основа - индивидуальная нормативная идея, берущая начало в первозданном, ин­дивидуальном «образе Божьем» каждого человека и бе­зотчетно заявляющая о себе всякий раз, когда поступок данного человека расходится с требованиями его «нор­мальной эволюции», т. е. с тем абсолютно ценным и не­повторимым, к-рое определяет место данного человека в Царстве Божьем и его путь к этому Царству.