Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 335 из 447)

Л и т.: Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная фи­лософия // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1; Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. Спб., 1914; Флоренский 77. А. Столп и утверж­дение Истины // Соч. М., 1990. Т. 1; Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991;У7осев/1. Владимир Соловьев и его время. М., 1990. С. 261-292; Сеченова С. Г. Этика «общего дела» Н. Ф. Федорова. М., 1989.

В. Л. Курабцев

СУБСТАНЦИАЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ- осн. элемент мета­физической системы Н. О. Лосского. Ближайшим и не­посредственным историко-философским прототипом учения о С. д. послужила монадология Г. В. Лейбница, с к-рой иерархический персонализм Лосского имеет немало общего. Согласно последнему, мир состоит из бесконеч­ного множества С. д., каждый из к-рых «есть индивиду­ум», «особь», единственная, отличная от всех др. «лич­ность (persona)», осуществляющая «целестремительную деятельность» по удовлетворению своих потребностей, наклонностей, интересов, симпатий и антипатий в пол­ном соответствии с выбранной ею системой ценностей. Будучи сторонником «панвитализма», Лосский считал, что «все деятели суть существа живые, одушевленные...». По своей первичной онтологической природе С. д. - это духовный центр любой материальной системы, истинное ядро всякого биологического или сверхбиологического организма, изначальное, глубинное «я» человека как субъекта познания и практического освоения действитель­ности. Все С. д. сотворены Богом, они нематериальны, бессмертны, неделимы, обладают «сверхкачественной творческой силой» и полной свободой действия. Вопрос о том, следует ли считать Бога субстанцией или нет, Лос­ский решал диалектически, принимая во внимание раз­личные аспекты отношения Бога к миру. «Сам по себе», как Абсолютное Сверхмировое Начало, «Бог сверхсуб­станциален, но в отношении к миру Он есть субстанция», к-рая «участвует в процессе мировой жизни и совершает акты во времени». Бог творит мир Духа, «чтобы были существа, на которые могло бы распространиться Его добро и Его совершенство». При этом, полагал Лосский, Бог «никогда и ни при каких условиях не оставляет свое творение». Он, как «любящий Отец», незримо стоит ря­дом и помогает нашему духовному росту, но только в том случае, «если мы сами не отворачиваемся от Него и не отвергаем Его помощь». Направление, темпы, этапы и конкретные формы космической эволюции всецело оп­ределяются и вырабатываются в процессе творческой деятельности самих С. д. Каждый из них «свободно творит все свои проявления, не только такие, как съедание куска 553

СУБЪЕКТИВНЬГЙ МЕТОД

хлеба или пение арии, но весь тип жизни», связанный с выбором миров обитания и очередных телесных воплоще­ний. С. д. «может усвоить тип жизни согласно идее горного хрусталя, но может подняться и выше по ступеням приро­ды, напр., усвоить биологический тип жизни, положим инфузории, далее многоклеточного животного, наконец человека и т. п.». Возможна и обратная метаморфоза, ког­да личность деградирует в морально-онтологическом от­ношении и опускается на дно космической иерархии. Бог не нарушает принципа свободы воли и не вмешивается в «творчество жизни» С. д. Он не причастен к созданию мате­риального бытия даже опосредованным образом, в виде акта творения к.-л. нейтральной, не отягощенной перво­родным грехом реликтовой первоматерии, в недрах к-рой на более позднем этапе воплотились бы духовные особи. Кислород, водород, сернистая кислота, вши, клопы, тигры и пр. - все это, указывал Лосский, «изобретено» самими С. д. в ходе эволюции. Материя, как таковая, «целиком не первоначальна; она есть некоторое производное бытие», онтологическое следствие крайне несовершенной с нрав­ственной т. зр. психическо-волевой деятельности С. д., а именно «следствие взаимной борьбы» и стремления к «исключительному самоутверждению». Физический меха­низм образования «низшей» области бытия Лосский опи­сывал с позиций «динамистического учения о материи»: «Материальность (наличность непроницаемых объемов, движущихся в пространстве) есть результат действований отталкивания и притяжения, распространяющихся из ка­кой-либо точки пространства по всем радиусам... В основе их лежит субстанциальный деятель, носитель сил притяже­ния и отталкивания... Из сочетания этих двух процессов получается система материальной природы». Причем обе «материирующие» силы глубоко различны прежде всего в ! ценностно-религиозном отношении, а не из-за своих чис­то физических, взаимно противоположных параметров, поскольку они являются лишь внешним, механическим выражением различных сознательно либо инстинктивно мотивированных поведенческих реакций живого, духовно­го существа. «Деятели-эгоисты» путем актов отталкивания , др. деятелей захватывают в «исключительное пользование» ближайшую к ним сферу жизненного пространства, «та-; ким образом возникает материальное тело деятеля, т. е. относительно непроницаемый объем, творимый им и j принадлежащий ему». Др. тип поведения, в к-ром пре­обладают акты притяжения, обусловлен стремлением С. д. к более содержательной, гармоничной и солидарной жиз­ни, смутное воспоминание о к-рой он сохранил после от­падения от Царства Духа. С. д. достигает этой цели путем вступления в союз с др. С. д. В итоге складывается «иерар­хическое строение природы»: вокруг «я» атома объединя­ются протоны, электроны и др. частицы; атомы, в свою очередь, группируются в молекулярные системы; слож­ными многоуровневыми С. д. являются растения, живот­ные, разумные существа, планеты, звездные системы -«все, эти союзы суть органы Вселенной как единого живо­го организма». При этом, подчеркивал Лосский, каждый элемент мирового целого продолжает оставаться самостоятельной личностью, свободной в своем выборе. Для определенного круга искусственных предметов Лосский делает исключение в их субстанциальной принадлежности:

«Только вещи, т. е. сочетания деятелей, произведенные со­образно отвлеченной идее, напр., тарелка, гнездо, паутина и т. п., не суть живые существа; однако и они имеют в своей основе такие части, как, напр., атомы кислорода, молекулы воды и т. п., которые суть живые потенциальные личнос­ти». Особую группу С. д. составляют, согласно метафизике Лосского, исторические общности людей: «каждое обще­ственное целое, нация, государство и т. п. есть личность высшего порядка: в основе его есть, душа организующая общественное целое так, что люди, входящие в него, слу­жат целому как органы его». Причем «характер такой души» может «в некоторых отношениях глубоко отличаться от характера людей, входящих в него». Как только личность откажется от примитивной деятельности, основанной на взаимной вражде и противоборстве, она перестанет быть источником, воспроизводящим материальный процесс, и перейдет в более высокую сферу Духа, где приобретет тон­кую, неизнашиваемую телесную оболочку. Но достигнуть Царства Божия можно, лишь твердо вступив на путь «аб­солютного добра» и полностью искоренив эгоизм и себя­любие, из-за к-рых С. д. мн. эпохи тому назад обрекли себя на пребывание в земном аду. В вопросе о взаимодействии С. д. между собой Лосский критиковал т. зр. своего зап. предшественника: «Учение Лейбница о том, что субстан­ции «не имеют окон и дверей», т. е. не находятся в непос­редственном общении друг с другом, должно быть отвер­гнуто самым решительным образом». Подобный взгляд, по мнению Лосского, приводил лейбницианцев к солип­сизму в гносеологии, поскольку исключал познание чу­жих «я» и делал невозможной теодицею (богооправдание), превращая Бога в координатора действий особей, косвен­но отвечающего за последствия их злых деяний.

Л и т.: Материя в системе органического мировоззрения. М., 1916; Мир как органическое целое. М., 1917; Материя и жизнь. Берлин, 1927; Свобода воли. Париж, 1927; Типы миро­воззрений. Введение в метафизику. Париж, 1931; Учение о пе­ревоплощении. Интуитивизм. М., 1992; Чувственная, интел­лектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. См. также: Из­бранное. М., 1991.

Н. Н. Старченко

СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД - особенный способ познания и описания общественных явлений в истории и социоло­гии, при к-ром учитывается характер и степень влияния субъективного на объективное. Разработан теоретиками народничества Лавровым и Михайловским. Его философ­ские предпосылки - представления Д. Юма о границах по­знания, определяемых возможностями человеческого опы­та, концепция Б. Бауэра о критической личности (см. Кри­тически мыслящая личность) как двигателе истории. Лав­рова и Михайловского занимали также вопросы гносеологии, поставленные О. Контом, - о пределах вме­шательства субъекта познания в естественный ход общест­венных событий. Оба отвергали, вслед за Контом, как не­удовлетворительные, системы метафизического мышле­ния. Метафизика оказалась неспособной объединить «прав­ду теоретического неба» с «правдой практической земли». В поисках новых путей в философии и социологии необ­ходимо опереться на самоочевидные истины науки. Одна из таких истин - признание того, что естественные силы