Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 337 из 447)

С о ч.: Философия духа или социология (учение Всемира) // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С. 52-63; Учение Всемир. Инженерно-философские озарения. М., 1995.

Лит.: Семенова С.Г. «Бесконечное ближение человечества к Богу». А.В. Сухово-Кобылин как мыслитель // Свободная мысль. 1993. №5. С. 105-111.

С. Г. Семёнова

ТАНЕЕВ Владимир Иванович (24.08(5.09). 1840, Владимир -21.10.1921, д. Демьяново Клинского у. Московской губ.) -философ, социолог, поэт, общественный деятель. Потом­ственный дворянин, адвокат, осуществлявший защиту участников «польского восстания» и «нечаевцев» (70-е гг.). После окончания Училища правоведения в Петербурге принимал участие в редактировании правовых актов су­дебной реформы. По своим взглядам социалист, испытал влияние народнического движения, имел непосредствен­ные контакты с I Интернационалом. К. Маркс назвал его «преданным другом освобождения народа». Состоял членом об-ва испытателей природы при Московском ун­те, был инициатором «академических чтений» московс­кой интеллигенции в «Эрмитаже» (1877-1904), на к-рых велись дискуссии по вопросам культуры, внешней и внутренней политики России, истории, социологии, нравственности. Т. печатался в журн. «Современник», «Отечественные записки», «Русские ведомости» и др. Большинство его трудов остались незавершенными. Тео­ретические интересы Т. концентрировались гл. обр. вок­руг проблем обществознания: законосообразности об­щественной жизни, судеб России и славянского мира, международного рабочего и антивоенного движения. Социологические взгляды Т. представлены тремя неза­конченными трудами: «Теория грабежа» (1870), «Ейтихиология» (1874—1876) и «Коммунистическое государ­ство будущего» (1878). В трактате «Ейтихиология» (тео­рия счастья) поставлены проблемы оптимальной орга­низации производства, финансов, а также поднимается вопрос о «законе деятельности», способном возникнуть в об-вах «высокой организации» или «высшей цивили­зации». В духе социальной утопии Т. прогнозировал воз­можности «стабильного стандарта жизни людей» в ус­ловиях «новой коллективности». Ему принадлежат так­же идеи о реформировании народного образования, развитии культуры, библиотечного дела, организации быта, труда, государственного аппарата, воспитании нового поколения граждан («Коммунистическое госу­дарство будущего»). Т. оставил значительное количество заметок по вопросам педагогики, записей о художествен­ных и этнографических выставках, мемуарных характе­ристик видных представителей культуры, государствен­ных и общественных деятелей. Ценный историогра­фический материал содержат его заметки о прочитанных философских книгах и философско-литературных дис­куссиях. В архивное наследие Т. входят также многочис­ленные записи, посвященные философии позитивизма, имевшей большое распространение в России сер. XIX -нач. XX в.

Соч.: Танеев В. И. Детство, юность. Мысли о будущем. М., 1959.

Лит.: Казьмин Б. П. Социально-политические и философские взгляды В. И. Танеева // Из истории социально-политических идей. М., 1955; Шкуринов П. С. Критика позитивизма В. И. Танеевым. М., 1965.

/7. С. Шкуринов

ТАРАСОВ Борис Николаевич (2.04.1947, г. Владивосток) -писатель, философ, литературовед, д-р филологических наук. Окончил романо-германское отд. филологического ф-та МГУ и аспирантуру Литературного ин-та им. А. М. Горького, где с 1988 г. возглавляет кафедру истории зару­бежной литературы, а с 2006 г. является ректором. Тема докторской диссертации - «П. Я. Чаадаев и русская лите­ратура XIX века». Книга Т. «Паскаль» в серии «ЖЗЛ» (трижды переиздававшаяся) была отмечена всесоюзной премией им. М. Горького за лучшую первую книгу мо­лодого автора. Биография фр. ученого и мыслителя была представлена в ней как своеобразное историко-философ­ское исследование, соединившее в культурологическом синтезе личностную, религиозную, научную, социальную проблематику. Такой же подход характерен и для дважды переиздававшейся в той же серии книги Т. о Чаадаеве, в к-рой на основе архивных данных, редких и не вводивших­ся ранее в оборот документов и свидетельств проведена реконструкция неизвестных элементов биографии, интел­лектуальной лаборатории, психологической личности, поворотных этапов жизненной и творческой эволюции «первого русского философа» (Пушкин), переход от де­кабристского идеалистического мировоззрения к христи­анскому, раскрыты экзистенциальный генезис и сам про­цесс возвратно-поступательного движения и драматичес­кой пульсации его мысли между религией и наукой, пра­вославием и католичеством, славянофильством и западничеством, культурной традицией России и Евро­пы и социальным новаторством, между эвдемоническим и апокалипсическим восприятием истории. Опубликовал в полном составе «Философические письма», а также ста­тьи и письма Чаадаева, дополнив их новыми материала­ми и прокомментировав. Т. - автор вступ. статей и ком-мент, к нескольким изданиям романов и «Дневника писа­теля» Достоевского, переводчик и комментатор исто­риософских произв. Тютчева, к-рые рассматриваются в их системной полноте и широком русско-европейском кон­тексте. В книгах «В мире человека», «Непрочитанный Чаа­даев, неуслышанный Достоевский», «Куда движется исто­рия? (Метаморфозы людей и идей в свете христиан-ской традиции)» и др. эстетическая и философская проблема­тика творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Тютчева, Достоевского, К. Н. Леонтьева, П. Валери, К. Ясперса и др. писателей и мыслителей, своеобразие дискуссий запад­ников, славянофилов и почвенников, особенности правле­ния Александра 1 и Николая I раскрываются сквозь призму христианского понимания мира и человека, коренных ант­ропологических представлений в рус. и зап. культуре и осн. тенденций в отечественной и мировой истории. Художе­ственная и философская методология Достоевского харак­теризуется как пневматология, в к-рой истинное значение психологических, эстетических, политических, идеологичес­ких, социальных и иных проблем рассматривается в сопо­ставлении с основополагающим метафизическим образом человека, с его ощущением или осознанием собственной природы (образ и подобие Божие или «усиленно сознаю­щая мышь»). В философско-публицистическом наследии Тютчева выявляется глубинная смысловая связь историко-антропологического процесса с воплощением в нем или невоплощением (или искаженным воплощением) христи­анских начал, а соответственно и с преображением «тем­ной стороны», «исключительного эгоизма» поврежденной первородным грехом человеческой природы. В целом под­черкивается «невидимая» взаимосвязь между психологи­ей и историей, между качеством душевно-духовного со­стояния и самосознания людей и действительным содер­жанием прогресса, а также прогностическое значение в отечественной культуре христианской антропологии, к-рая дает онтологически выверенный иерархический ключ для «внутреннего» понимания «внешних» процессов жизни. Т. обр., духовно-нравственные критерии и законы жизни становятся мерилом «высшего реализма», позволяющего яснее видеть, на какие (темные или светлые) начала чело­веческой души опираются разные социально-политичес­кие или культурно-эстетические явления и ценности опре­деленной эпохи, и соответственно точнее постигать направ­ление отдельных исторических этапов - вперед-вверх (к пре­ображению внутреннего мира своих «субъектов»), или вперед-вниз (к апокалиптическому финалу).

Соч.: Собр. соч.: В 3 т. М., 2007; Паскаль. М., 1979 (2-е изд. 1982,3-е изд. 2006); Поиски правды. М., 1984; В мире человека. М., 1986; Чаадаев. М., 1986 (2-е изд. 1990); Этические взгляды 1 П. Я. Чаадаева. М., 1989; «Закон я» и «закон любви» (нравствен-I ная философия Ф. М. Достоевского). М., 1991; Куда движется j история?: (Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции). Спб., 2001; Николай I и его время: В 2 т.М., 2000 ] (2-е изд. 2002); «Мыслящий тростник»: (Жизнь и творчество : Паскаля в восприятии русских философов и писателей). М., • 2004; Историософия Ф. И. Тютчева в современном контексте. 1 М., 2006; Паскаль. М., 2007; Рыцарь самодержавия. М., 2007; 1 Человек и история в русской религиозной философии и клас-I сической литературе. М., 2007.