Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 339 из 447)

С оч.: История Российская. М.; Л., 1962-1968. Т. 1-7; Избр. произв. Л., 1979; История Российская: В 3 т. М., 2003. Т. 1.

Лит.: Попов Н. В. Н. Татищев него время. М., 1861; Он же. Ученые и литературные труды В. Н. Татищева. Спб., 1886; Чупин Н. К. Василий Никитич Татищев. Пермь, \%Ы;Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Соч. М., 1989. С. 67-69; Дейч Г. М. В. Н. Татищев. Свердловск, 1962; Гэрдин Я. А. Хро­ника одной судьбы. М., 1980; Кузьмин77. Г. Татищев. М., 1981; Jran С. Der Wirtschaftsorganisator, Staatsmann und Wissenschaftler W. N. Tatisdev (1680-1750). В., 1963.

В. И. Коваленко

ТАХТАРЕВ Константин Михайлович (26.05(7.06). 1871, Петербург - 19.07.1925, Москва) - социолог, историк. Учился в Военно-медицинской академии. Со студенчес­ких лет активно участвовал в революционном движении; был членом «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»; опасаясь повторного ареста, уехал за границу, где поддерживал связь с группой «Освобождение труда», оказывал помощь в издании «Искры» и организации II (Лондонского) съезда РСДРП. В эмиграции Т. постепен­но приобщается к научной работе (слушал лекции Г. Де-Грефа и Ковалевского); в 1903 г. читал курс по генетической социологии в Рус. высшей школе общественных наук в Париже. Вернувшись в Россию, читал лекции на Петер­бургских высших курсах П. Ф. Лесгафта, в Психоневроло­гическом ин-те (нек-рое время возглавлял здесь кафедру социологии), ун-те (с 1917 г.), работал в Центральном ста­тистическом бюро. Т. - один из организаторов Социоло­гического об-ва им. М. М. Ковалевского (1916). С 1924 г. работал хранителем в Ин-те К. Маркса и Ф. Энгельса. Пытаясь объединить подходы «описательной, генетичес­кой и статистической» социологии (комплексная методология неопозитивизма), Т. выступал за создание еди­ной системы социологической науки «в духе всеобъем­лющего научного реализма Аристотеля». По его мнению, назначение социологии, синтезирующей данные др. наук и завершающей все обществознание, состоит в выработ­ке целостного мировоззрения как основы в управлении общественными процессами. В качестве предмета соци­ологии Т. выделял: общественную жизнь в целом, соци­альный процесс, его закономерности. Общественную J жизнь он считал сферой удовлетворения человеческих потребностей (осн. их виды - экономические, брачные и психические), к-рые определяют структуру об-ва и фор­мы социальной связи. Одним из главных средств удовлет­ворения потребностей, фундаментом развития личности и об-ва служит социальное общение, отсюда задача соци­ологии - исследовать его во всей целостности и функцио­нальной полноте. Важную роль в анализе общественной жизни играет явление повторяемости, обусловливающее возникновение социальных форм (экономики, политики, права, брака, морали, религии и т. д.), а также проблема самодостаточности об-ва. Если сотрудничество служит основой образования социальных групп, то разделение труда обусловливает специфические особенности обще­ственного строя. По Т., изучение социальных групп и их роли в общественной жизни составляет новую задачу со­циологии. К наиболее спорным вопросам этой науки он относит проблему личности (определяемой им как про­дукт социального общения), степень ее влияния на об-во. В исследовании об-ва как процесса первостепенное мес­то занимает, по его мнению, проблема творчества. Имен­но социальное творческое начало, проявляющееся в от­крытиях и изобретениях, способствует поступательному развитию об-ва. Постепенно захватывая через механизм подражания широкие круги людей, они обусловливают волнообразное течение общественного процесса, зада­ют ему определенный динамический ритм. Ритмика со­циального движения выступает в форме эволюции и ре­волюции. По Т., противопоставление данных форм относительно; революция, вызванная замедлением хода эволюции, есть скачок в развитии об-ва, наполняющий новым содержанием процесс эволюции. В рамках соци­ологии решается также вопрос о свободе и необходимос­ти, поскольку личность проявляет себя, с одной стороны, как самоопределяющееся начало, с другой - в качестве продукта социализации и обобществления. При рассмотрении об-ва как процесса одной из главных Т. считал проблему прогресса, понимаемого им как покоре­ние природы деятельностью человека, рост про­изводительности труда и повышение уровня жизни масс, интенсификация общественного развития. Анализ функ­ционирования социального организма предполагает так­же изучение «сосуществования» различных об-в, т.к. вза­имодействие динамических социальных систем, по Т., вносит новое в их содержание. Происходящая на почве ограниченности жизненных средств борьба наций за су­ществование может приобретать формы господства и подчинения либо добровольного сотрудничества. Уста­новление соотношения социальных явлений и закономер­ностей об-ва (заключительная часть и конечная цель со­циологии) может быть произведено, согласно Т., во-пер­вых, с помощью данных генетической социологии и, во-вторых, посредством статистического исследования. Т. -сторонник широкого внедрения в социологию методов естествознания (наблюдение, опыт, проверка и т. п.). Сре­ди собственно социологических методов он особо выде­лял сравнительно-эволюционный (сравнительно-истори­ческий) и статистико-социологический (применение за­кона больших чисел и теории вероятностей). Т. провел также фундаментальные историко-социологические ис­следования древн. и совр. об-в, западноевропейских де­мократических ин-тов.

С о ч.: От представительства к народовластию. Спб., 1907; Социология как наука. Пг., 1916; Общество и государство и законы борьбы классов. Пг., 1918; Социология, ее краткая ис­тория, научное значение, основные задачи, система и методы. Пг., 1918; Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соот­ношениях и закономерностях. Опыт изучения общественной жизни и построения социологии. Пг., 1919; Сравнительная ис­тория развития человеческого общества и общественных форм. Л., 1924. Ч. 1-2.

Лит.: Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. Л., 1978.

В. Н. Жуков

ТВЕРИТИНОВ (наст. фам. Дерюшкин) Дмитрий Евдоки­мович (1667, Тверь - не ранее 1741) - религиозный воль­нодумец. Ок. 1692 г. приехал в Москву из Твери, учился на лекаря и организовал кружок людей, проявлявших рели­гиозное свободомыслие. В течение года участвовал в по­лемических беседах в Славяно-греко-латинской акаде­мии, где «препирал философов и богословов», причем в спорах участвовали Л. Ф. Магницкий, Феофилакт (Лопатинский), Бужинский и др. представители духовенства. В 1713 г. Т. и мн. члены его кружка по доносам были заклю­чены в тюрьму и подвергнуты пыткам, а затем по указу Петра I оправданы. Взгляды Т. отражали умонастроение представителей третьего сословия рус. об-ва того време­ни и начавшийся процесс секуляризации общественного сознания. Т. выписал из Библии ок. 500 текстов, распреде­лив их по однородности содержания на 30 групп. «Тетра­ди» Т. отвергали авторитет церкви и вселенских соборов, подвергали сомнению такие важные догматы правосла­вия, как поклонение иконам, культ святых мощей; отри­цал он посты, монашество и др. установления церкви. Ссылаясь на «здравый смысл», Т. отыскивал противоре­чия в богословских книгах, подвергал их рационалисти­ческой критике. Его занимали, однако, не только богослов­ские вопросы. Он порицал «старый порядок вещей», невежество и суеверие тех, в ком старина находила под­держку. Опору старых порядков Т. видел в духовенстве, монашестве и свою критику направлял прежде всего про­тив православной церкви и ее служителей, к-рым он про­тивопоставлял идеализированное христианство апостоль­ских времен. Антицерковная направленность его воззре­ний отражала знакомство с учением протестантов. С лю­теранством Т. и его единомышленников сближал дух критицизма и неуважения к церковному авторитету, но они не приняли положение протестантизма об оправда­нии человеческих прегрешений одной верой в Христа независимо от добрых дел. В иконоборчестве, веротерпи­мости Т. близок к еретическим учениям Феодосия Косо­го, Башкина и др. Он критиковал церковные таинства и обряды, отрицал веру в чудеса, в т. ч. в чудодейственную силу мощей, утверждая, что «человеческое естество от начала тлению подлежит», скептически относился к по­читанию святых, поклонению иконам и животворящему кресту. «Икона только доска без силы чудотворения, если бросить ее в огонь, сгорит и не сохранит себя, а Богу же подобает кланяться в небо духом». С рационалистичес­ких позиций Т. пытался осмыслить таинство евхаристии, утверждал, что в причастии имеют дело с простым хле­бом, а не телом Христовым, к-рое не может быть к тому же одновременно везде во всех церквах и в одно время. Т. выдвигал идею свободы совести, выступал против жесто­кости ревнителей церкви и древн. благочестия, утверж­дал, что «не подобает кого-либо неволити в догмах и жи­тии...». Отрицая церковь как посредника между Богом и верующими, Т. говорил о том, что каждый мирянин мо­жет сам исполнить пастырские функции («Я сам себе церковь»). Т. обр., он выдвигал идею всеобщего священ­ства, аналогичную европейскому реформаторству. В ос­нове взглядов Т. лежала мысль о признании самостоятель­ности и независимости человеческого разума от церков­ного авторитета и власти преданий. Он приближался к пониманию самоценности человека, достоинства и зна­чимости его земной жизни, личных заслуг и способнос­тей. Апелляция к разуму, антидогматическая тенденция, отдельные высказывания материалистического и сенсуа­листического характера в воззрениях Т. и его последова­телей свидетельствовали о секуляризации и гуманизации общественного сознания, размежевании общекультурной и церковной жизни, хотя в целом учение Т. остается в рамках религиозной традиции.