Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 340 из 447)

Л и т.: Терновский Ф. Московские еретики в царствование Петра I // Православное обозрение. 1863. № 4—6; Цветаев Д. В. Дело Тверитинова. М., 1883; Тихонравов Н. С. Московские вольнодумцы начала XVIII века и Стефан Яворский // Соч. М., 1898. Т. 2; Корецкий В. И. Вольнодумец XVIII века Дмитрий Тверитинов // Вопросы религии и атеизма. М., \9вА; Мазурке-вич Т. Л. К истории вольномыслия в России в первой четверти XVIII века (Кружок Д. Е. Тверитинова-Дерюшкина) // Акту­альные проблемы истории философии народов СССР. М., 1975. Вып. 2.

Т. 77. Мазуркевич

ТЕКТОЛОГИЯ (от греч. tekton - строитель, творец и logos - учение) (всеобщая организационная наука) - об­щенаучная концепция, формулирующая в обобщенном виде параметры и типы всех возможных форм организа­ции. Сам термин вошел в научный оборот вместе с одноименным произв. Богданова, в к-ром он использовал­ся для характеристики нового теоретико-универ­салистского подхода к принципам познания и освоения мира. Тектологическое мышление нивелирует разнока-чественность изучаемых объектов; оно характеризуется «именно тем, что обобщает и объединяет все специали­зированное, берет для себя материалом всевозможные элементы природы и жизни, чтобы их комбинировать, связывать одними и теми же методами, по одним и тем же законам» (Богданов А. А. Тектология (Всеобщая орга­низационная наука). Берлин; Пг.; М., 1922. С. 8). Задача Т.-в «изучении процессов организации и дезорганизации в их неразрывной связи» (Там же. С. 6). В соответствии с организационной т. зр. мир рассматривается как посто- J янно меняющийся, все в нем есть действие, противодействие, изменение. Исходная методологическая установка Т. - тождественность законов, «работающих» в разных сферах реальности, основанная на структурном подобии различных сфер этой реальности как организованных си­стем. Исследователь может выделять лишь типы комплек­сов, различающихся по степени их организованности. В организованных комплексах, согласно Т., действует прин­цип: «целое больше суммы своих частей», в неорганизо­ванных комплексах - «целое меньше суммы своих состав­ляющих». Выделяются агрессивные системы, относящие­ся к «центральному», более организованному комплексу, по отношению к к-рому все остальные системы играют роль периферии. Дегрессивные системы образуются за счет организационно низших группировок, являющихся побочным продуктом функционирования агрессивных систем. Большое значение в Т. придается отбору (подбо­ру). В отборе посредством усложнения форм достигается разнородность свойств и отношений, создаются предпо­сылки и условия для появления новых организационных образований, систем. Вместе с тем отбор устраняет все непрочное, несущественное, обусловливает оптимизацию свойств в системе, ее элементов и функций. Оптимальным состоянием любой системы считается динамическое равновесие, т. е. тенденция и способность системы в из­вестных границах противостоять воздействиям вовне и из­нутри. В рамках Т. была зафиксирована идея о синтетичес­ком характере организационной науки, обобщающей ма­териалы и достижения самых различных отраслей челове­ческой деятельности, о ее принципиально нефилософском характере, деидеологичности и аполитичности, строгой на­учности. Дальнейшее развитие конкретно-теоретические установки Т. получили в науке об организации. Отдельные ее аспекты разрабатывались в рамках теории социальных систем (Т. Парсонс), теории политических систем (Д. Ис­тон, Г. Алманд), теории действий (М. Крозье и А. М. Фрндберг), теории организации труда и управления про­изводством (Ф. У. Тэйлор, Г. Форд, А. Файоль, А. К. Гастев, П. М. Керженцев, П. А. Попов, О. А. Ерманский), совер­шенствования управления и управленческого труда, ме­неджмента (М. X. Мескон, Х.Альберт, Ф. Хедоури) и др. Были выделены свойственные организационным отноше­ниям как ее объекту соотношения и зависимости, вырабо­тан соответствующий категориальный аппарат (соотноше­ния между организацией и дезорганизацией, разделитель­ными и кооперативными процессами, ассимиляцией и де-зассимиляцией - подвижное равновесие и прогрессивное развитие комплексов, ингрессией и дезингрессией). Даль­нейшее развитие организационная наука получила в об­щей теории систем (Л. Берталанфи), кибернетике (У. Р. Эшби, Н. Винер, В. М. Глушков, А. Н. Колмогоров), синергетике (И. Пригожий, Г. Хакен, М. Эйген). Существуют концеп­ции, ставящие в центр исследований общественных явле­ний организационные формы и структуры (структура­лизм). Идеи самоорганизации(синергетики) применитель­но к обществознанию предвосхищены положениями ра­бот Богданова, А. Уайтхеда, А. Бергсона, К. Поппера, Ф. Хайека, П. Самуэльсона и др.

Лит.: Богданов А. А. Всеобщая организационная наука (тек-талогия). М, 1913-1917. Ч. 1-2; Берлин; Пг.; М., 1922. Ч. 3; Тектология. М, 1989. Кн. 1-2.

Е. Л. Петренко

ТЕОДИЦЕЯ (от греч. theos - Бог и dike - справедливость) -оправдание Бога, попытка примирить существование зла и несовершенства в мире с благостью, премудростью, всемогуществом и правосудием Творца. Стремясь дока­зать абсолютность добра и относительность зла, Т. объяс­няет несовершенство мира или последствием человечес­кой свободы и грехопадения, или особым промыслом Бо­жьим, ведущим человека к спасению. Термин «Т.» вве­ден Г. В. Лейбницем, объяснявшим зло как необходимую ступень разнообразия совершенства в предустановлен­ной гармонии мира. В рус. религиозно-философской мысли Т. - не столько учение о зле, сколько учение о мире и человеке, преодолевающем зло. Флоренский определя­ет Т. как «восхождение нас к Богу», предполагающее путь от иррелигиозности через сомнение, скепсис, подвиг веры, познание истины, научение видению Премудрости Боже­ственного мироустройства (Софии), преображение все­го человека к живой вере в Бога. Т. обр., Т. выступает как опыт самосозидания и жизнестроительства личности, взыскующей Бога. Более того, задача Т. касается не толь­ко личности, но и всего космоса, искаженного гре­хопадением. Е. П. Трубецкой предложил такой вариант Т.: «Злая воля есть... восстание против всеединства, а грех -его нарушение» (Смысл жизни. М., 1994. С. 79). Свобода твари, определившейся ко злу, не в состоянии нарушить полноту божественной жизни, не имеет собственного бытия и создает лишь пустые призраки. Так, ад определя­ется Трубецким как «забытый мир», т.е. мир, оставлен­ный навсегда за пределами бытия. Человек, как существо конечное, видя мир враждующим против Божьего замыс­ла, склонен абсолютизировать зло. Всеединое сознание, напротив, объемлет начало и конец этого богоборчества, видит эту вражду претворенной во «вселенское друже­ство», в «абсолютный синтез», в к-ром снято все, что от­деляет «другого» от «Всеединого». «Персоналистичес-кую» концепцию Т. создал Н. О. Лосский. Он утверждал, что изначально тварные существа «суть субстанциальные деятели, сверхвременные и сверхпространственные, об­ладающие сверхкачественною творческою силою, посред­ством которой они могут свободно творить свою жизнь» (Бог и мировое зло. М., 1994. С. 330). Бог не дает «субстан­циальным деятелям» никакого эмпирического характера, «Он не творил бактерий чумы или холеры, кислорода, азота, воды» и т. п. Все это субстанциальные деятели со­здают сами, на основе свободы и выбора ценностей. Любящие Бога больше себя становятся членами Царства Божия, а любящие себя больше Бога образуют мир себя­любия, обособленности, эгоизма. Зло, т. обр., есть резуль­тат самоизоляции субстанциальных деятелей от Боже­ственной полноты бытия и реализации ими отрицатель­ных ценностей. Т. В. И. Иванова тождественна антропо­дицее и историософии одновременно. Иванов определяет историю как борьбу «Аз есмь» и «Ты еси». Бог открыва­ет себя человеку в «Аз есмь», в этой жертве Отчей состо­ит сотворение человека Богом по своему образу и подо­бию. Бог ожидает от человека ответного «Ты еси», но че­ловек, соблазненный Люцифером, присваивает это «Аз есмь», что извращает человеческую сущность, смысл и волю. «Аз есмь» - самозамыкание человека в тварной самости, отчуждение от Божественного всеединства, зло истории и грех существования человека. Иванов говорит о Люцифере и Аримане как силах истории, утверждает, что действие в человеке «люциферических энергий» со­ставляет подоснову всей исторической культуры. Люци­фер определяется как прообраз отъединения, «сила за­мыкающая», «дух светлой тьмы», а Ариман - как «про­образ растления», сила разлагающая, дух зияющей тьмы. Иванов усматривает в будущем отказ от строительства Града земного силами Люцифера и Аримана и строи­тельство Града Божьего силою Христа. Это противопос­тавление соответствует др. противопоставлению: Легион и соборность. Легион - апофеоз организации, «сверх­зверь», объединение людей посредством их обезличива­ния, формирование общего «собирательного мозга». Со­борность - есть такое соединение личностей, где они «до­стигают совершенного раскрытия и определения своей единственной, неповторимой и самобытной сущности, своей целокупной творческой свободы, которая делает каждую изглаголанным, новым и для всех нужным сло­вом» (Легион и соборность // Иванов Вяч. Родное и все­ленское. М., 1994. С. 100). Создание Града Божьего путем соборности и есть истинная Т., антроподицея и смысл истории. Темы Т. в той или иной мере касались мн. рус. философы. В этом плане софиология может быть понята как космологический вариант Т.

Лит.: Флоренский П. А. Столп и утверждение истины // Соч. М., 1990. Т. 1; Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994; Лос­ский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994; Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994; Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.