Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 345 из 447)

Лит.: Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. М., 1994; Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1993; Она же. Теософия и практический оккультизм. М., 1993; Ки-балион. М., \99Ъ\Ледбитер Ч. Краткий очерк теософии. Калу­га, 1911; Рерихи Н. К. и Е. И. Живая этика. М., 1992.

Э. И. Чистякова

ТЕПЛОВ Григорий Николаевич (20.11(1.12). 1717 -30.03(10.04). 1779, Петербург) - философ, литератор, му­зыкант. Первоначальное образование получил в школе, учрежденной Феофаном Прокоповичем. Затем Т. посы­лают учиться в Германию. В 1736 г. он вернулся в Россию, став студентом при Академии наук. Год спустя его назна­чают переводчиком, а в 1742 г. - адъюнктом Академии наук. В 1746 г. он получает место асессора при академи­ческой канцелярии. При Екатерине II Т. становится ее статс-секретарем, в 1767 г. получает чин тайного советни­ка, а в 1775 г. становится сенатором. Он был автором мн. политических проектов и постановлений, в т. ч. в области просвещения. Т. - крупнейший представитель вольфианства в России. Осн. его философское произв. - «Знания, касающиеся вообще до философии, для пользы тех, кото­рые о сей материи чужестранных книг читать не могут». Оно состоит из 3 ч.: в 1-й ч. раскрывается понятие «фило­соф», анализируется процесс познания, его виды и осо­бенности; во 2-й - подробно рассматривается история европейской философии с первых греч. школ и кончая совр. автору зап. философией; в 3-й освещаются катего­рии философии. Т. начинает свою работу с перевода на рус. язык осн. философских понятий и терминов. Пред­мет философии связан, по его мнению, с разумом и дока­зательством. «Философией называем и изъясняем науку, которая в себе заключает действие разума такое, через которое кто может предложение некоторое, из праведных и прямых начал законными следствиями доказать, или называем такое знание, через которое можем вещь дока­зывать через ее причины или от известных вещей знать неизвестные. Философ ничто без доказательств» (С. 105). С разумом связано и познание вещей, состоящее из 3 эта­пов. 1-й, самый начальный этап - познание историческое, к-рое мы осуществляем через собственный опыт, чув­ства. Но на этом этапе, вследствие несовершенства чувств, в познании могут появиться ошибки. Следующий этап -философское познание, когда познаются причины вещей. 3-й этап - математическое познание, с помощью к-рого узнаются параметры вещи. Т. дает определение катего­рий «бытие», «сущность вещи», «небытие», «возмож­ность и невозможность», «время». Особенностью их рас­смотрения является своеобразная этизация, наполнение нравственным содержанием. Так, при анализе категории «сущность вещи» Т. вводит понятие Бога как разумного управителя Вселенной, а также говорит о том, что мо­рально все то, что разумно. В заключение Т. представляет категорию «вина», наделенную морально-этическим со­держанием. Вопросам социальной философии посвяще­на ст. Т. «О непорядках, которые происходят от зло­употреблений права и обыкновений, грамотеями подтвер­жденных Малороссии», опубликованная позже в журн. «Записки Южной Руси» (Т. 2. Спб., 1857). В ней анализи­руются отношения между сословиями, состояние юри­дических наук и законов, причины материального упадка низших сословий. Роль государства и дворян в обществен­ной и государственной жизни страны Т. освещается в ра­боте «О коммерции» (Спб., 1765). Т. был автором регла­мента Императорской Академии наук и художеств, а так­же проекта Устава ун-та для Малороссии. Иллюстрацией собственных этических воззрений Т. является его «Наставление сыну» (Спб., 1760).