Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 348 из 447)

И. В. Басин

ТКАЧЕВ Петр Никитич (29.06( 11.07). 1844, с. Сивцово Великолуцкого у. Псковской губ. - 23.12(4.01). 1885(1886), Париж) - идеолог народничества, публицист. В 1861 г. поступил на юридический ф-т Петербургского ун-та. В 1868 г. сдал экстерном экзамены за университетский курс и представил диссертацию на степень кандидата права. В 1865-1866 гт. Т. был близок к организации Н. А. Ишутина - И. А. Худякова, в 1867-1868 - к «Рублевому обще­ству» Г. А. Лопатина и Ф. В. Волховского, в 1868 г. при­мкнул к коммуне «Сморгонь» - предшественнице орга­низации С. Г. Нечаева. В 1865 г. в журн. «Русское слово», постоянным сотрудником к-рого был Т., он публикует первое в рус. легальной печати переложение предисло­вия «К критике политической экономии» К. Маркса, а также перевод Устава Интернационала. Печататься Т. начал с 1862 г. Первые его статьи - в журн. «Время» братьев Ф. М. и М. М. Достоевских - были посвящены предстоящей судебной реформе. Писал также для журн. «Эпоха», «Библиотека для чтения», «Дело», сб. «Луч» (издававшегося вместо «Русского слова»). За написание воззвания «К обществу!» и издание запрещенных соч. Т. был осужден и отбыл в заключении около 4 лет, а в нача­ле 1873 г. был отправлен в ссылку на родину, в Великие Луки. В декабре 1873 г. эмигрировал. За границей Т. со­трудничал в журн. «Вперед!»77яврова. В открытых пись­мах («Задачи революционной пропаганды в России. Письмо к редактору журнала «Вперед!» и «Открытое письмо Фридриху Энгельсу». Лондон и Цюрих, 1874) Т. выступил с критикой взглядов Лаврова и Ф. Энгельса. Заговорщическая тактика Т. покоилась на убеждении, что рус. государство «висит в воздухе» и необходима лишь организованная акция активного революционно­го меньшинства для его свержения. В кон. 1875 г. начал издавать в Женеве журн. «Набат», где вел полемику с Бакуниным и Лавровым. В 1877 г. Т. и его приверженцы с помощью фр. бланкистов-коммунаров (Э. Вайян, Е. Гранже, Ф. Курне и др.) создают «Общество народного освобождения», программа и тактика к-рого были близ­ки к «Народной воле», отказавшейся, однако, от союза с «Набатом», к-рый перестал существовать в 1881 г. Живя за границей, Т. опубликовал в рус. легальной прессе ряд статей по философии, истории, праву, экономике, педа­гогике. Как политического мыслителя Т. прежде всего интересовали проблемы достижения с помощью ре­волюции разумного и справедливого социального устройства. В одной из первых статей («Юридическая метафизика», 1863) Т. сформулировал программу ре­формы философии, построения «новой, живой, плодо­творной, истинной философии, чуждой всякой метафи­зичности, философии, связующей воедино насильствен­но расторгнутые части социальной науки», к-рая «сде­лается наукой общественной, социальной» (Избр. соч. на социально-политические темы. М., 1935. Т. 5. С. 29, 41). Философию Т. можно трактовать как социальный активизм с элементами волюнтаризма. Революционное меньшинство, руководствуясь этой философией, может, по его мнению, создать условия для пробуждения в уг­нетенных массах революционной энергии через овладе­ние государственной машиной и воздействие на них. Он постоянно возвращался к вопросу о пользе философии, к-рая могла бы стать стержнем правильного мировоз­зрения, инструментом науки, основой преобразования мира. Свою философскую позицию Т. называл реализ­мом, трактуя его как «строго реальное, разумно науч­ное, а по тому самому и в высшей степени человечес­кое мировоззрение» (Там же. М., 1933. Т. 4. С. 27). Реа­лист, считал он, верен фактам, как таковым, «в науке он из них строит свои принципы, выводит законы, в жизни -он приспособляется к ним, старается изменить их в свою пользу» (Там же. Т. 5. С. 200). Стержнем истинного реа­лизма Т. считал материализм, на основе к-рого разраба­тывал свое понимание философии. Оно включает «меха­нический закон органической природы», «закон обще­ственного самосохранения» и «философию действия» (как основу политической программы). Т. разделял вку­сы и пристрастия, характерные для нигилизма 60-х гт. с его культом естественных наук, просветительства и ра­ционализма, высказывал резко отрицательные суждения по поводу взглядов В. С. Соловьева, Лесевича, Козлова и др. Т. был сторонником «реальной критики» и «реаль­ной эстетики», такого подхода к оценке произв. литера­туры и искусства, к-рый придерживается «строго объ­ективной почвы, тщательно избегая всяких про­извольных, субъективных толкований», и вместе с тем отличается от «психолого-метафизического» и «эмпи­рического» подходов («Принципы и задачи реальной критики»).

Соч.: Избр. соч. на социально-политические темы: В 6 т. М., 1932-1937; Соч.: В 2 т. М., 1975-1976.

Л и т.: Козьмин Б. П. Н. Ткачев и революционное движение 1860-х гг. М., 1922; Он же. К вопросу об отношении П. Н. Ткачева к марксизму // Лит. наследство. Т. 7/8. М., 1933; Шах­матов Б. М. П. Н. Ткачев. Этюды к творческому портрету. М., 1981; Фудницкая Е. 77. Русский бланкизм: Петр Ткачев. М., 1992; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2007. С. 247-250.

И. Е. Задорожнюк

«ТОЛКОВАЯ ПАЛЕЯ»-древнерус. натурфилософский сборник, в к-ром пересказываются с полемическими, антииудейскими толкованиями, а также с многочислен­ными дополнениями и комментариями библейские кни­ги. Он содержит в себе осн. философские понятия, выраженные в виде символов и аллегорий и охватыва­ющие сферу онтологии, логики, гносеологии, ан­тропологии. «Т. П.» вмещает в себя два элемента - исто­риософию и натурфилософский комментарий, причем первый подчиняется второму. Онтология «Т. П.» начина­ется с изложения акта творения, последовательного со­творения частей мироздания. Элементы и стихии - огонь, вода, земля, воздух, к к-рым прибавляется еще пятый эле­мент - ангельский мир, соответствующий античному представлению об эфире. Все они образуют первичный материал для строительства космоса. Находящиеся в по­тенции, они разъединяются и очищаются. Это разъедине­ние скрытых первоэлементов представляет собой грандиозный космогонический акт. Здесь происходит ус­тановление космического пространства (разъединение неба и земли, формирование космических зон, создание опоры - сотворение первой тверди среди первоначаль­ного океана вокруг земли). В результате космос прини­мает следующую схему: земля - небо (воды над землей) -твердь - и «воды превыше небес». Посредничество между космическими зонами осуществляется через ангелов - мир, созданный прежде мира, времени и пространства. Анге­лы - то первоначало, с помощью к-рого возникает види­мый мир. Ангельские чины представляют собой осн. сущ­ностные формы бытия. Их существование не сводится к простой передаче Божественной энергии, они сами в оп­ределенной степени творят мир, но не абсолютно, а в со­ответствии с волей Творца, сохраняя при этом собствен­ный разум и силу. Наполнение пространства первоэле­ментами и конкретными объектами, из к-рых состоят сами объекты, абстрактными сущностями создает картину тво­рения, в к-рой все сущее сводится к Единому и выводится из Единого - Бога. В своей совокупности эти акты пред­ставляют как космогонический процесс, так и его резуль­тат - сотворенный космос, его состав и характеристики. Порядок сотворения мира соответствует идеальной схе­ме: небытие - небо - вода земля - планеты - время и связанная с ним продолжительность существования объектов (растения - животные - человек - искусствен­но созданные предметы). Натурфилософия «Т. П.» ис­ходит из резкого противопоставления Бога и феноменаль­ного мира, тварное возникло из не-сущего и не может иметь сходства с самосущим бытием. Только Богу при­надлежит подлинное бытие, и Бог есть прежде всего Бы­тие и Сущий, ибо Он безначален. Однако тварь существует и в своем возникновении получила не только бытие, но твердую устойчивость, что возможно только через рас­крытие в мире Слова (Логоса). Собственное и Единствен­ное Слово сходит во Вселенную и распространяет здесь свои силы. Логос в данном контексте есть Бог откровения - Христос. Творение мира завершается созданием чело­века. Космос устрояется Богом ради человека. Человек -средоточие Вселенной, полнота природы, микрокосм. Космичность человека получает смысл в том, что он со­здан по образу Божию и через это становится проводни­ком абсолютных действий во всякую тварь. Он создается от земли, и через него первоэлементы получают участие в «сущностном действе». Сущность человеческого бы­тия - Образ Божий, очерчивающий грань между приро­дой и человеком и предполагающий отображение Бо­жественных совершенств. Это динамичный фактор, до­пускающий умаление и приращение. Человек предстает в триединстве души (определяющая субстанция) - серд­ца (чувственная природа) - разума (интеллектуальная деятельность). Основная антропологическая идея «Т. П.» -это представление о человеке как о существе дина­мичном, становящемся. Натурфилософия «Т. П.» связа­на с философско-богословской полемикой с представи­телями авраамистических религий (ислама и иудаизма). Она проводится по нескольким направлениям: онтологи­ческие проблемы сотворения мира, взаимоотношения Бытия (Бога) и Сущего (Творца-Логоса), раскрытие ма­терии во времени, затем появление человека и его отно­шение к эмпирическому миру и к высшей субстанции. Спорен вопрос о происхождении памятника. Часть уче­ных (А. В. Михайлов, В. М. Истрин, И. Н. Жданов) считала «Т. П.» сборником, составленным древнерус. книжника­ми. По мнению И. И. Срезневского, Н. С. Тихонравова, И. Я. Порфирьева, это перевод неизвестного оригинала. Текстуальная близость «Т. П.» к первоначальной летопи­си была замечена давно, но ей давались различные объяс­нения: видели в ней источник летописи и наоборот. Одна­ко существует т. зр., согласно к-рой близость ее к летопи­си объясняется их обращением к одному источнику. В настоящее время известно ок. 15 списков «Т. П.», наибо­лее древн. XIV в. Соч.: Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. / Труд учеников Н. С. Тихонравова. М., 1892-1896. Вып. 1-2; Палея толковая / Древнерус. текст, перевод, комент., исследование. М., 2002.