Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 352 из 447)

Л и т.: Мистическое богословие. Киев, 1991; Франк С. 77. Непостижимое. Онтологическое введение в философию рели­гии // Соч. М.. 1990; Сборник памяти С. Л. Франка. Мюнхен, 1954.

В. 77. Курабцев

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МОНИЗМ- одно из осн. по­нятий духовно-академической философии, разработан­ное в целях обоснования православно-христианского учения о мире и его структуре. Сформулировано Куд­рявцевым-Платоновым под влиянием учения о Бесконеч­ном бытии Голубинского и «философского синтетизма» В. Н. Карпова, утверждавшего, что мир должен быть раз­личим в 3-х ярусах - чувственном, метафизическом и Абсолютном бытии. Понятие Т. м. использовалось также в теоретических построениях А-я И. Введенского. Отра­жает присущее духовно-академической философии в целом, а особенно ее логико-рационалистическому направ­лению стремление осуществить философскую интерпре­тацию осн. идей религиозного сознания, гл. обр. идеи бытия Бога и его отношения к миру. Система Т. м. как учение о 3 типах бытия - материальном, духовном и Аб­солютном - представляет собой ядро духовно-академи­ческой онтологии и призвана преодолеть односторон­ность материализма и идеализма. Высочайшее Существо, Абсолютное бытие как объединяющее начало, примиря­ющее дух и материю и обеспечивающее единство мира, возвышается над миром. Т. м. представляет собой попыт­ку его сторонников включить Абсолютное (у Гогоцкого, Кудрявцева-Платонова, Введенского), Безусловное (у Но­вицкого), Бесконечное (у Голубинского) бытие, т. е. фи­лософский аналог теистической идеи Бога, в систему онтологических интерпретаций, представив его онтоло­гической основой мира. Методологической базой систе­мы Т. м. является философская критика принципа суб­станциального монизма, лежащего в основе материализ­ма и идеализма, к-рые не в состоянии удовлетворить при­сущее человеческому разуму стремление к единству, обеспечить потребность разума в гармонии и синтезе, поскольку, пытаясь преодолеть дуализм бытия, абсолю­тизируют одну сторону бытия в ущерб др. Утверждая реальное существование как материального бытия (в силу сотворения его Богом), так и духовного бытия, духовно-академические авторы считают, что дуализм духа и мате­рии следует примирить, утвердив в качестве высочайшей надмировой творческой причины всех явлений мира Аб­солютное бытие, осуществляющее синтезирующую фун­кцию по отношению к его производным - духу и мате­рии. Онтологизация Бесконечного, или Абсолютного, являлась необходимым условием философского обосно­вания религиозного сознания: Бог как трансцендентная сущность, в силу своей трансцендентности и закрытости для познания, не мог выступать предметом религиозного отражения, поэтому в духовно-академических философ­ских интерпретациях активно использовались философс­кие понятийные аналогии Божественной сущности. Аб­солютное (Бесконечное) бытие возвышается над миром и является залогом его существования: мир духовный и мир физический, идеальное и материальное есть след­ствия Абсолютного бытия. При этом духовный, «умный» мир гораздо ближе к Абсолютному, чем материальный. Духовная реальность есть не только «собственнейшее, истиннейшее и ближайшее» выражение свойств Беско­нечного, причина целесообразности, мудрости и осмыс­ленности всех природных процессов, но и нечто самосто­ятельное, «само в себе сознающее и усвояющее себе». Если духовный мир происходит непосредственно от Бес­конечного, то мир материальный опосредован в своем отношении к Бесконечному духовной реальностью. В основе учения Т. м. Кудрявцева-Платонова лежит разви­ваемая им в духе христианского платонизма теория идей. Логическое обоснование понятия Абсолютного как пер­воосновы и цели всего существующего осуществляется через представление об идеальном мире как сосущество­вании различных идей (каждая из которых в силу своей относительности не может обладать абсолютной истиной бытия, поэтому иерархию идей венчает Абсолютная идея, обладающая абсолютной истиной бытия), а также через понятие совершенства: в идее совершенства находится общий признак, объединяющий три коренные идеи - ис­тину, добро и красоту - в человеческом сознании, все эти идеи воспринимаются человеком как то, к чему следует стремиться, т. е. как нечто совершенное. Но само совер­шенство запредельно эмпирической реальности, следо­вательно, носит абсолютный характер. Поэтому вопло­щением идеи совершенства является идея Абсолютного, причем не мнимого, абстрактного идеала, а абсолютно совершенного бытия, абсолютно совершенной действи­тельности, или Абсолютного Существа. В соответствии с принципом Т. м.. Абсолютное бытие находится вне мира, в то же время оно активно воздействует на мир, опреде­ляя его существование и развитие. Введенский, солида­ризируясь с Кудрявцевым-Платоновым, утверждал, что Абсолютное Существо как совокупность всех совер­шенств, «Виновник Бытия Мира» - трансцендентно ми­ру, но имманентно присутствует в мире через промысел. 3 типам бытия соответствуют 3 вида познания. В плане Т. м. сам мир, чувственный и мыслимый, должен предстать в единстве материальной и идеальной своих сторон, в каче­стве единого целого, в этом случае будет найден закон гармонического бытия мира. Достоверное познание син­тетически и трансцендентально организованного мира возможно только при условии целостности познаватель­ного процесса: гносеологическим следствием принципа Т. м. явилось учение о цельном знании как сосредоточии всех познавательных способностей человека в едином процессе познания. Зеньковский считал термин «Т. м.» применительно к характеристике духовно-академическо­го учения о мире неудачным - вследствие закрепившего­ся за ним в кантовской философии смысла - и предлагал использовать понятие «супранатуральный монизм». Од­нако понятие Т. м. сохранило свое значение в рус. духов­но-академической философии.

Л и т.: Введенский А. И. Закон причинности и реальность внешнего мира. Харьков, 1901; Голубинский Ф. А. Лекции по философии. М., 1884. Вып. 1-3; Карпов В. Н. Введение в фило­софию. М., 1840; Кудрявцев-Платонов В. Д. Соч. Сергиев По­сад, 1892-1994. Т. 1-3; Зеньковский В.В. История русской фи­лософии: В 2 т. Л., 1991; ЦвыкИ. В. Религиозно-философская система В. Д. Кудрявцева-Платонова. М., 1997.

И. В. Цвык

ТРЕТЬЯКОВ Иван Андреевич (ок. 1735, Тверь - 1779, Москва) - юрист и экономист, социально-политический мыслитель. Учился в Тверской духовной семинарии, окон­чив к-рую в 1761 г. поступил в Московский ун-т. Вместе с Десницким был переведен в Академический ун-т в Петер­бурге для подготовки к обучению за границей. Затем Т. учился в ун-те в Глазго (Англия), где изучал философию, юриспруденцию, экономические науки, а также матема­тику и химию. В 1766 г. защитил диссертацию «О позыве на суд». Ему была присуждена ученая степень доктора права. С 1767 г. - проф. права Московского ун-та, читал курс римского права. В ун-те как проф., придерживаю­щийся прогрессивных взглядов, подвергался преследова­ниям, подавал прошение о переводе в «статскую служ­бу». Осн. сохранившиеся труды Т.: «Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государств как у древних, так и у нынешних народов...»(1772), «Сло­во о происшествии и учреждении университетов в Евро­пе на государственных иждивениях» (1768), «Слово о рим­ском правлении и о разных оного переменах...» (1769). Философско-методологическими основами воззрений Т. являются просветительные идеи, мысль о преобладаю­щей роли науки в прогрессивном развитии об-ва, концеп­ция общественного договора, элементы трудовой теории стоимости. Труд как таковой («трудолюбие») он считал источником всех богатств и благ в жизни. Однако на пути процветания и общественного прогресса стоит деление об-ва на богатых и бедных. Это деление производит в об-ве «враждебное несогласие», причинами к-рого являют­ся наличие частной собственности и разделение труда. Основу последнего составляет производство «избытка вещей». Отсюда - главная идея Т.: труд и богатство в об-ве должны распределяться равномерно, предпосылкой чего должно стать повышение материального и культурного уровня жизни об-ва в результате развития науки и про­свещения. Труды Т. полны глубоких догадок и выводов. Таковы его идеи о необходимости производительного труда; об осн. отличии человека от животного, выражен­ном в сознательном стремлении улучшать материальные условия своего существования; о разделении труда, при­водящем к многочисленным и важным последствиям: «изобретению художеств», «государственному обогаще­нию», появлению «работных людей» и «хозяев», возник­новению в об-ве «враждебного несогласия между людь­ми низшего и высшего состояния». Такое несогласие че­ловек бесконечно долгое время переносить не может. Т. в витиеватой, правда, форме довольно прозрачно намекал, к каким серьезным возмущениям подобное состояние может привести. В этой связи он сделал весьма знамена­тельное примечание: «Во многих обществах от неспра­ведливости рассуждений и от враждебного несогласия между людьми высшего и низшего состояния происходят установления, препятствующие такому натуральному течению; однако оные действительными нигде не быва­ют, поелику они совсем противны самой натуре челове­ческой». Иными словами, государственная власть сама должна заботиться о том, чтобы не позволять развиваться событиям до крайностей, - лучше предусмотреть рефор­мы «сверху», чем допустить разрушительную инициативу «снизу». Т. отвергал взгляды на республику Платона, Аристотеля, англ. писателя Д. Гаррингтона - идеолога «нового» дворянства, сторонника республиканской формы правления, Т. Мора (без прямого упоминания его имени). Он отмечал, что каждая из форм правления име­ет свои достоинства и недостатки, но доказывал вместе с 1 тем, что из всех таких форм оптимальной выступает мо­нархическое правление: великие публичные дела и «важ­ные предприятия» совершаются при нем и быстрее и сча­стливее, чем в республиках. Идеал такого правления -просвещенная монархия, возглавляемая премудрым че­ловеколюбивым государем, в к-рой царствуют уставы, узаконения и правосудие, являющиеся источником все-; общего счастья народов.