Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 360 из 447)

С о ч.: Четвертое измерение. Спб., 1910; Терциум органум. Ключ к загадкам мира. Спб., 1911; Внутренний круг. О «после­дней черте» и сверхчеловеке. Две лекции. Спб., 1913; В поисках чудесного. Спб., 1992; Четвертый путь. Спб., 1995; Совесть: поиск истины. Спб., 1997; The Fourth Way. N. Y., 1957; In Search of the Miraculous: Fragmennts of an Unknown Teaching. N. Y., 1949; A New Model of the Universe. L., 1931; A New Model of the Universe. N. Y, 1931; The Psychology of Mans Posible Evolution. L.; N. Y, 1950; The Strange Life of Ivan Osokin. N. Y, 1947; Tertium organum (The Third organ of thought), A Key to the Enigmas of the World. N. Y, 1920.

Лит.: Мистицизм в русской философской мысли XIX - нач. XX в. М., 1997; Reyner J. Ouspensky: The Unsung genius. L., 1981; Webb J. The harmonious circle. L., 1980; Wilson C. The strange life of P. D. Ouspensky. L., 1993.

В. Кравченко

УСТРЯЛОВ Николай Васильевич (март 1890, Петербург-14.09.1937, Москва) - обществовед, публицист, видный дея­тель партии кадетов, один из идеологов сменовеховства. В 1916-1918 гт. - приват-доцент Московского и Пермского ун-тов, сотрудник газ. «Утро России». В годы гражданской войны председатель Вост. отдела ЦК партии кадетов, руко­водитель бюро печати в правительстве А. В. Колчака. Пос­ле падения омского правительства - эмигрант в Харбине.

В 1921-1922 гт. сотрудничал в сб. и журн. «Смена вех», газ. «Накануне», издававшихся в Праге, Париже и Берлине. В 1920-1934 гг. - проф. Харбинского ун-та. После возвра­щения в 1935 г. в Советский Союз - проф. экономической географии Московского ин-та инженеров транспорта. В 1937 г. арестован и осужден по обвинению в антисоветской деятельности. Уже в период Гражданской войны У. пришел к выводу о необходимости в свете Октябрьской револю­ции 1917г. пересмотреть философско-социологические ос­новы рус. либерализма. В кн. «В борьбе за Россию» (1920) он развил политическую философию, требовавшую пере­смотра взглядов на природу революции, сложившихся в кругах российской интеллигенции под влиянием сб. «Вехи», что позднее стало теоретическим фундаментом сменове­ховства. В этой книге и последующих публикациях У. подчеркивал стихийность и иррациональность революции 1917 г., одновременно указывая на ее национальный харак­тер, таинственную нравственную глубину и «правду». Рас­сматривая революцию в качестве глубоко национального явления, У. усматривал ее подлинный смысл в повороте на путь обновления рус. культуры («гениально оживив тра­диции Белинского, она заставит Россию с потрясающей силой пережить и правду Тютчева, Достоевского, Соловь­ева» (Логика национализма // Новая жизнь. Харбин, 1920. 22 августа). Придерживаясь основополагающего для либерализма принципа примата личности по отношению к об-ву и государству, У. вместе с тем акцентировал внима­ние на важности для переживаемого Россией момента мощного, хорошо организованного государства как сред­ства выявления новой «всемирно-исторической истины», в данное время открывающейся человечеству ярче всего через рус. народ и его страдания. Только «физически» мощное государство, полагал он, может обладать великой культурой, ибо существует мистическая связь между го­сударственной территорией и государственной культурой. Территория, по У, - это наиболее существенная и ценная часть «государственной души». Лишь великое государство способно играть мессианскую роль. Послереволюцион­ное развитие России, особенно после образования СССР, вселяло в него надежду в возможность осуществления/гус-ской идеи. Свои социально-политические позиции У. обо­значил как «национал-большевизм». Стремление советской власти покончить с революционным хаосом, укрепить рос­сийскую государственность, защитить страну от иностран­ной интервенции, по его мнению, устраняло ведущий мо­тив борьбы интеллигенции с большевизмом - националь­но-патриотический. Главной целью всех патриотических сил должно стать теперь содействие в «собирании», восста­новлении России как великого и единого государственного организма. У. настаивал на признании Советской власти в качестве орудия воссоединения окраин с центром, укрепле­ния престижа России на международной арене. Считая воз­можным сотрудничество с новой властью в национальных интересах, У. рассчитывал при этом на ее внутреннее орга­ническое перерождение, изживание в ней революционно-максималистских элементов и переход к эволюционному развитию, хотя и не сулящему мгновенных результатов, но способному привести к национальному возрождению. Нэп был воспринят им как эволюция к буржуазному способу организации общественной жизни, где вслед за первой волной нэпманов и спекулянтов должна прийти «созидатель­ная буржуазия», и в первую очередь - «крепкий мужичок», без к-рого невозможно никакое оздоровление сельского хо­зяйства - основы благополучия страны. При этом он нео­днократно подчеркивал, что не абсолютизирует буржуаз­ный порядок, что не отрицает нек-рых положительных дос­тижений революции в социально-политической сфере. Глу­бинный смысл происходящих в стране перемен У. истолковывал как бунт против того, что славянофилы назы­вали «внешней правдой», «рационализмом западной куль­туры», против того, что Герцен характеризовал как «ме­щанство европейского духа». Главное значение рус. рево­люции он видел в том, что она открыла дорогу эпохе корен­ных перемен в духовной жизни народа, перехода в «иной план» исторического бытия и культурно-национального са­мосознания. Экономический строй и форма государствен­ного устройства, полагал У, только тогда способны осуще­ствить свою задачу восстановления здоровья нации, когда внутренне проникнутся культурно-национальными, орга­ническими началами, соответствующими русской идее. Советская форма политического устройства, очищенная от коммунистических элементов, по мнению У, способна ре­шить задачу создания «органического государства». На ос­нове идейной платформы У, к-рую можно охарактеризо­вать как либеральный консерватизм, в сменовеховском дви­жении сформировалась группировка, именуемая в лите­ратуре «правым крылом», в отличие от участников движения, объединившихся вокруг берлинской газ. «Нака­нуне» и симпатизировавших социалистическим идеям.

С о ч.: В борьбе за Россию. Харбин, 1920; Под знаком рево­люции. Харбин, 1925;Уокна вагона/7 Новая Россия. 1926.№3; Национал-большевизм // Смена вех. Париж, 1921. № 3; Наше время. Шанхай, 1934; Национал-большевизм. М., 2003.

В. П. Кошарный

УТКИНА Нина Федоровна (1928, Коканд - 9.02.1990, Моск­ва) - специалист в области истории рус. философии, д-р философских наук, проф. В 1946 г. поступила на фило­софский ф-т МГУ; после защиты кандидатской диссер­тации преподавала в Сухумском пединституте. С 1960 г. работала в Ин-те философии АН СССР, где защитила док­торскую диссертацию (1976) «Позитивизм, антропологи­ческий материализм и наука в России (2-я пол. XIX в.)». У. одной из первых в России разработала в историко-философском плане концепцию материалистического истолкования позитивизма; раскрыла характерные чер­ты рус. позитивизма, в т. ч. сциентизм в решении про­блем мировоззрения, феноменалистический эмпиризм, индивидуалистическую трактовку природы человеческой личности. Материалистический позитивизм, по мнению У, распространился в 60-х гг. XIX в. среди естествоиспыта­телей как реакция на метафизику Шеллинга и Гегеля. К по­зитивизму, по ее мнению, был близок антропологический материализм нач. XX в.: философы России трактовали че­ловека в его отношении к практической деятельности, в системе социальных связей.