Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 368 из 447)

Лит.: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской ду­ховной академии. Спб., 1857; Смирнов С. К. История Москов­ской духовной академии... М, 1879; Знаменский /7. В. История Казанской духовной академии... Казань, 1891-1892. Т. 1-3;Он же. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881; Никольский А. Русская духовно-академическая филосо­фия как предшественница славянофильства и университетской философии в России // Вера и разум. Харьков. 1907. № 2-5,9; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX столетии. Виль-на, 1908-1909; Флоровский Г. Пути русского богословия. Па­риж, 1937; Вильнюс, 1991; Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1,ч. 1.С. 115-117.

А. И. Абрамов

ФИЛОСОФИЯ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. Ка­занский ун-т был образован в период реформы системы просвещения, предпринятой Александром I в нач. XIX в. Утвердительную грамоту и Устав ун-та император подпи­сал 5 ноября 1804 г. В феврале 1805 г. состоялось открытие ун-та, хотя фактически в соответствии с уставом, с разделе­нием на ф-ты он стал существовать с 1811 г., а торжествен­ное «полное открытие» его состоялось в 1814 г. Ун-т был создан на базе гимназии. Всеми делами ун-та руководил Совет гимназии, в к-рый входили и профессора ун-та. Пер­выми студентами стали 40 воспитанников гимназии. Фило­софские дисциплины преподавались с начала занятий. По­печитель Казанского учебного округа представил мини­стру народного просвещения в числе др. преподавателей ун-та Л. С. Левицкого, окончившего Московский ун-т с се­ребряной медалью за успехи в науках философских и мате­матических. Он был назначен адъюнктом умозрительной и практической философии. В отчетах преподавателей за 1805 г. говорилось, что Левицкий в апреле прочел первую часть логики, «разделив оную на девять глав: в первой из них говорил о действиях разума вообще, во второй о поня­тиях, в третьей о словах или терминах, в четвертой об опре­делениях и разделениях, в пятой о рассуждениях и предло­жениях, в шестой об умствованиях, в седьмой об общих силлогистических правилах, в восьмой об образе и фигу­рах силлогизмов, в девятой о неправильных силлогизмах»; в мае читал вторую часть логики «об истине вообще, о признаках истины, о различных ее познаниях и о погреш­ностях»; в июне - третью часть логики «о свойствах, слу­жащих к познанию и сообщению другим истины, о заим­ствовании познаний от современников, о чтении книг и о сообщении другим своего познания». В 1811 г. было пред­ложено занять кафедру философии выпускнику Петербур­гской духовной академии Лубкину, к-рый был уже извес­тен своими работами по философии («Письмо о филосо­фии Канта», 1805 г.; «Начертание логики», 1807 г.). Подго­товленный им труд «Начертание метафизики» был издан посмертно в 3 ч. в 1818-1819 гг. В 1820 г. попечитель Казан­ского учебного округа Магницкий труды Лубкина при­знал зловредными и предписал изъять их из всех училищ и, опечатав, сдать в архив ун-та. В 1817г. экстраординарным проф. был избран И. Е. Срезневский, но в 1819 г. уволен за то, что руководствовался в своих лекциях «духом не весьма полезным» и пособием «весьма удаленным от христианс­кого учения». В 1819 г. в ун-те началась «эпоха Магницко­го» - эпоха гонения на философию и естественное пращ обусловленного весьма негативным отношением к ним, к-рое стало складываться в России после создания Священ­ного союза и студенческих беспорядков в нем. землях. Алек­сандр I опасался, что именно студенты явятся рассадником революционного духа и безбожия. Нем. философия стала

рассматриваться как «духовная зараза». В окт. 1817г. Алек­сандр I подписал манифест, в к-ром говорилось: «Желая, дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения, признали мы полезным соеди­нить дела по Министерству народного просвещения с де­лами всех вероисповеданий в состав одного управления, под названием Министерства духовных дел и народного просвещения». Министр обязал попечителей учебных ок­ругов запрещать те места в книгах, к-рые содержат «мысли и дух, противные религии христианской, обнаруживающие или вольнодумство безбожничества, неверия и неблагоче­стия, или своевольничество революционной необузданно­сти, мечтательного философствования, или же опорочи­вание догматов православной нашей церкви...» Магниц­кий, бывший дипломат и сотрудник Сперанского, пере­живший ряд карьерных взлетов и падений, решил «блеснуть важным поручением» (В. И. Панаев) и тем самым обеспе­чить себе успешную карьеру. В 1819 г. он был направлен с ревизией в Казань, где обнаружил массу недостатков. В своем отчете он предложил вообще ликвидировать ун-т, к-рый «не выполнил и не может выполнить тех обязанно­стей, кои возложены на него уставом». «Акт об уничтоже­нии Казанского университета тем естественнее покажется ныне, - писал Магницкий, - что, без всякого сомнения, все правительства обратят особенное внимание на общую си­стему их учебного просвещения, которое, сбросив скром­ное покрывало философии, - стоит уже посреди Европы с поднятым кинжалом». Большинство членов Главного прав­ления училищ выступило против ликвидации ун-та. Маг­ницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа и принялся ревностно исполнять это поручение. Он учредил должность директора ун-та, к-рому передава­лись хозяйственные функции и обязанности по нравствен­ному образованию воспитанников. Директор обязан был, как говорилось в инструкции, наблюдать, «чтобы дух воль­нодумства ни открыто, ни скрыто не мог ослаблять учения церкви в преподавании наук философских, исторических или литературы». В инструкции ректору предписывалось: «Для избежания смешения идей... профессор философии обязан привести их к одному началу и показать, что услов­ная истина, служащая предметом умозрительной филосо­фии, могла заменять истину христианства до пришествия Спасителя мира, ныне же в воспитание допускается как полезное токмо упражнение разума для изощрения сил его к принятию прочих наук человеческих, на философс­ких началах основанных. По сим заключениям, профессор искать будет основательнейшего философского учения в Платоне и славнейших его последователях...» Инструкция требовала, чтобы профессора философии всегда имели в памяти и устах тексты из посланий св. апостола Павла. В 1820 г. инструкции Магницкого директору и ректору ун-та получили высочайшее утверждение. Для философии в Казани настали тяжелые времена. В Петербурге тем вре­менем сменился министр народного просвещения. Новый министр А. С. Шишков отстранил от должности Магницко­го и по указанию Николая I назначил ревизию. В 1827 г. попечителем Казанского учебного округа был назначен М. Н. Мусин-Пушкин, управлявший округом 18 лет. Ректо­ром ун-та был избран Лобачевский. В своей речи в 1828 г. «О важнейших предметах воспитания», ссылаясь на Беко­на, Декарта, Мабли, он с удовлетворением констатировал, что средневековая схоластика уступает место наукам, изу­чающим то, что существует в действительности, а не толь­ко в «праздных умах». Мусин-Пушкин пригласил читать лекции по церковному праву в ун-те настоятеля казанско­го Зилантова монастыря архимандрита Гавриила. В 1837 г. он был назначен проф. богословия с поручением читать логику, психологию, метафизику, этику и историю фило­софии. В 1840 г., в связи с назначением его ректором Сим­бирской семинарии, историю философии поручили чи­тать получившему в Дерптском ун-те степень д-ра фило­софии проф. Н. А. Иванову, лекции к-рого, по отзывам слушателей, «нередко отличались вдохновенной и красно­речивой импровизацией». Иванов обладал солидными зна­ниями в области истории философии и знакомил своих слушателей с совр. нем. философией. В 1867 г. на кафедре философии приступил к работе защитивший в Петербурге докторскую диссертацию Троицкий. Среди студентов в эти годы появился интерес к философии 0. Конта и Г. Спенсе­ра. Троицкий, начавший читать курс логики по Миллю и курс психологии по Бэну, стал самым популярным проф. в ун-те. Но из-за конфликта с проф. коллегией он перевелся в Варшавский ун-т. Для чтения лекций по логике и психоло­гии в 1871 г. был привлечен экстраординарный проф. Ка­занской духовной академии Снегирёв, к-рый с 1885 г. до своей кончины в 1889 г. был приват-доцентом кафедры фи­лософии в ун-те. С 1873 г. на кафедре философии в должно­сти доцента стал работать выпускник ун-та А. И. Смирнов. В 1881 г. он защитил в Московском ун-те докторскую дис­сертацию «Английские моралисты. Историко-критическое обозрение главнейших теорий нравственности в английс­кой философии от Бекона и Гоббса до наших дней» и был избран на должность ординарного проф. Кроме общего курса истории философии он читал курс по философии Канта. Смирнов был горячим сторонником развития мате­матической логики, и не без его участия в 1888 г. впервые в стране астроном и математик Порецкий прочел в ун-те курс математической логики. А заняться математической логикой Порецкому рекомендовал видный математик А. В. Васильев. В 1896 г. исполняющим должность экстра­ординарного проф. по кафедре философии был утверж­ден выпускник Дерптского ун-та, магистр философии Боб­ров. Он считал себя учеником Г. Тейхмюллера, а собствен­ную систему взглядов называл «критическим индивидуа­лизмом»; много внимания уделял проблемам онтологии, гносеологии, вопросам искусства; начал собирать и пуб­ликовать материалы по философии и просвещению в Рос­сии. В ун-те он читал курсы логики, психологии, гносеоло­гии, истории древн. и новой философии, педагогики и ис­тории педагогики; в 1903 г. был переведен в Варшавский ун-т. В 1902 г. приват-доцентом по кафедре философии стал А. Д. Гуляев. Он начал читать курсы логики, истории древн. философии. Защитил магистерскую диссертацию «Этиче­ское учение в «Мыслях» Паскаля» и был утвержден в дол­жности экстраординарного, ас 1915 г. - ординарного проф. (в 1920 г. переехал в Баку). В 1904 г. из Московского ун-та был переведен приват-доцент Ивановский. По своим взгля­дам он был близок позитивизму, считал себя сторонником «научной философии» и рассматривал Локка в качестве творца критической теории познания. В нач. XX в. кафед­ра философии в Казани получает довольно сильное разви­тие: расширяется проблематика читаемых философских курсов, увеличивается количество преподавателей. Кроме Гуляева и Ивановского с 1908 г. на кафедре стал работать выпускник ун-та И. И. Ягодинский, в центре интересов к-рого оказалась философия Лейбница. С 1913 г. он занял должность ординарного проф. и проработал на кафедре философии до 1918 г. Ягодинский создал оригинальный труд, посвященный анализу генетического метода в логи­ке, показав, каким образом логическое возникает на опре­деленной стадии эволюции человека. Будучи сторонником психологизма, он утверждал, что в основе логики лежит не понятие, а суждение. Именно посредством специальной функции мышления, связанной со способностью к мыш­лению, человек получает возможность упорядочивать рас­суждение, а принудительность логических законов отра­жает характер психического устройства человека. Логика же понималась им как наука о формах, в к-рых выражается истина, и о приемах, к-рыми эта истина достигается, при­чем в процессе постижения истина принимается как нечто данное, не подлежащее анализу. Ягодинский выводил соб­ственно философско-гносеологические вопросы, прежде всего проблему истины в ее классической постановке, за пределы компетенции логики. Весьма заметное место в жизни Казанского ун-та занимает математик А. В. Василь­ев, к-рый написал ряд философских сочинений, посвящен­ных философии математики. Его сын - Н. А. Васильев, выпускник ун-та, с 1910 г. начал работать в ун-те в качестве приват-доцента, ас 1918 г. - проф. кафедры философии. Он создал оригинальные сочинения по логике, в к-рых пред­восхитил ряд краеугольных положений совр. неклассичес­кой логики. В своей воображаемой логике Васильев отка­зался от законов (не)противоречия и исключенного тре­тьего и построил систему неаристотелевой логики, в к-рой ввел понятия металогики, закона исключенного четверто­го и др. положения. Он также написал ряд трудов по фи­лософии истории, психологии, этике и педагогике. После 1918 г. он читал лекции и по истории мировоззрений, по социальной психологии и психологии поэтического творче­ства. В 1912 г. был оставлен на кафедре философии в долж­ности приват-доцента выпускник ун-та А. О. Маковельский и после двухгодичной заграничной командировки читал лек­ции по истории древн. философии; он стал одним из веду­щих специалистов в области античной философии, уделял особое внимание изучению истории материализма. Ши­рокую известность приобрела его работа о досократиках, изданная в 3 ч. в 1914-1919гг.В 1920г. он переехал в Баку. В 1917-1918 гг. в ун-те работал Ершов, к-рый написал работу «Антиинтеллектуалистское движение в современной фи­лософии» (1919). После 1917 г. в ун-те недолго работали проф.-философы Казанской духовной академии Несмелое и В. А. Керенский, а также ученик Н. А. Васильева - К. И. Сотонин, написавший специальный философский словарь к трем «Критикам» Канта, в к-ром описал и охарактеризо­вал почти все термины нем. философа. В 1921 г. препода­вание философии в ун-те фактически прекратилось: в июле был упразднен историко-филологический ф-т, на к-ром читались философские курсы. Он был влит в ф-т обще­ственных наук (ФОН), созданный в 1919 г. вместо ликвиди­рованного юридического ф-та, но места философии на нем не нашлось, а в 1922 г. был закрыт и ФОН. В ун-те осталось всего 2 ф-та - физико-математический и медицинский. Преподавание философии возобновилось в 1928 г. и оно носило ярко выраженную идеологическую направлен­ность. В ун-те в сер. 30-х гт. работали Т. С. Ищенко, автор «Краткого философского словаря» (М., 1939), и Д. М.Про­нин, репрессированный в 1937 г. (ему удалось вернуться к преподавательской деятельности в 1957 г. (ум. в 1964); он исследовал философию Спинозы и занимался философи­ей естествознания). Ищенко был в 1939 г. также репресси­рован. Были репрессированы и др. преподаватели. Реаль­ное возрождение преподавания философии в ун-те про­изошло уже после Великой Отечественной войны (в кон. 40-х гг.). В 1948 г. в ун-те была открыта кафедра философии, к-рую возглавил доцент Д. Г. Морозов. Затем кафедрой заведовали проф. М. И. Абдрахманов, доцент Л. Л. Тузов, проф. М.Б. Садыков(с 1980 по 1996г.),ас 1997 г. ею руково­дит проф. М. Д. Шелкунов. С 2001 г. при кафедре существу­ет отделение философии.