Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 369 из 447)

Л и т.: Булич Н. Н. Из первых лет Казанского университета. Казань, 1900. Ч. 1,2; Загоскин Н. П. История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования. Казань, 1902-1904. Т. 1-4; Биографический словарь профессо­ров и преподавателей Казанского университета за сто лет (1804-1904). Ч. 1-2. Казань, 1904; Корбут М. К. Казанский государ­ственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина за 125 лет: В 2 т. Казань, 1930; Бажанов В. А. Прерванный полет. История университетской философии и логики в России. М., 1995;Яав-ловА. Т. Университетская философия в РоссииУ/Философские науки. 1998. № 1; Очерки истории Казанского университета. Казань, 2002; История экономической и философской мыслив Казанском университете. Казань, 2(ЮЗ,Пустарнаков В. Ф. Уни­верситетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основ­ные центры. Спб., 2003.

А. Т. Павлов, В. А. Бажанов

ФИЛОСОФИЯ В КИЕВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ(досоветский период). Философский ф-т первым в 1834 г. начал свою работу в Императорском ун-те Св. Владимира и в соответствии с проектом Временного устава 1833 г. имел 2 отделения. В первое входили 5 кафедр: философии, греч. словесности и древностей, римской словесности и древно­стей, рус. словесности, общей и рус. истории и статистики. Его деканом был ректор ун-та М. А. Максимович. Второе составляли естественные кафедры. В Уставе ун-та 1842 г. закреплялось то же деление ф-та на 2 отделения, но 1-е от­деление имело 8 кафедр: философии; греч. словесности и древностей; римской словесности и древностей; рус. сло­весности и истории рус. литературы; истории и литерату­ры славянских языков, с охватом славянских древностей; общей истории; рус. истории; политической экономии и статистики. Это предопределялось тем, что в первые 3 года деятельности ун-та студенты слушали все предметы без четкого определения факультетских курсов, а с введением второго Устава осуществлялся переход на свободное слу­шание и четкое специальное деление дисциплин. Тогда же были созданы две общеуниверситетских кафедры богосло­вия: одна - для православных студентов, а др. - для студен­тов-католиков. На православную кафедру был приглашен протоиерей, доктор богословия, проф. философии Киевcкой духовной академии Скворцов, а на кафедру римско-католического исповедания - Ю. К. Ходьскевич, магистр богословия, получивший образование в Динабургской и Полоцкой иезуитских коллегиях. На этих кафедрах препо­давались соответственно православная и римско-католи­ческая церковная история, догматическое богословие, мо­ральное богословие, церковное право. Посещение этих лекций было обязательным для всех студентов ун-та. Ка­федру философии возглавлял проф. Новицкий. Филосо­фия преподавалась широко, охватывая логику, теоретичес­кую и прикладную психологию, этику, историю филосо­фии. Недельная нагрузка философских дисциплин для сту­дентов составляла от 5 до 10 часов. Поначалу посещение лекций по логике и истории философии было обязатель­ным для всех студентов ун-та, а по др. философским дис­циплинам - для студентов 1 -го отделения философского и юридического ф-тов. Новицкий был прекрасным лектором. Перу ученого принадлежат такие работы, как «О первона­чальном переводе Библии на славянский язык» (1837), «Речь об упреках, делаемых философии в теоретическом и практическом отношениях» (1837), «Руководство по опыт­ной философии» (1840) и др. Автор обосновывал перво­степенное значение человека, человеческого ума в фило­софском видении мира. Отстаивая истину в оценке исто­рико-философского процесса, он одним из первых отече­ственных ученых признал, что философия Древн. Греции возникла не как исключительно самостоятельное, ориги­нальное явление, а своими истоками глубоко связана с многовековой культурой Египта и Вавилона, Китая и Ин­дии. В первые годы существования ф-та возникла пробле­ма преподавательских кадров. Киевская духовная академия дала ун-ту проф. философии, богословия. Ун-ту как ново­му учебному заведению разрешалось в порядке исключе­ния допускать к званию ординарных и экстраординарных проф. лиц, не имевших докторских или магистерских сте­пеней, хотя уже в 1839 г. количество проф. с ученой степе­нью заметно возросло. Совет ун-та неоднократно рассмат­ривал проблемы преподавания философских дисциплин и богословия. Так, первой программой курса, которая об­суждалась в 1835 г., была программа по римско-католичес­кому богословию Ходьскевича. А в 1836 г. Совет признал целесообразным объединить преподавание естественно­го права с моральной философией в единый предмет -этику. В январе 1839 г. царь Николай I приказал Правитель­ствующему сенату прекратить чтение лекций в ун-те Св. Владимира сроком на один год. Бывших студентов, исклю­ченных из ун-та, не разрешалось допускать к обучению. Чтение лекций восстановили только осенью. Тем не менее философия преподавалась недолго. В связи с судебным процессом над членами Кирилло-Мефодиевского об-ва преподавание философии запретили вторично. В 1850 г. ] 1-е отделение философского ф-та переименовали в истори­ко-филологический ф-т. Философия, присоединенная к ка­федре богословия, утратила свое самостоятельное значе­ние. Чтение логики и практической психологии возлагалось на проф. богословия и законоучителей, к-рые назначались на должность по согласованию с Министерством народно­го просвещения и духовным ведомством православного ис­поведания. Светские проф. философии от работы были от­странены. После образовательной реформы 1863 г. свет­ским преподавателям снова разрешили читать философию. Студенческий курс вел проф. Гогоцкий, автор многочис­ленных работ, в частности «Критического взгляда на фило­софию Канта», «Введения в историю философии» и «Фи­лософского лексикона». Последняя из названных работ была и первым отечественным философским словарем. Гогоцкий стремился применить гегелевскую философс­кую систему к требованиям Православной церкви, усмат­ривая гармонию существующего мира в деятельности Бога. Проф. философии Козлов был одним из первых привер­женцев персонализма в рус. философии. Киевский период его деятельности был очень плодотворным. Ученый издал ряд работ: «Философские этюды», «Философия как наука», «Философия действительности», «Генезис теории про­странства и времени Канта», «Критические замечания к философской системе Дюринга», где стремился использо­вать методологию науки для обоснования мировоззрения, в основе к-рого лежит понимание сознания как субстанци­онального творческого начала. Развитие нравственно-эс­тетической проблематики в ун-те Св. Владимира последней четверти XIX столетия связано с деятельностью таких ученых, как П. В. Павлов («Введение в науку искусства»), М. Тулов («О процессе художественного творчества»), а также с именами А. Котляревского, М. Дашкевича, В. Влади­мирова и др. Университетской науке отдал практически всю творческую жизнь представитель духовно-академической философии А. М. Гиляров, концепция к-рого основывает­ся на утверждении идеи о платоновском учении как высо­чайшем проявлении философской культуры. Все последу­ющие философские системы, считал ученый, были или переработкой Платона, или же эклектичной смесью тео­рий, предшествовавших ему. Гиляров рассматривал фило­софию как своеобразную деятельность, существующую наряду с наукой, поэзией и религией, усматривал осн. при­звание философии в примирении, приведении к согласию «двух вечно враждующих в нашей жизни первоначал - ис­тины ума и истины сердца». Начиная с 90-х гг. XIX в. он эволюционирует от позитивистского отрицания научного значения философии к принятию в качестве основы твор­чества взглядов Фехнера, нем. ученого-психолога, одного из основателей психофизики. С 1892 по 1906 г. в ун-те рабо­тал проф. Челпанов - выдающийся философ, логик и пси­холог. По своим философским взглядам он принадлежал к академическому неокантианству. Ограничив сферу фило­софии задачами исследования знания, он расширил сферу религии, считая, что вера в Бога - один из определяющих факторов мировоззрения. В 1907 г. декан ф-та М. Бубнов составил и утвердил «Общие учебные планы и правила историко-филологического ф-та ун-та Св. Владимира», в к-рых определялись 10 специальностей, в т. ч. и философия. В учебном плане по философии отмечалось, что теорети­ческим и практическим специалистам-философам нельзя ограничиваться лишь предметами одной философской группы. Они обязаны сосредоточить свое внимание на изу­чении еще к.-л. «положительной научной дисциплины», -и в качестве таковых назывались классическая филология, рус. филология, рус. литература и общая история. Все пред­меты делились на 3 группы: 1) предметы общие и основ­ные; 2) предметы общие и дополнительные; 3) предметы обязательные и дополнительные, в зависимости от избранной дополнительной специальности. Студенты-фило­софы в нач. XX в. изучали предметы, относящиеся к 3 груп­пам. 1-я группа: история древней, средневековой и новой философии, логика, психология, педагогика, эстетика, Пла­тон и Аристотель. 2-я группа: введение в философию, ин­терпретация греч. автора, интерпретация лат. автора. 3-я груп­па определялась в зависимости от избранной студентом вто­рой специальности - т. наз. «положительной научной дис­циплины». Напр., если студент выбирал классическую филологию, то он должен был изучать также интерпрета­цию греч. и лат. авторов, историю Греции и Рима, историю римской и греч. литератур, греч. и лат. грамматику. Весо­мый вклад в развитие философской мысли внес выдающий­ся деятель украинской культуры Драгоманов, имя к-рого носил Киевский ин-т народного образования, существовав­ший нек-рое время на базе ликвидированного ун-та. Как философ Драгоманов был приверженцем позитивистского плюрализма во взглядах на об-во и его развитие. Ученый считал, что главным фактором социального движения явля­ется экономический прогресс, светская свободная наука и философия. Без широкого умственного философского раз­вития, утверждал он, не может быть целесообразного госу­дарственного порядка, всеобъемлющих реформ, интеллек­туального участия в общественной деятельности. Выпуск­ником ун-та был выдающийся ученый, богослов, этнограф, церковный и государственный деятель Украины Иван Огиенко (митрополит Илларион) (1882-1972). В 1903 г. он посту­пил сначала на медицинский, а потом на историко-филоло­гический ф-т ун-та Св. Владимира, к-рый закончил в 1909 г. и был оставлен в ун-те для подготовки к проф. званию. После защиты диссертации в 1915 г. он был избран на должность приват-доцента. Его выдающейся заслугой является осуще­ствление полного украиноязычного перевода Библии (на­печатан в 1962 г. за рубежом; впервые в Украине издан в 2002 г.). В кон. XIX - нач. XX в. наряду с традиционным для ун-та преподаванием философии в духе киевской школы рус. теизма происходит переориентация философской пробле­матики на концепцию «нового религиозного сознания», сформулированную Булгаковым, Бердяевым, Шестовым, Зеньковским. В это же время ф-т закончили известные фило­софы Шпет и Асмус. 1920 г. принес в историю Киевского ун-та 13-летний перерыв. С его восстановлением был утвер­жден новый (советский) подход к изучению и преподава­нию философии. В этот период в ун-те работали Асмус (автор исследований по истории философии и логике), А. М. Беркут (специалист по проблемам философии Сред­невековья), М. И. Перлин (знаток социальной философии), С. Г. Лавров (автор пособия по философии) и др.