Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 373 из 447)

B. И. Мальцев, Нарский, Ойзерман, В. В. Соколов. Попол­нили преподавательские кадры и окончившие ф-т фронто­вики - М. Н. Алексеев, А. П. Бутенко, Богатое, В. Ж. Келле, Косичев, А. К. Уледов, Шкуримое и др., а также пришедшие на ф-т Богомолов, Е. К. Войшвилло, П. Я. Гальперин, Ф. И. Георгиев, Ю. К. Мельвиль и др. В 1947 г. было оформлено создание кафедры логики под рук. Попова, и в том же году на базе кафедры психологии открыто отд. психологии под рук. Б. М. Теплова, к-рого вскоре заменил А. Н. Леонтьев. В 1949 г. деканом становится А. П. Гагарин, к-рого в 1952 г. сменил Молодцов, проработавший деканом до 1968 г. В 1953 г. произошла реорганизация преподавания марк­систской философии в масштабе ун-та: единая общеуни­верситетская кафедра диалектического и исторического материализма была разделена на кафедру гуманитарных ф-тов (3. Я. Белецкий) и кафедру естественных ф-тов (X. М. Фаталиев). В 1957 г. на философском ф-те была образована кафедра истории марксистско-ленинской философии (Иов-чук), а кафедра истории западноевропейской философии получает название кафедры истории зарубежной филосо­фии (Ойзерман). В 1959 г. создается кафедра истории и те­ории атеизма (И. Д. Панцхава), в 1960 г. - кафедра этики и эстетики (Овсянников), и на всех ф-тах с 1960 г. были введе­ны факультативные курсы: «Основы научного атеизма», «Основы марксистско-ленинской эстетики» и «Основы марксистско-ленинской этики». В 1960 г. факультетская кафедра диалектического и исторического материализма была разделена на кафедру диалектического материализ­ма (Молодцов) и исторического материализма (Д. И. Чес-ноков), а в 1962 г. создана кафедра теории научного коммунизма (А. М. Ковалев), на базе к-рой в 1969 г. обра­зовано отд. научного коммунизма. В 1966 г. из состава ф-та выделено отд. психологии и учрежден самостоятель­ный ф-т психологии. В 1968 г. деканом философского ф-та избирается Овсянников, и в том же году создаются само­стоятельные кафедры эстетики (Овсянников) и этики (С. Ф. Анисимов), была также образована кафедра методики конкретных социальных исследований, на базе к-рой в 1984 г. было открыто отд. прикладной социологии, выделив­шееся в 1989 г. в самостоятельный социологический ф-т. В 1974 г. деканом избирается С. Т. Мелюхин, а в 1978 г. его сменяет Косичев, в 1988 г. деканом стал А. В. Панин. С 1998 г. ф-том руководит Миронов. С нач. 90-х гг. XX в. ф-т интенсивно развивается. В 1991 г. было создано отд. поли­тологии, в 1996 г. - отд. религиоведения. Были открыты новые образовательные программы «Связи с обществен­ностью», «Экономическая политика» и др. Философский ф-т дает фундаментальную подготовку в области фило­софии, религиоведения, политологии и позволяет полу­чить специализацию на 17 кафедрах и 4 образователь­ных программах. Говоря о развитии и преподавании фи­лософии в ун-те, следует отметить вклад в этот процесс преподавателей общеуниверситетских философских ка­федр, функционировав-ших на естественных и гумани­тарных ф-тах.

Лит.: Биографический словарь профессоров и преподавате­лей имп. Московского университета. М., 1855. Ч. 1, 2,Шевырев С. П. История имп. Московского университета. М., \ %55; Асмус В. Ф. Борьба философских течений в Московском университете в 70-х годах XIX в. // Вопросы истории. 1946. № 1 (см. в кн.: Асмус В. Ф. Избр. филос. труды. М., 1969. Т. 1); История Мос­ковского университета: В 2 т. М., 1955; Московский универси­тет и развитие философской и общественно-политической мысли в России. М., 1957; Косичев А. Д. Философская наука в Москов­ском университете за 50 лет Советской власти // Философские науки. 1967. № 5; Летопись Московского университета, 1755— 1979. М., 1979; История философской мысли в Московском университете. М., 1982; Садовский В. Н. Философия в Москве в 50-е и 60-е годы (Некоторые соображения о философии и фило­софском образовании в первые послевоенные десятилетия) // Воп­росы философии. 1993. № 7; Алексеев П. В. Философы России XIX - XX столетий (Биографии, идеи, труды). М., 2001 ,Косичев А. Д. Философия, время, люди. Воспоминания и размышления декана философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2003; Павлов А. Т. Философия в Московском университете // Философский факультет Московского государственного универ­ситета им. М. В. Ломоносова: Очерки истории. М., 2002; Он же. Философия в Московском университете в послереволюционные годы. 1917-1941 // Философские науки. 2003. № 9; Он же. Про­фессиональное философское образование в Московском универ­ситете // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2005. № 1; 250-летие основания Московского государственного универси­тета: Философский факультет. М., 2005.

А. Т. Павлов

ФИЛОСОФИЯ В ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.

Начало философского образования в Петербурге восходит ко времени создания ун-та при Академии наук (1725). В «Проекте положения об учреждении Академии наук и ху­дожеств», утвержденном Петром I, говорилось, что «уни­верситет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юриспруденции, медицины, фи­лософии сиречь до какого состояния оные дошли, младых людей обучают». Философское образование стало частью образования общегуманитарного и даже выходило за его рамки. Так, лекции Ломоносова, посвященные различным проблемам физики и химии, были полны философского содержания. В основу преподавания философии были по­ложены идеи X. Вольфа (см. Вольфианство). В сер. XVIII в. чтение лекций по философии было поручено И. А. Брау­ну, взявшему за основу книги «Основания вольфненской философии» Л. Ф. Тюммига. Среди студентов, слушавших лекции по философии (в 1751 г. - 18 человек, в 1752 г. -18, в 1758 г. - 16), были и будущие авторы философских трудов-среди них Козельский. Экзамены по философии вклю­чались в число обязательных наряду с физикой, математи­кой, медициной, а также рядом гуманитарных наук. Акаде­мический ун-т, а также открытое в 1687 г. в Москве Эллино-греч. училище (Славяно-греко-латинская академия), по существу, заложили основы философского образования в России. Петербургский ун-т был образован в 1819 г. на базе созданного в 1804 г. Главного педагогического ин-та. Ун-т имел три отделения: наук юридических и философских, наук исторических и словесных, наук математических и физи­ческих. Открытие ун-та в Петербурге пришлось на время, когда министром народного просвещения стал обер-про­курор Святейшего Синода и главноуправляющий делами иностранных исповеданий кн. А. Н. Голицын, к-рый пер­вым делом создал единое Министерство духовных дел и народного просвещения. Для умонастроения российских верхов тех лет было характерно недоверие к философии и стремление обосновать философию и вообще все науки на Откровении и Священном писании. В 1821 г. Главным управлением училищ регламентировалось преподавание всех дисциплин, в т. ч. философии, в их подчиненности бого­словию. Проф. философии ун-та предписывалось: во-пер­вых, показать, что «первая наука в порядке естественном есть та, которая возделывает рассудок, приучая его к пра­вильным действиям, что самые науки нравственные, по­скольку зависят от разума, а не от веры сверхъестественной, стоят на сем основании»; во-вторых, так излагать осн. со­держание философских систем, чтобы студент при «изло­жении учений разума привыкал видеть разницу между муд-ростию земной и небесною»; наконец, в-третьих, «все фило­софские системы надо свести воедино и показать, что ус­ловная истина, служащая предметом умозрительной философии, могла заменить истину христианства до прише­ствия Спасителя мира; ныне же в воспитании допускается как полезное токмо упражнение разума для изощрения сил его к принятию прочих наук человеческих, на философских началах основанных... Те только теории философские осно­вательны и справедливы, кои могут быть соглашены с уче­нием евангельским; ибо истина едина, бесчисленны заблуж­дения». Решением конференции ун-та преподавание фи­лософских дисциплин было распределено следующим об­

разом: логику, психологию и нравственную философию должен читать проф. П. П. Лодий, а историю философии -экстраординарный проф. Галич. Чтение курса естественно­го права было поручено проф. энциклопедии прав Царско­сельского лицея и Главного педагогического ин-та Куницыну. Когда Д. П. Рунич, назначенный попечителем Петербур­гского учебного округа, стал «очищать» ун-т от «крамолы», под к-рой он подразумевал прежде всего философию и ес­тественное право, то первым пострадал Куницын. В марте 1821 г. в Главном управлении училищ его 2-томная кн. «Пра­во естественное» (Спб., 1819-1820) была признана «проти­воречащею явно истинам христианства и склоняющеюся к ниспровержению всех связей семейственных и государ­ственных», а самого автора уволили из лицея и ун-та. В этом же году, к-рый известен в истории ун-та как год «суда» над «крамольными профессорами», была изъята из учеб­ных заведений кн. Лодия «Логические наставления, руко­водствующие к познанию и различению истинного от лож­ного» (Спб., 1815), а также книга Галича «История фило­софских систем по иностранным руководствам» (Спб., 1818-1819). И Галич, и Лодий от преподавания философс­ких дисциплин были отстранены. Преподавание истории философии, теоретической и практической философии в 1825 г. было поручено проф. Казанского ун-та М. А. Паль-мину, а также проф. Я. В. Толмачеву, чтение ими лекций было бледным и невыразительным, и вскоре оба препода­вателя были уволены как «лишенные педагогических спо­собностей». Их место занял выпускник Венского ун-та (1819) проф. А. А. Фишер (1799-1861), преподававший философию в ун-те (а также в духовной академии) вплоть до своей смерти. Он опубликовал книгу «Начертание ло­гики» (Спб., 1833) и несколько статей в «Журнале Мини­стерства народного просвещения». После того как в янва­ре 1850 г. в докладной записке министра народного про­свещения царю «преподавание философии в высших учеб­ных заведениях за исключением логики и психологии» было признано не соответствующим видам правительства и не обещающим «благоприятных последствий», в ун-те чте­ние этих двух оставшихся философских дисциплин было поручено магистру богословия протоиерею А. И. Райковскому, а затем магистру богословия И. Л. Янышеву и проф. В. П. Полисову. В отчете министерства народного просвеще­ния (1853) подчеркивалось, что «прекращение провозгла­шения с университетских кафедр мечтательных теорий под именем философии с поручением чтения логики и психологии профессорам богословия сроднили эти на­уки с истинами откровения». В 1863 г. был принят новый университетский устав, в соответствии с к-рым в высших учебных заведениях страны восстанавливалось препода­вание философских дисциплин. В ун-т в 1865 г. был пригла­шен протоиерей выпускник и преподаватель Петербургс­кой духовной академии Сидонский. Его книга «Введение в науку философии» (Спб., 1833), получившая Демидовс­кую премию (1836), вызвала критику консервативно на­строенных богословов за попытку автора рационализи­ровать христианские понятия. В своих трудах и лекциях он тяготел к православно трактуемому «гегелизму», ис­пытывая при этом влияние философии Канта и Шеллинга и эмпиризма Дж. Беркли и Д. Юма. В 1866 г. к чтению лекций по логике, психологии и истории философии приступил Владиславлев, ставший после смерти Сидон-ского в 1873 г. ведущим преподавателем философии в ун-те. С 1874 по 1885 г. Владиславлев организовал при кафедре философии ун-та своеобразную философскую специали­зацию, чего не было до сих пор ни в одном российском ун-те. Под его руководством в группах из 10-15 человек прошли подготовку Грот, Радлов, Ланге, Л. В. Гутковский и др., ставшие профессиональными философами. Просвети­тельская деятельность Владиславлева, его учебники, 2-том­ная монография «Психология: исследование основных яв­лений душевной жизни» (Спб., 1881), сделали его имя ши­роко известным. В 1885 г. он стал деканом историко-филологического ф-та, а в 1887 г. - ректором ун-та. В 1880 г. в совете историко-филологического ф-та докторскую дис­сертацию «Критика отвлеченных начал» защитил В. С. Со­ловьев, к-рый стал приват-доцентом кафедры философии. Однако его публичная лекция 28 марта J 881 г. в зале Кре­дитного об-ва «О ходе русского просвещения в настоящем столетии», в к-рой он высказал мысль о том, что новый царь как «христианский идеал всепрощения» должен про­стить первомартовцев, убивших Александра II, осложнила отношения философа с властями, и в марте 1882 г. он ушел в отставку. При Владиславлеве началась преподавательская деятельность одного из самых известных философов ун-та, А-а И. Введенского, занявшего через год после смерти Вла­диславлева кафедру философии, где он читал более 30 лет курсы введения в философию, логики, психологии, фи­лософии природы и др. Слушателями и учениками Вве­денского были философы С. О. Грузенберг, Жаков, Лап­шин, Н. О. Лосский, Поварнин и др. Введенский выступил одним из организаторов Философского об-ва при ун-те, к-рое начало свою работу в 1898 г. его выступлением «Судь­бы философии в России». Самым известным учеником Введенского стал Лосский. В 1898 г. ему было предложено остаться на кафедре Введенского для подготовки к проф. званию. К осени 1900 г. он приступил к чтению курса «Пси­хология воли и чувствований». После защиты магистерс­кой диссертации «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» он стал читать курсы психологии и логики в Петербургском ун-те. Кн. Лосского «Обоснова­ние интуитивизма» в 1907 г. была защищена в Москов­ском ун-те как докторская диссертация. Введенский вся­чески препятствовал получению Лосским проф. звания, и он получил его лишь в 1916 г. Хотя Лосскому предлагали кафедру ун-ты Варшавы, Казани, Киева, Москвы, он ос­тался в Петербургском ун-те. Др. учеником Введенского был Лапшин, к-рый читал различные курсы по филосо­фии в Петербургском ун-те и на Высших женских курсах. Солидную неокантианскую подготовку прошел Гессен, приступивший к чтению философских лекций в Петро­градском ун-те в 1914 г. Он учился у В. Виндельбанда и Г. Риккерта, а докторскую диссертацию защитил во Фрейбурге. Неокантианская позиция Гессена нашла отражение также на страницах международного философского журн. «Логос», редактором к-рого он был. Перед революцией философские дисциплины в ун-те преподавали и др. рус. философы: Франк, Поварнин, Сеземан, С. А. Алексеев (Ас-кольдов), Болдырев, А. П. Нечаев, П. И. Вознесенский, Ка­рийский, Л. В. Рутковский, С. А. Суханов. Университет­ская философия представляла тогда пеструю картину различных школ и направлений. После 1917 г. часть филосо­фов эволюционировала к экономическому материализму и марксизму, большинство отрицало его, продолжая пре­подавание по прежним программам. Но так продолжалось недолго. В 1918 г. декретом Совнаркома были отменены ученые степени и звания, что уравнивало квалифициро­ванных проф. и новых преподавателей-марксистов, не имев­ших, как правило, ученых званий. В марте 1919 г. Наркомпрос РСФСР принял постановление «О плане организации факультетов общественных наук в российских университе­тах», предусматривающее на базе ликвидированных юри­дических ф-тов, а также исторических кафедр, подготовку марксистски ориентированных идеологических работни­ков и преподавателей философии, социологии, политичес­кой экономии, юриспруденции. Философия резко полити­зируется. По решению наркомата просвещения все препо­даватели вузов были проверены на лояльность большевиз­му и марксистской идеологии. Результатом был почти полный разгром петроградской кафедры философии, с к-рой были уволены все приват-доценты и два проф.: Лап­шин и Лосский. В марте 1922 г. Ленин принял решение «о высылке за границу писателей и профессоров, помогаю­щих контрреволюции». В изгнание отправили среди про­чих и проф. и доцентов философии Петроградского ун-та: Лосского, Лапшина, Сорокина, Франка, Карсавина, к-рый к тому же был первым выбранным ректором ун-та. На место изгнанных и добровольно ушедших пришли новые преподаватели философии - марксисты, кардинально пе­реработавшие университетские программы философских дисциплин. Среди новых преподавателей философии вы­делялся М. В. Серебряков (1879-1959), ценивший традиции философской культуры ун-та, подвергавшийся впослед­ствии нападкам за свое стремление противостоять схолас­тике и догматизму в трактовке философских проблем. В 20-е гг. гонители рус. философии С. К. Минин, И. А. Боричевский были ведущими фигурами в философской жизни ун-та, а Минин стал даже его ректором. В 1922 г. он опубли­ковал статьи «Философию за борт!» и «Коммунизм и фи­лософия», в к-рых вообще отрицал правомерность сущест­вования философии как области духовной жизни, прирав­нивая ее к религии, что в его понимании было пределом антинаучности. В 20-е гг. не существовало специального философского ф-та. В созданном в 1922 г. ф-те обществен­ных наук действовало 6 гуманитарно-обществоведческих отд., но среди них не было философского отд. Постепенно внутри них возникают кабинеты исторического, диалекти­ческого материализма, ленинизма. С 1938 г. преподавание философии, как и др. общественных наук, было включено в общий курс «Основы марксизма-ленинизма» и под­чинено изучению сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)». В 1939 г. на историческом ф-те ун-та было откры­то отд. философии, а в 1940 г. - философский ф-т для подго­товки вузовских преподавателей философии. Первым де­каном стал Широков, к-рого вскоре сменил проф. Б. А. Чагин, впоследствии член-корр. АН СССР, по специализа­ции историк социалистических учений. В первые послево­енные годы, а затем и в 50-70-х гг. в деле возрождения фи­лософского образования и научных исследований в ун-те значительную роль сыграли деканы М. В. Серебряков, В. П. Тугаринов, В. П. Рожин, В. Г. Марахов. Критическое отношение ко мн. аспектам философской науки и образо­вания того времени не дает оснований для отрицания серь­езных достижений в университетской философии. В ун-те разрабатывались проблемы психологии (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов), онтологии и теории познания (Тугаринов,