Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 376 из 447)

Метод компаративистики используется и в «Новой фи­лософской энциклопедии» (в 4 т. М., 2000-2001), издание к-рой явилось важным событием в философской жизни страны постсоветского периода. Проблема диалога в фи­лософии обрела особую актуальность в изучении роли не­силовых взаимодействий в сложных самоорганизующихся системах. В отличие от прежней марксистской традиции -делать упор на роль конфликта, борьбы и негативно оце­нивать идею их примирения, совр. поиски общественно-политической стабильности сопровождаются попытками обоснования примирения противоположностей, согласия и ненасильственного развития. Иными словами, былой па­фос революционного преобразования уступает место обо­снованию ценностей ненасилия и терпимости к инакомыс­лию. Глобальные опасности для человечества 2-й пол. XX в. обострили проблему его выживания, требующую отказа от силы как средства решения противоречий и конфлик­тов. Растет потребность в выработке новых мировоззрен­ческих ориентации, нового отношения к природе, обще­ству, людям - на смену прежним ценностям, порожден­ным техногенной цивилизацией. Отражением этих потреб­ностей стал возросший интерес к проблемам этики ненасилия; опубликованы коллективные труды «Этика не­насилия» (1991), «Освобождение духа» (1991) и др. В этом плане плодотворно проводятся исследования проблем эти­ки в работах Гусейнова и др. Импульсы к исследованиям этики ненасилия обусловлены не только социальным и по­литическим развитием совр. мира, но и логикой познания в естественных науках - физике элементарных частиц, в ее связи с космологией, в термодинамике неравновесных си­стем и т. д. В результате формируется новая концепция Все­ленной как саморазвивающейся системы, в к-рой человек не просто противостоит объекту познания как чему-то внешнему, а включается своей деятельностью в систему. При этом увеличение энергетического и силового воздей­ствия человека на систему может вызвать не только жела­тельные, но и нежелательные, а то и катастрофические по­следствия. Изучением общих закономерностей самоорга­низации и реорганизации, становления устойчивых струк­тур в сложных системах занимается синергетика (от греч. synergos - совместно действующий). Эта наука существен­но изменила прежние представления о соотношении гар­монии и хаоса. Выяснилось, что хаос является не абсолют­ной антитезой гармонии, а переходным состоянием от од­ного уровня упорядоченности к другому, более высокому типу гармонии. Поэтому решающим для судеб бытия яв­ляется не распад и хаос, а процесс усложнения порядка и организованности. Было привлечено внимание к идеям си­нергетики как теории нестандартных быстроразвивающихся структур в открытых нелинейных системах. Подверглись философско-методологическому осмыслению результаты аналитико-математических расчетов и математического мо­делирования процессов в открытых нелинейных средах, проведен сравнительный анализ синергетического миро­понимания и вост. образа мышления и деятельности (буд­дизм, даосизм, йога). Возникнув в лоне термодинамики не­равновесных открытых систем, синергетика претендует ныне на статус общенаучной, междисциплинарной пара­дигмы, обладающей большими эвристическими возмож­ностями в области общефилософского знания. В постсо­ветский период продолжалось плодотворное сотрудниче­ство логиков-философов и логиков-математиков. Закрепи­лось устойчивое направление логических исследований, называемых философской логикой (одним из лидеров к-рой был В. А. Смирнов). В последнее десятилетие логики работают прежде всего именно в сфере проблем фило­софской логики, независимо от того, занимаются ли они применением логики в компьютерных науках или анализи­руют проблемы творчества и искусственного интеллекта, работают ли в области логического анализа языка науки или решают проблемы методологии. Впервые была кон­ституирована как область исследования философия рели­гии (Митрохин, В. И. Гараджа, Ю. А. Кимелев и др.). В условиях политической нестабильности, политического и идеологического плюрализма в стране усилился интерес к проблемам политики вообще и мировоззренческо-фило-софским ее аспектам в частности. Опубликовано много работ по политической философии, философии политики и политологии (Панарин, Пантин, Т. А. Алексеева, В. Н. Шевченко, Б. Г. Капустин, И. И. Кравченко, К. С. Гаджиев, В. И. Коваленко и др.). По-новому подверглись осмысле­нию проблемы власти, демократии, авторитаризма, бю­рократии, судьбы либеральных, консервативных и социал-демократических концепций в совр. мире. Остро дискути­руется вопрос о месте России в общемировом цивилизационном процессе. Если одни ученые утверждают, что Россия - самобытная евразийская цивилизация, внесшая важный вклад в культуру человечества, то др. разделяют т. зр. о неполноценности России как цивилизации и необходи­мости ее включения в общемировую (гл. обр. европей­скую) цивилизацию. Известный резонанс вызвали работы по актуальным проблемам социокультурной модерниза­ции посткоммунистической России, выявления ее специ­фики на перекрестке культур Запада и Востока, поиска аль­тернативных сценариев будущего России (А. А. Кара-Мурза, Панарин, В. Г. Федотова). Вопрос, куда идет человечество, куда идет Россия, занимает умы мн. ученых. Широкую из­вестность получили исследования Зиновьева. В ряде книг, написанных в жанре «социологического романа», он на основе изучения общественного строя и духовной ситуа­ции в СССР и странах Запада изложил в сатирической фор­ме свое понимание сущности коммунизма и зап. образа жизни, представил два человеческих типа - «коммуной-дов» и «западоидов». В целом философские исследования в постсоветский период связаны с отказом от устаревших подходов в методологии и теории, поисками идей, к-рые в перспективе привели бы к обновлению мировоззренчес­ких позиций. Важное место в этих поисках занимают ис­следования саморазвивающихся систем с «синергетичес-кими» характеристиками, проблем этики ненасилия, раз­витие диалога мировых культур. Особое значение приоб­ретает осмысление тех идей в истории рус. философии, к-рые созвучны совр. исследованиям как в России, так и за рубежом, в т. ч. в традиционных вост. культурах. Речь идет, в частности, об идеях рус. космизма, перекликающихся с совр. представлениями о взаимосвязанном развитии чело­века и природы, о феномене жизни на Земле как результа­те космической эволюции. Рус. философы предостерегали от чисто технологического, хищнического отношения к при­роде. Обсуждая проблему объединения различных подхо­дов к идеям космизма, концепцию выживания и устойчи­вости развития, нек-рые ученые истолковывают космизм как фундаментальное мировоззрение, истоки к-рого про­слеживаются в традициях не только рус, но и мировой куль­туры. Следующий круг проблем, выявляющий созвучие рус. философской традиции с попытками обновления ми­ровоззрения, связан с переосмыслением роли классичес­кого новоевропейского рационализма XIX в. и поисками новых типов рациональности и вненаучного знания - в ис­кусстве, морали, религии, массовом сознании. Еще в сер. XIX в. Герцен и славянофилы, а затем Достоевский, Дани­левский, К. Н. Леонтьев, Бердяевы др. философы подвер­гли критике принципы новоевропейского рационализма и связанные с ним пороки капиталистической цивилизации - индивидуализм, потребительские ориентации и т. д. Тем самым рус. мыслители, по сути дела, развивали филосо­фию альтернативного типа, предвосхитив мировоззренчес­кие основы совр. альтернативных движений («новых соци­альных движений») на Западе и в России, выступающих против негативных последствий технократического рацио­нализма. Равным образом неприятие рус. философами теорий, жестко разделяющих субъект и объект познания, разработка ими идей цельного, «живого знания», основан­ного на единстве теории и жизненно-практического дей­ствия, предвосхитили соответствующие установки различ­ных течений «философии жизни», возникших позже в Зап. Европе. Все это побуждает исследователей цельного ми­ропонимания исходить из того, что не существует един­ственного, универсального типа рациональности и что поиск нового ее типа предполагает определенный крити­цизм (с удержанием всего положительного) по отноше­нию к гегелевско-марксистской традиции. Противоречие между духовностью и рациональностью нуждается не в былом абстрактном противопоставлении, а в таком истол­ковании духовности, когда она понимается как реальность, проявляющая себя в живом единстве субъективного со­знания с объективным началом. В этой связи актуально звучат попытки «наведения мостов» между европейским рационализмом и вост. духовностью. Осмысление идей­ного богатства рус. философии применительно к нынеш­ним духовным исканиям способствует осознанию действи­тельного исторического места рус. культуры в совр. мире. Равным образом использование гибких подходов - циви-лизационного и культурологического способов мышления, развитие диалога и взаимодействия духовных традиций Востока и Запада способствуют выработке обновленной системы ценностей, ориентированных на перспективу вступления человечества в постиндустриальную эпоху. См. также: Онтология, Теория познания, Философская антро­пология, Этическая мысль, Эстетическая мысль, Фило­софские вопросы естественных наук, Психологическая мысль, Логическая мысль.