Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 389 из 447)

Соч.: Философия хозяйства. М., 1990; Собр. соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1.

Лит.: Осипов Ю. М. Философия хозяйства: В 2 кн. Кн. 1: Курс философии хозяйства. Свод лекций. Кн. 2: Проблемы философии хозяйства: Ход вещей и размышлений. М., 2001.

М. А. Маслин, Ю. М. Осипов

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - разработка фи­лософских проблем человека, раздел философии, в к-ром человек выступает в качестве специального предмета по­знания. В отличие от западноевропейской философской мысли, в значительной степени находившейся под влияни­ем рационалистических традиций и умозрительных теоре­тико-познавательных концепций, мн. рус. мыслители счи­тали, что без постижения феномена человека в его смыс-ложизненных и историософских аспектах, нельзя решать др. философские вопросы. Философско-антропологические изыскания, охватывающие отношение человека к миру, его «действования» в нем, духовный опыт личности, зада­чи ее духовного самоусовершенствования, тесно увязыва­лись с размышлениями о смысле и конце истории. Зень­ковский в «Истории русской философии» подчеркивает, что рус. философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало) и не космоцентрична (хотя и не чуж­да натурфилософским исканиям), а прежде всего антро-поцентрична. Поэтому в решении философских проблем доминирует моральная установка, а мн. понятия этики и познания онтологизируются (напр., у В. С. Соловьева, Н. О. Лосского, Франкаи др.). Глубинной посылкой антро­пологизма рус. мыслителей служило понимание того, что невозможно разделять теоретическую и практическую сферу жизни человека. Поэтому одним из важных дости­жений рус. Ф. а. явилась разработка идеала «целостности» как синтетического единства теории и практики, мысли и действия, достигаемого прежде всего в историческом бы­тии (см., напр., «цельность духа» у Киреевского, «собор­ность» у А. С. Хомякова и др.). История философско-антропологических представлений в России, особенно в XVIII-XX вв., демонстрирует многообразие подходов и миро­воззренческих установок: от религиозно ориентированных (на базе как ортодоксально, так и неортодоксально тракту­емого христианства) до позитивистских, натуралистических и материалистических, связанных с влиянием результатов естественно-научных исследований. Наряду с религиозно окрашенными концепциями человека появляются рабо­ты, ориентирующиеся на научный эксперимент, данные биологии, физиологии, психологии и др. наук. Поэтому Ф. а. становилась все более плюралистичной. Прежнее пони­мание назначения человека - усовершенствовать себя на путях христианского нравственного самоусовершенство­вания и т. п. - постепенно уступало место у революци­онных демократов, народников и марксистов концепциям, призывавшим к социальному активизму, преобразованию окружающих человека условий. Антропологические ис­кания в истории рус. мысли восходят к памятникам лите­ратуры XI—XIII вв. - соч. Илариона, Владимира Мономаха, Кирилла Туровского, Климента Смолятича, Никифоран др. В XIV-XV1 вв. представления о человеке, его отноше­нии к Богу и миру составляют важный компонент миросо­зерцания мыслителей Московской Руси, наглядно отра­зившийся в спорах между нестяжателями (Нил Сорский и др.) и иосифлянами (Иосиф Волоцкийа др.). Сковорода положил начало собственно антропологической традиции в рус. мысли. Человека, природу его сознания и нравствен­ности он трактовал в духе метафизики сердца (Сердца метафизика). В соч. Сковороды, называемого «рус. Со­кратом», осмысливались положения античной и христи­анской Ф. а., он подходил к решению трудного вопроса о соотношении индивидуального и универсального и делал вывод, что индивидуальность не есть лишь эмпирическая реальность, но сохраняет свою силу и за ее пределами (Зень-ковский). Радищев - создатель своеобразной Ф. а., изло­женной в трактате «О человеке, о его смертности и бес­смертии» - развил и конкретизировал просветительский подход к человеку, использовав многообразный опыт его истолкования в соч. К. А. Гельвеция, Г. Гердера, П. Гольба­ха, Г. В. Лейбница и др. зап. мыслителей. В 30-е гг. XIX в. получили распространение идеи антропологического иде­ализма. С его позиций Галич сделал попытку создать ори­гинальное «человековедение» («Картина человека», 1834); Одоевский в трактовке человека акцентировал внимание на анализе внутреннего мира индивида, он считал, что в основе человеческого бытия лежат инстинкты («инстинк-туальные силы»), к-рые с развитием культуры рациональ­ного знания ослабевают, утрачивают свою первостепен­ную роль в жизни индивида, Чаадаев разработал религи­озно-философское учение о духе, человеке и истории, со­четающее идеи христианской Ф. а., мистицизма и нем. философии. Славянофилы (Хомяков, Киреевский И. С. и К. С. Аксаковы, Самарин) обосновывали концепцию че­ловека, в центре к-рой - истолкование духовно-нравствен­ных ценностей с т. зр. православия, учений вост. отцов цер­кви. У Хомякова и Киреевского ключевыми являются по­нятия соборности и целостной личности, выступающие ядром их антропологии. Идеи Ф. а. славянофилов получи­ли развитие в философии всеединства В. С. Соловьева и его последователей (С. Н. и Е. Н. Трубецких и др.). Особое место на путях философского познания человека принад­лежит Достоевскому, Толстомуи В. С. Соловьеву, затраги­вавших сокровенные глубины человеческого бытия. На их идеях основывались мн. течения рус. религиозно-философ­ской мысли XX в., в т. ч. метафизика всеединства (Булга­ков, Флоренский, Карсавин, Франк), интуитивизм(Н. О. Лосский и др.), экзистенциальная философия Бердяева и Шестова, в разной форме трактовавших осн. темы Ф. а. -проблемы добра и зла, насилия и ненасилия, природы, на­значения и ответственности человека, свободы и творче­ства. Ф. а. Соловьева обосновывает возможность беско­нечного совершенствования человека, цель к-рого лежит в сверхчеловеческом идеале: человек должен стать богоче­ловеком. По Соловьеву, личность, каждый индивид есть «возможность для осуществления неограниченной дей­ствительности, или особая форма бесконечного содержа­ния; «...человеческая личность бесконечна: это есть аксио­ма нравственной философии» (С о ч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 282). В XIX в. социальная направленность в решении проблем человека проявилась у представителей мате­риалистической и социалистической мысли - Белинского, Герцена, Чернышевского, Лаврова, Михайловского и др., для к-рых характерно переосмысление идей совр. им мыс­лителей Запада - Гегеля, Фейербаха, Прудона, Конта, Спен­сера и др. Эта линия развивала концепцию антропологи­ческого материализма, активной роли критической мыс­ли, субъективного фактора в историческом процессе («Ан­тропологический принцип в философии» (1860) Чернышевского, «Что такое антропология?» (1860) Лавро­ва, «Что такое прогресс?» (1869) Михайловского и др.). В истории идеалистической Ф. а. видными фигурами явля­ются Несмелое, Франк и Бердяев. Несмелое в двухтомном труде «Наука о человеке» выдвинул задачу создания ант­ропологического богословия, исходя из анализа внутрен­него духовного опыта индивида; он стоит у истоков рели­гиозной экзистенциальной философии в России. Учение Франка о человеке - наиболее завершенная концепция Ф. а., разработанная в русле метафизики всеединства. Начиная с кн. «Душа человека» (1917), посвященной философским основам психологии, Франк обосновывает тезис о том, что каждый эмпирический человек в своей глубине слит со сверхиндивидуальным началом в нем, с «абсолютной пер­воосновой» душевной жизни; в самом человеке нет ниче­го от него самого. Эта идея в дальнейшем была развита им в др. произв., и особенно в посмертно опубликованной кн. «Реальность и человек» (1956), к-рую автор оха­рактеризовал как «опыт метафизики человеческого бытия или философской антропологии». У Франка осн. пробле­мы христианской антропологии изложены, вероятно, наи­более последовательно и глубоко. Учение Бердяева о чело­веке не просто часть его философских воззрений, а их стер­жневая тема. Ф. а., считает он, должна быть осн. философ­ской дисциплиной. Задача философии - посредством творческой интуиции, опираясь на нравственный опыт, раскрыть диалектику божественного и человеческого. Цент­ральное место в познании духа принадлежит этике («богочеловеческой»), а осн. ее вопрос - определение критериев добра и зла. Человек, по Бердяеву, - существо противоре­чивое и парадоксальное, ибо принадлежит к двум мирам - природному и сверхприродному. В отличие от канонов «классического» экзистенциализма Бердяев развивает кон­цепцию не «экзистенции», а личности, к-рая (в отличие от индивида) не есть продукт биологического процесса и общественной организации, она духовна и представляет собой прежде всего категорию религиозного сознания (см. также «О назначении человека», «Опыт эсхатологичес­кой метафизики»). В рус. марксизме проблемы человека рассматривались с акцентом не на индивидуальные, а на социально-исторические аспекты человеческого бытия. Отсюда подчеркивание первостепенной важности не экзи­стенциальной проблематики, а социально-философской (роль личности в истории, диалектика субъективного и объективного факторов, социальная сущность человека, соотношение личности и об-ва и т. п.). В теоретическом наследии Плеханова и Ленина нет работ, специально по­священных философским проблемам человека. Человека они рассматривали прежде всего в социологическом пла­не. Ленин подчеркивал специфическую особенность при­роды человека - активно-творческое отношение к миру, общественно-практическую деятельность. В «Философских тетрадях» и нек-рых др. работах он высказал ряд положе­ний (напр., о самореализации человека посредством дея­тельности, отчуждении, субъективном аспекте свободы как «цели, сознания, стремления»), к-рые не получили у него дальнейшего концептуального развития. В советский пе­риод исследования в области Ф. а. в собственном смысле этого слова длительное время отсутствовали. До 60-х гт. XX в. в философской науке господствовала т. зр., что человек дол­жен рассматриваться в плане соотношения личности и об-ва и лишь в его «массовидной» форме (как совокупность общественных отношений, элемент производительных сил, продукт антропо- и социогенеза и т. д.). Человек и об-во, по сути дела, отождествлялись. Что же касается философско­го осмысления проблем отдельной личности, инди­видуальности, то считалось, что они выходят за рамки пред­мета исторического материализма, т. к. он является теори­ей об-ва и общественного развития, а не к.-л. индивидуаль­ных форм общественного бытия. Однако с 60-х гг. в философии начался своеобразный «поворот к человеку», причинами к-рого явились, во-первых, идеологическое потепление после осуждения культа Сталина, потребнос­ти преодоления сложившегося отношения к человеку как «винтику» государственной машины и, во-вторых, широ­кое развитие частнонаучных исследований человека.