Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 391 из 447)

Представляет интерес для характеристики философской мысли того времени соч. митрополита Никифора «По­слание к Владимиру Мономаху о посте». Это один из са­мых ранних древнерус. текстов, где содержатся рассужде­ния о познавательных способностях человека, связанных с психологией, душевной организацией личности. Кроме проблем гносеологических в нем затрагиваются вопросы социально-этического порядка. В кон. XIV в. объединитель­ная политика Московского княжества увенчалась победо­носной битвой на Куликовом поле. Наиболее ярко значи­мость этого события отражает «Задонщина», созданная, по преданию, Софонием Рязанцем и насыщенная глубо­ким патриотическим чувством. Столь важному в этот пе­риод росту народного самосознания, воспитанию духов­ности личности способствовала агиографическая (житий­ная) литература, имевшая учительный характер и сложившаяся на Руси в один из наиболее развитых жан­ров. Ключевский отмечал ее не узкое церковное, но широ­кое общественное значение, ибо «древнерусский биограф своим историческим взглядом смелее и шире летописца обнимал русскую жизнь», а созданные им жизнеописания носителей высокого духовного подвига, выходцев из раз­ных слоев, имели характер идеализированных народной молвой биографий почитаемых заступников за Рус. зем­лю. Агиографический жанр представлен, в частности, в творчестве Епифания Премудрого («Житие Стефана Пер­мского» и «Житие Сергия Радонежского»). Сквозь все жи­тие Сергия Радонежского проходит тема Троицы, к-рая осмысляется в литературе и искусстве Руси как один из наиболее глубоких философских символов, выражающих тайну бытия, природного и человеческого. «Три» как клю­чевое понятие постоянно воспроизводится Епифанием: «Везде бо троичисленное число всему добру начало и вина взвещению». В его произв. символически интерпретиру­ется онтологический и гносеологический аспекты тринитарности мироздания. Особый интерес представляет влия­ние на рус. культуру и мышление XIV-XV вв. исихаш, понимаемого в широком смысле как аскетическое учение о внутренней духовной сосредоточенности с помощью определенных приемов медитации, разработанное раннех­ристианскими отшельниками IV—VII вв. (Макарий Египет­ский, Иоанн Лествичник и др.), а в более узком смысле как возникшее в XIV в. на Афоне и наиболее разработанное теоретически Григорием Паламой религиозно-философс­кое учение о нетварных (божественных) энергиях, улавли­ваемых «энергийным центром» человека. Практика иси-хазма связана с деятельностью Сергия Радонежского и его учеников-молчальников. Наиболее видным приверженцем исихазма был Нил Сорский. В своем произв. «Устав» он приводит размышления авторитетов о «делании сердеч­ном и мысленном блюдении и умном хранении раз­личными беседами» и делает вывод, что поскольку в чело­веческой душе рождаются страсти, от сердца исходят по­мышления зла и «сквернят человека», то борьбу со злом нужно начинать с очищения своего сознания. В нач. XVI в. складывается одна из важнейших доктрин отечественной философии истории - «Москва - Третий Рим». Она была сформулирована в посланиях старца Филофея ок. 1520— 1530 гг. и объективно в тот период способствовала утверж­дению равноправия России среди европейских государств,