Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 401 из 447)

философским проблемам естественных и гуманитарных наук, философской антропологии и др., более глубоким стало изучение истории философии, в т. ч. истории рус. философии, совр. зарубежной философии. Об уровне и характере преподавания философии в СССР в последние десятилетия говорит и объем, и качество мн. научных ис­следований: наиболее концентрированным выражением этого явилась «Философская энциклопедия» в 5 т. (1960-1970). Она засвидетельствовала высокий уровень фило­софской культуры в стране, к-рый был бы невозможен без соответствующего Ф. о. Лит.: Смирнов С. К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855; Архангельский А. Духовное об­разование и духовная литература в России при Петре Великом. Казань, 1883; Григорьев В. В. Императорский Санкт-Петер­бургский университет в первые 50 лет его существования. Спб., 1870; Швырев С. П. История Московского университета, 1755-1855. М., 1855; Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вильна, 1908; Русская филосо­фия: философия как специальность в России / Сост. Ю. И. Су­харев М., 1992. Вып. 1-2; Павлов А. Т. Университетская фило­софия в России // Философские науки. 1998. № \ ,Пустарнаков В. Ф. Университетская философия в России: Идеи. Персона­лии. Основные центры. Спб., 2003.

В. В. Аржанухин, А. Т. Павлов

ФИЛОФЕЙ (ок. 1465-ок. 1542) - старец псковского Спа-со-Елеазарова монастыря, церковный публицист. Автор послания великому князю Василию III «Об исправлении крестного знамения и о содомском блуде» (ок. 1514 - 1521) (существует в двух редакциях), в к-ром впервые именует московского князя царем и формулирует идею о Москве - третьем Риме, преемственности власти московского великого князя и византийского императора. Ф. принад­лежат три послания к псковскому дьяку Мисюрю Муне-хину: по случаю морового поветрия во Пскове, о поко­рении разума откровению, против звездочетцев и лати­нян, написанные между 1521 и 1528 гг., в к-рых Ф. утверж­дает идею ограниченности человеческого знания: человеку недоступно познание мн. предметов ближай­шего наблюдения и поэтому в познании предметов выс­шего ведения, особенно путей Божественного промыс­ла, нужно покорять свой разум в послушание Слову Бо-жию, к-рое открыло нам столько, сколько для нас доступ­но и необходимо. Во 2-м и 3-м посланиях Мунехину Ф. подчеркивает свое отчуждение от эллинской философии: «Аз сельской человек, учился буквам, а еллинских борзо-стей не текох, а риторских астроном не читах, ни с мудры­ми философы в беседе не бывал, учюся книгам бла­годатного Закона, аще бы мощно моя грешная душа очи-стити от грех». В центре критики латинян, католической веры стоит вопрос об опресноках - пресном хлебе, ис­пользуемом католиками для причастия. Ф. критикует так­же астрологические идеи «звездочетцев», проникавшие на Русь с распространением «Шестокрыла» - еврейской астрологической книги - через посредство ереси жидов-ствующих и врача Василия III Николая из Любека (Буле­ва) (ср. с критикой Максима Грека в его соч. «О колесе фортуны», «Слово на Николая немчина, прелестника и звездочетца»). Ф. принадлежит послание будущему царю Ивану IV Грозному, послание в царствующий град и ряд др. посланий.

С о ч.: Послания старца Филофея // Сб.: Памятники литера­туры Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века М., 1984. Вып. 6.

Лит.: Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.

А. П. Козырев

ФИХТЕ В РОССИИ. Взгляды Ф. как наиболее выдающе­гося ученика И. Канта были известны в России уже с нач. XIX в. В 1804 г. Петербургская академия даже готовилась сделать его своим действительным членом. Философия Ф. привлекала высотой требований к нравственности, необычайным оптимизмом своих выводов. В России в начале века жил и работал ученик Фихте проф. Шад. Пер­вое непосредственное знакомство русских с Ф. относится ко времени Заграничных походов 1813-1814 гг. В «Речах к немецкой нации» они разглядели начало народности, при­зыв отыскать в своей истории самобытное Я. Влияние Ф., выразившееся в идеях борьбы с монархическим строем, чувствуется в работах Герцена, Чаадаева и особенно Белинского. Кроме того, Ф. оказал влияние на формиро­вание мировоззрения М. А. Бакунина, к-рый в свою оче­редь ознакомил рус. интеллигенцию с работами крупней­ших нем. философов. Однако значительно большим влия­нием в России пользовалась философия Шеллинга (см. Шеллинг в России), а не Ф. Одна из причин заключается в том, что в рус. философии часто акцент делался на про­блемах не гносеологии, а онтологии. Фихтевское транс­цендентальное или абсолютное Я воспринималось боль­ше как чувственно-телесное, в крайнем случае как «Свя­тое» или «Божественное Я», само введение в научный обиход к-рого рассматривалось в качестве самого высо­кого подвижничества. Белинский прямо констатировал, что «фихтеанизм понял как робеспьеризм и в новой тео­рии чуял запах крови». Но Белинский писал и другое, объясняя причину разрыва с гегелевской философией. С одной стороны, он не хотел заниматься «пропагандой всеобщего» в ущерб индивидуальному, личности, а с другой - не мог пожертвовать индивидуальным ради зем­ного воплощения этого «всеобщего». Фактически, желая освободить науку «от призраков» трансцендентализма и теологии, Белинский воспринимал фихтевское Я в каче­стве каменотеса разума, как бы «сколачивающего» из сырого неразумного материала право и нравственность. Чаадаев был одним из первых, кто пытался дать оценку теории познания Ф. Оценивая фихтеанство как «самона­деянную философию», сам он больше склонялся к Канту. Ф., по Чаадаеву, придал Я «преувеличенные размеры», в силу чего не завершил своего построения. К кон. XIX в., в связи с ростом интереса к Канту в России, в достаточной степени утверждается и философия Ф. Мн. рус. филосо­фы, считавшие себя учениками Канта и Шеллинга, так или иначе пытались определить место Ф. в истории фило­софии. Но рус. фихтеанство, как и вся рус. философия в целом, никогда не концентрировалось на проблемах чис­то историко-философских. В диссертации «Этика Фихте» (1914) Вышеславцев фактически отстаивает свою ориги­нальную антропологию, вырастающую, как ему кажется, из фихтевской постановки проблемы динамики духовной субстанции. Вышеславцев подчеркнул моменты ирраци­онализма у Ф., глубокую устремленность последнего к Абсолютному, к-рое «не дано в понятиях». Двумя годами раньше с большой статьей о Ф. выступил И. А. Ильин. В ней он констатировал противоречие между гносеологи­ей Ф. и религиозным миросозерцанием. Истолковав аб­солютное Я как Божественное Я и поместив это после­днее в самые «недра человеческого духа», Ильин пришел к идее «множественности Божества», к-рой у самого Ф. не было. «Сам по себе безусловно существует только Еди­ный Бог», - писал Ф., подразумевая что Абсолютное Я есть только образ Бога. По-своему воспринимал Ф. Бер­дяев. Он обвинял Ф. в том, что его этика, как мораль «рода», является насквозь буржуазной по своему духу. Фихтевское Я, по Бердяеву, несвободно от «материаль­ной тяжести этого мира», оно ничего не знает о «Третьем завете», об антропологическом откровении. Но предло­женная самим Бердяевым философия «аристократов духа» означает серьезное отступление на позиции нем. романтиков с их культом гениальности и индивидуальной свободы. «Неофихтеанство» в России не получило ши­рокого распространения. Если оно и имело место, то в основном в рамках трансцендентально-логического иде­ализма. Это течение объединяло рус. философов, рабо­тавших в семинарах В. Виндельбанда, Э. Гуссерля, Г. Риккерта, П. Наторпа и группировавшихся вокруг междуна­родного журн. «Логос». В послеоктябрьское время в Рос­сии были изданы нек-рые труды Ф., вышло несколько монографических исследований, раскрывающих различ­ные стороны его философии и способствующих воспри­ятию Ф. в контексте совр. эпохи. Выделяются труды Гай-денко, к-рая раскрыла эволюцию теоретических взглядов Фихте, увязав ее с попыткой освободиться от присущих понятию свободы внутренних противоречий. Продолжая логико-трансцендентальную традицию рус. философии, с 1992 г. в России функционирует «Общество И. Г. Фих­те». Уфимские и московские философы совместно орга­низуют и проводят конференции, посвященные изучению способов осознания систематического единства знания, исследованию перспектив применения результатов нау-коучения к отдельным наукам, анализу совр. положения в мире.