Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 408 из 447)

Соч.: Чингисхан как полководец и его наследие: Культурно-исторический очерк Монгольской империи XII-XIV вв. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. Берлин, 1925; Евразийство с точки зрения монгола // Евразийская хроника. Вып. 10. Париж, 1928; О кочевом быте//Тридцатые годы. Кн. 7. Париж, 1931; Русь монгольская. М.. 2002.

Л и т.: Савицкий П. Н. В борьбе за евразийство: Полемика вокруг евразийства в 1920-х годах // Тридцатые годы. Кн. 7. Париж, 1931.

В. Я. Пащенко

ХВОСТОВ Вениамин Михайлович (29.02.1868, Керчь -5.02.1920, Москва) - философ, социолог, правовед. Окон­чил юридический ф-т Московского ун-та, в к-ром, полу­чив степень магистра, а затем степень доктора, с 1895 по 1911 г. и с 1917г. читал лекции по римскому праву. Препо­давал также на Высших женских курсах, Высших женских юридических курсах, в народном ун-те им. А. Л. Шанявского, активно сотрудничал с журн. «Вопросы философии и психологии». Творчество X. включает соч. не только по истории и теории права, но и по гносеологии, социоло­гии, психологии (в т. ч. фундаментальные исследования по женской психологии), этике. Будучи неокантианцем, он предпринял попытку создать теорию познания, содер­жащую значительный психологический компонент. По X., единственная реальность, данная человеку как опыт пси­хического переживания, - содержание сознания и логи­чески упорядоченное знание о мире и человеке (наука), -возникает в результате аналитического воздействия на него мышления. Последнее различает следующие виды реаль­ности (или форм сознания): 1) субъективное «я» (воля, чувство, память), непосредственно себя воспринимающее и осознающее; 2) мир «не-я», существующий в виде сим­волов трансцендентных «вещей в себе» помимо воли и чувства субъекта, к-рый распадается на реальность «меж­дупсихическую» (социальную), биологическую (органи­ческая природа) и физико-химическую (неорганическая природа); 3) мистическая реальность (или вера), к-рую порождает сознание человеком своей нравственно-рели­гиозной связи с миром и к-рая лежит в основе обществен­ных идеалов. Единое знание делится, с т. зр. X., на ряд отдельных дисциплин. Науки о содержании опыта (мате­риальные) классифицируются по предмету - о духе, о жизни, о природе - и по методу - о законах (в т. ч. психо­логия и социология), о типах (в т. ч. юриспруденция), о единичном (в т. ч. история). Формальные науки сосредо­точены на изучении форм опыта (математика) и мышле­ния (логика). Систему наук и всего знания X. начинает и заканчивает философскими дисциплинами, призванны­ми разграничить знание и веру (гносеология), разрешить внеопытные по природе проблемы бытия и ценностей (метафизика, этика, эстетика). Важнейшим элементом воззрений X. является его психолого-социологическая теория, воспринявшая отдельные идеи В. Вундта, Э. Дюр-кгейма, Г. Зиммеля. Он определял социологию как уче­ние о социальной связи и социальных законах (осн. соци­ология), а также как учение о важнейших типах челове­ческих об-в (социальная типология). Как полагает X., об-во есть психическое явление, процесс духовного взаимодействия людей, имеющий свои закономерности. Бытие об-ва выражается в общественном сознании, к-рое существует фактически и оказывает воздействие на инди­вида, ощущающего подобное воздействие как нечто чуж­дое, императивное, извне вторгающееся в его духовный мир. Взаимодействие же духовных и физических явлений, принципиально различных по природе и существующих параллельно, остается, по X., проблемой во многом не решенной. В этой связи он предлагает свою версию, со­гласно к-рой физическая среда (в т. ч. биологические тела индивидов) служит средством духовного общения людей. Внешние знаки (речь, жесты, книги, почтово-телеграфная связь и т. п.), к-рыми пользуются участники общения, есть лишь символы, несовершенно и приблизительно зна­комящие их с содержанием мыслей и чувств друг друга, и степень совершенства социального общения зависит от более полного соответствия их духовным феноменам. Особое значение для социального общения (прежде все­го в форме государства) имеют пространственные пара­метры физической среды. Связь с пространством прида­ет общественным отношениям фиксированность, индивидуализирует и сплачивает расположенный на нем союз людей; господство над людьми выражается в виде господства над пространством. В об-ве как психическом явлении протекают, по X., подсознательные процессы, оказывающие сильное воздействие на его сознание. Он считает роковой ошибкой общественной науки и практи­ки чрезмерную рационализацию психологии масс, дей­ствия к-рых, по его мнению, определяются не идеями, а глубоко заложенными в подсознании первобытными эмо­циями. Увлекаясь радикальными теориями о быстрой перестройке об-ва, массы в своей деятельности ограни­чены глубинными стереотипами социального подсозна­ния, что делает такое реформаторство малоэффективным. По мнению X., об-во закономерно развивается под воз­действием различных факторов исторического процесса. Первая группа факторов связана с человеком (его биоло­гическая эволюция, физическая и психическая организа­ция, раса, национальность), вторая - с об-вом (культур­ные традиции, движение населения, идеи), третья - с внешней природой (географическое положение, климат и т. п.). Как полагает X., осн. рычагом в управлении соци­альным механизмом является психическое принуждение, выступающее в форме норм права (правила поведения, взятые под защиту государством), нравов и морали. Если нормы права и нравов объективны, охраняются государ­ством или об-вом, то нормы морали субъективны, суще­ствуют автономно в сознании человека. Принцип гармо­ничного примирения индивидуальных и общественных интересов определяет содержание социальных норм, слу­жит критерием их оценки. По X., вопросы обществоведе­ния должны найти свое осмысление в этике. Отвергая пессимистическое и оптимистическое мировоззрение, предполагающее соответственно зло или добро в каче­стве монистического начала мира, X. отстаивает плюра­листическое (дуалистическое) миропонимание (развитие идей И. Канта, А. Бергсона, Достоевского). В своей ос­нове мироздание, космос, представляет собой иррацио­нальное соединение независимых друг от друга добра и зла, незаконченное бытие, вносящее непримиримый раз­лад в человека. Для личности, раз она наделена разумом и несет нравственную и юридическую ответственность за свои поступки, идея устранимости зла становится ос­новой деятельности. Служение нравственному долгу, понимаемому как суть достоинства личности, раскрыва­ется в ряде актов (любовь, оправданный риск, самопо­жертвование, страдание и, как итог, чувство бессмертия), культивирующих в ней высшие духовные качества, даю­щих наслаждение и ведущих к счастью (эвдемонистичес­кое понимание добра). Содействуя добру и борясь со злом в самом себе, человек участвует в мировом процессе борьбы противоположностей. Преодоление им своей двойственной природы призвано, по X., содействовать устранению дуализма мироздания, победе истины, доб­ра и красоты.

С о ч.: Теория исторического процесса. М., 1914; Этика че­ловеческого достоинства. Критика пессимизма и оптимизма. М, 1912; Женщина и человеческое достоинство. М., 1914; Класси­фикация наук и место социологии в системе научного знания // Вопросы философии и психологии. 1917. Кн. 139; Социология. Введение. Ч. 1; Исторический очерк учений об обществе. М., 1917; Социальная связь // Вопросы философии и психологии. 1918. Кн. 141-142.

Лит.: Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. Л., 1978; Жуков В. Н. Русская философия права. М., 2001.

В. Н. Жуков

ХОЛОДНЫЙ Николай Григорьевич (22.06(4.07). 1882 -4.05.1953) - ботаник, микробиолог, представитель рус. космизма. В 1944 г. выпустил философскую брошюру «Мысли дарвиниста о природе и человеке», стимулиро­вавшую В. И. Вернадского на написание ст. «Несколько слов о ноосфере». Позднее переработал и расширил текст «Мыслей...», получивших в окончательном виде загла­вие «Мысли натуралиста о природе и человеке». X. выс­тупил с критикой антропоцентрического мировоззрения, сложившегося в европейском сознании с эпохи гуманиз­ма. Антропоцентризм, «первородный грех» человечес­кой мысли, ставя человека в центр мироздания, полагая его «мерой всех вещей», в то же время отрывает его от природы, отделяет «непереходимой границей от всех дру­гих живых существ», что неизбежно приводит к эгоцент­ризму как в отношении к себе подобным, так и в отноше­нии к окружающей естественной среде. X. видел прямую зависимость между антропоцентрическим мировоззре­нием и потребительским, утилитарным подходом к при­роде, ставшим идеологией индустриальной цивилизации и чреватым глобальными кризисами. В противовес ант­ропоцентризму X. выдвигал философию антропокосмизма, подчеркивая объективно существующую имманент­ную связь между природой и человеком. Человек стоит на гребне эволюционного процесса, идущего в направ­лении усовершенствования и усложнения нервной сис­темы, роста головного мозга (цефализация). С момента появления Homo sapiens происходит качественный ска­чок: главенствующее значение в дальнейшем ходе разви­тия начинают приобретать «разум, свободная воля и нрав­ственные идеалы». Вслед за Вернадским X. подчеркивал значение разума, сознания как творческой, преобразую­щей силы, способной оказывать непосредственное влия­ние на природную эволюцию. В противоположность ин­стинкту, полностью подчиненному закону естественного отбора, связанному с «пассивным приспособлением организма к меняющимся условиям среды», разум по самой своей сути активен и побуждает человека воздей­ствовать на окружающую среду, приспособляя ее к себе и изменяя в соответствии со своими целями. Определяя область действия человека в природе, X. вводит понятие антропосферы, понимая под нею часть биосферы, «обя­занную своим возникновением высокоразвитой произ­водственной и общественной деятельности человека» и подчиненную «действию особых, социально-экономичес­ких закономерностей, не распространяющихся на осталь­ную природу». Благодаря научно-техническому прогрес­су, к-рый должен быть неразрывно соединен с прогрес­сом нравственным, границы антропосферы в конечном итоге способны расшириться на всю биосферу, превра­щая ее в ноосферу, «в которой главной действующей си­лой будет разум человека». Т. обр., человек, один из руко­водящих факторов эволюции «в обитаемом им участке мироздания», достигает «победы духа над материей», «тор­жества разума, или «духовного начала», над слепыми си­лами природы». Антропокосмическое мировоззрение, по мысли X., пестует в каждой личности «космическое чув­ство»: чувство живого единения со всем мирозданием и со всем человечеством «как важнейшим носителем кос­мической жизни на планете», сознание ответственности за судьбу Земли. Оно освобождает человека от страха перед природой, открывает оптимистическую перспек­тиву развития, внушает веру в возможность дальнейшего совершенствования человечества, его нравственной и фи­зической природы.