Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 412 из 447)

В. И. Кураев

ЦЕЛЬНОСТЬ ДУХА - понятие философии славянофи­лов, соотносимое также с понятиями «зрячий разум» и «верующее мышление». Ц. д. - это вопрос о внутреннем устроении жизни, поиск «того внутреннего корня разуме­ния, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цель­ное зрение ума» (Киреевский). В концепции Ц. д. Киреев­ского традиционный для теории познания вопрос о соот­ношении веры и разума рассматривается в контексте хри­стианской трактовки предназначения человека. Глубина познания зависит от нравственной чистоты человека и во­левого стремления организовать свое «я», т. е. превратить хаос чувств в стройное единство. «Человек - это его вера»,-утверждал Киреевский, и соответственно «главный харак­тер верующего мышления заключается в стремлении со­брать все отдельные силы души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и желаемое, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое единство и таким образом восстанавливается существенная личность в ее первоздан­ной неделимости» (Поли. собр. соч. Т. ГС. 275). Именно благодаря согласованности веры и разума возможен «зря­чий разум», т. е. познание сущностей, недоступное отвле­ченному, ограниченному логическому мышлению, имею­щему дело только с ограниченными понятиями, помогаю­щему упорядочить мир, но лишенному морального смыс­ла, и поэтому его можно употребить как на пользу, так и во вред человеку. Критикуя философию Гегеля, Киреевский отмечал, что, «раздробив цельность духа на части и отде­ленному логическому мышлению предоставив высшее создание истины, человек в глубине своего самосознания оторвался от всякой связи с действительностью...» (Там же. С. 245). Он предлагал др. точку отсчета в истолковании по­знания: вхождение в этот процесс всем существом, а не только разумом. Приобщение к реальности есть функция не мышления, а личности в целом (см. Целостная лич­ность), но такое приобщение дано только верующему мышлению. Между тем рассудочно-логическое мышле­ние Киреевский рассматривал как отпавшее от цельности в результате грехопадения. В подготовительных материа­лах к курсу философии, найденных в его архиве и назван­ных издателями «Отрывки», главное внимание уделено теме восстановления утраченной личности, теме евангельской любви, объединяющей и спасающей. В «Отрывках» содер­жатся мысли, указывающие на родственность концепции Ц. д. и соборности: «Каждая нравственная победа одной христианской души есть уже духовное торжество всего хри­стианского мира, каждая сила духовная, создававшаяся внутри одного человека, невидимо влечет себя и подвига­ет силы всего нравственного мира» (Там же. С. 277-278). В работе «О характере просвещения Европы и о его отноше­нии к просвещению России» немало страниц посвящено описанию психологического портрета среднего европей­ца, к-рый утерял цельность. При этом Киреевский употре­бил понятие «внутренний человек» и «внешний человек». Внутренний человек - это совокупность способностей человека, находящихся в гармонии: способность любви к Богу и помощи ближнему; способность ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту. Внешний человек -это, выражаясь языком совр. социальной психологии, совокупность социальных ролей, к-рые весьма часто про­тиворечат друг другу, вызывая самоотчуждение человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни. По Киреевскому, он является продуктом рациона­лизма и индивидуализма европейского просвещения. «В одном углу его сердца живет чувство религиозное... в дру­гом - отдельно - силы разума и усилия житейских занятий; в-третьем - стремления к чувственным утехам; в-четвер-том - нравственно-семейное чувство; в-пятом - стремле­ние к личной корысти; в-шестом - стремление к на­слаждениям изящно-искусственным» (Там же. С. 210). Сред­него европейца К. описывал как человека вечно суетного, театрального, жизнь к-рого лишена внутреннего смысла, ему чуждо «то равновесие внутренней жизни, которое от­личает даже самые наружные движения человека, воспи­танного в обычных преданиях православного мира» (Избр. статьи. С. 201). Учение Киреевского о Ц. д. занимает особое место в славянофильской философии. Это своеобразный практический идеализм, цель к-рого - утвердить фи­лософское (или жизнестроительное) учение, служащее делу воспитания человека.

Лит.: Киреевский И. В. Поли. собр. соч.: В 2 т. М., 1911; Он же. Избр. статьи. М., 1984; Хомяков А. С. По поводу «Отрыв­ков», найденных в бумагах И. В. Киреевского // Поли. собр. соч.: В 8 т. 1900. Т. 1; Гершензон М. О. Исторические записки о русском обществе. М., \9Ю;Лушников А. Г. И. В. Киреевский: Очерк жизни и религиозно-философского мировоззрения. Ка­зань, 1918.