Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 413 из 447)

Т. И. Благова

ЦЕРТЕЛЕВ Дмитрий Николаевич (30.06(12.07)1852, с. Смальково Саранского у. Пензенской губ. -15(28).08.1911, с. Лепяги Спасского у. Тамбовской губ.) - поэт, философ, публицист, общественный деятель. В 1874 г. Ц. окончил юридический ф-т Московского ун-та. Во время учебы он познакомился с В. С. Соловьевым, с к-рым у него завяза­лись тесные дружеские отношения, и Юркевичем. Влия­ние последнего на Ц., возможно, отразилось в его увлече­нии философией А. Шопенгауэра и сильном интересе к популярному в 60-70-х гт. XIX в. в России спиритизму. С сер. 70-х гг. Ц. находился в постоянной переписке с нем. философом Э. Гартманом В 1878 г. он слушал лекции в Лейпцигском ун-те, где в 1879 г. получил степень доктора философии за соч., посвященное гносеологии Шопенгау­эра. В 1880 г. отдельным изд. вышел 1 -й т. соч. Ц. «Филосо­фия Шопенгауэра» (первая публикация - в «Журнале Ми­нистерства народного просвещения», 1878-1879), в к-ром содержался обстоятельный критический разбор теорети­ческой философии нем. мыслителя; 2-й т., посвященный этическим воззрениям Шопенгауэра и Гартмана, под на­званием «Современный пессимизм в Германии» появил­ся в 1885 г. Это соч. Ц., вызвавшее противоречивые откли­ки (от резко критических - Лаврова в журн. «Дело», 1885, № 5 - до вполне сочувственных - К. Н. Леонтьева (см.: Письма К. Н. Леонтьева к кн. Д. Н. Цертелеву // Начала. 1992. № 2. С. 75), долгое время оставалось единственным подробным отечественным исследованием философии Шопенгауэра. В 1885 г. Ц. редактировал журн. «Дело», в кон. 1887 г. несколько месяцев - «Русский вестник», а в 1890-1892 гт. «Русское обозрение». Ц. являлся действитель­ным членом Московского психологического общества. Он - автор переводов 1-й ч. «Фауста» И. В. Гёте и «Манф-реда» Дж. Байрона, а также нескольких поэтических сбор­ников, в к-рые наряду с лирическими стихотворениями вошли также и поэмы - переложения индийских и персид­ских легенд. Как философ Ц. примыкал к тому направле­нию в метафизике XIX в., к-рое, отойдя от априоризма и абсолютного рационализма нем. идеалистов, стремилось сочетать философское умозрение и эмпирическое наблю­дение, т. е. познавать метафизическую реальность с помо­щью широких обобщений данных внешнего и внутренне­го опыта. Непосредственное влияние на Ц. оказала «фило­софия бессознательного» Э. Гартмана, девизом к-рого было «умозрительные результаты по индуктивному естественно-научному методу». Ц. полагал, что законы бытия полностью не исчерпываются законами мышления, поэтому наш разум не способен априорно установить ре­альность или доказать невозможность того или иного явле­ния - действительность последнего подтверждается лишь опытом. Этот вывод заставлял Ц. серьезно относиться к т. наз. медиумическим или спиритическим явлениям, к-рым он, однако, остерегался давать метафизическую или рели­гиозную интерпретацию (см. его кн. «Спиритизм с точки зрения философии». Спб., 1885). От эмпиризма и пози­тивизма (последний Ц. рассматривал как сочетание эмпи­ризма и скептицизма) взгляды Ц. отличало убеждение в априорной природе закона причинности. По его мнению, «мы должны рассматривать закон причинности как закон нашей мысли, предварительный всякому опыту», именно указанный закон заставляет нас с необходимостью отно­сить свои чувственные представления к независимому от нашего сознания и от нашей воли источнику - объективной реальности. Вместе с тем в отличие от Шопенгауэра и Канта Ц. отрицал априорное происхождение категорий простран­ства и времени. Феномен времени выражает, по его мне­нию, непостижимую для сознания (в принципе имеющего дело лишь с «настоящим», «ставшим») сторону внешнего мира, а пространство - категория, изначально связанная с понятием движения, - отражает соответствие между много­образием, предоставляемым чувственным опытом, и един­ством как основополагающим принципом сознания (см.: Пространство и время как формы явлений // Вопросы фи­лософии и психологии, 1894. Кн. 23). Попытку вывести мир в целом из одного, «абсолютного», принципа - материи, мысли или воли - Ц. считал философски несостоятельной, так же как и любой ответ на вопросы, что представляет со­бой бытие вне познающего и какова внутренняя сущность самого субъекта познания. Однако нравственный долг, рав­но как и др. человеческие ценности, оказывается философ­ски осмысленным только в том случае, если за явлением признается некая постоянная и неизменная сущность. Ц. был противником исторического метода в философии, этике и праве. По его мнению, познание законов исторического раз­вития невозможно, поскольку мы не знаем о последней, абсолютной цели этого развития, а постулируя те или иные законы, мы тем самым условно помещаем себя в конечную точку исторического процесса. Отсюда человеческие пред­ставления о характере этого процесса неизбежно оказыва­ются ложными или относительными. Как политический мыслитель Ц. примыкал к консервативному лагерю, был убежденным сторонником самодержавия, отстаивал при­оритетное право дворянского сословия на управление госу­дарством, доказывал необходимость ограничения свободы слова и пропаганды в интересах общественного порядка. В отличие от Соловьева Ц., близкий консервативному утили­таризму в духе Каткова, считал неправильным перенесе­ние христианских принципов в области права и политики. Высшим религиозным принципом является, по Ц., идея любви, принципом права - идея справедливости, полити­ческая жизнь определена идеей общей пользы. Руководству­ясь лишь последним принципом, а не идеей естественных прав личности, государство может предоставлять полити­ческие свободы гражданам.

Соч.: Границы религии, философии и естествознания // Православное обозрение. 1879. № 7; Логика позитивизма // Там же. 1887. № 1; Свобода и либерализм. М., 1888; Нравственная философия гр. Л. Н. Толстого. М., 1898; Учение гр. Л. Н. Тол­стого о жизни // Русское обозрение. 1890. № 7; Критика вырож­дения и вырождение критики // Русский вестник. 1897. № 1-2, 11-12; Печать и общественное мнение. Спб., 1905.

Б. В. Межуев

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (5( 17).09.1857, с. Ижевское Рязанская губ. - 19.09.1935, Калуга) - мысли­тель и экспериментатор. В детстве почти полностью поте­рял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1880 г. экстер­ном получил диплом учителя математики и впоследствии преподавал в школах Боровска и Калуги. В нач. XX в. Ц. первым понял преимущества и уникальные возможности реактивного способа передвижения в космическом пространстве и посвятил большую часть своей жизни раз­работке теории космоплавания, создал новое научное на­правление - ракетодинамику и астронавтику. Автор ряда философских эссе, часть к-рых была издана им в Калуге на собственные средства. По своим мировоззренческим ориентирам Ц. принадлежит к космизму. Испытывал влия­ние идей Федорова. В его творчестве нашли отражение своеобразные духовные реакции рус. мысли на процессы рационализации и секуляризации европейской культуры, становление глобальной общности исторических задач человечества. Идеи Ц. формировались под влиянием дарвино-спенсеровского эволюционизма, мистических эле­ментов философии христианства и буддизма. В их основе лежит монистический принцип миропонимания, исклю­чающий возможность дуализма «души и тела», матери­ального мира и духовной свободы. Смысловым его цент­ром становится представление о космичности жизни, стремление соотнести макромир человеческого существо­вания с космическими измерениями бесконечно большо­го и бесконечно малого. Т. обр., функциональные характе­ристики жизнедеятельности включаются в саму структуру физического миропорядка, природные процессы приоб­ретают «смысл», «цель» и «благость», а универсальными нормативными регуляторами эволюции Вселенной стано­вятся императивы «космической этики». Природа как бы «пробуждается», осознает себя в разумных формах, а сам разум мыслится осн. движущей силой восхождения кос­мической материи к высшим степеням совершенства. Кос­мос, по Ц., - это целостная гармоническая система, в рам­ках к-рой атом и человек одинаково причастны высшему единству. Исходя из предпосылки соотносительной жиз­ненной чувствительности и одухотворенности всех форм и ступеней материи во Вселенной, Ц. пытался по-новому осмыслить философские проблемы. Вопросы смысла жизни, смерти и бессмертия, добра и зла получают здесь нетрадиционное решение. Законы универсальной жизнеде­ятельности непосредственно реализуются на микроуров­не «атомов», «духов», бессмертных граждан космоса, на­деленных способностью к элементарным жизненным про­явлениям. Рождение и смерть выступают как акты ассоци­ации и диссоциации таких атомов, способных периодически входить в состав комбинаций различной степени сложнос­ти. При этом периоды пребывания в относительно про­стой неорганической материи никак не отмечаются в ис­тории «жизни» атома и не имеют субъективной длитель­ности, высокоорганизованная же ступень существования элемента космоса свидетельствует, по Ц., о торжестве твор­ческих, антиэнтропийных сил разума, его победе над пер­вобытным хаосом. С этой т. зр. космологический процесс предстает в виде ряда циклических усовершенствований бытия. На основе идеи «вечного возвращения» Ц. выдви­гает концепцию «космических эр», описывающую эволю­ционные перспективы человечества. Место и судьбу на­шей планеты в общем строе мироздания он считал исклю­чительными. Представляя своего рода «заповедник», в гра­ницах к-рого разыгрывается драма биологического и социального становления новых жизненных форм, Земля является и средоточием неизбежно сопутствующих есте­ственному отбору страданий живых существ. На общем фоне космической гармонии и счастья муки земной эво­люции имеют глубокий смысл и предназначение: много­образие индивидуальных жизненных проявлений в космо­се восполняется притоком свежих сил, противостоящих энтропийным процессам нивелирования и упрощения мате­рии. В процессе восхождения к высшим степеням космического совершенства человечеству предстоит прой­ти ряд ступеней, длительностью в миллиарды лет каждая: 1) эру рождения, характеризующуюся созданием гармо­ничной социально-экономической организации; 2) эру становления, отсчитываемую с момента начала активной космической экспансии; 3) эру расцвета, создающую пред­посылки для овладения универсальными законами Вселен­ной; 4) терминальную эру - эпоху перехода человечества из «корпускулярных» в энергетические, «лучевые» фор­мы существования, что будет означать конец страдающей органической плоти и достижение «вечного блаженства» в рамках вселенского единства. Последовательность кос­мических циклов, по Ц., соответствует росту преобразую­щих возможностей разума как фактора космической эво­люции. Если на микроуровне универсальные жизненные потенции реализуются в форме блуждающих «атомов-ду­хов», то на мегауровне природные процессы рационально преобразуются высокоорганизованными цивилизациями в соответствии с императивами «космической этики». Ц. допускал одновременное сосуществование множества ми­ров различной степени плотности, активно взаи­модействующих между собой. Вселенная, с его т. зр., пол­на разумными, могущественными и счастливыми суще­ствами. Непрерывные циклы обменов элементарными жизненными частицами объединяют их, понуждают к нрав­ственной круговой ответственности за судьбы мирового целого. Осн. этическим принципом космоса поэтому ста­новится целенаправленное уменьшение «суммы» вселен­ских страданий, зла и несправедливости, снижающее риск появления несовершенных форм «атомов-духов». Искус­ственный отбор, поддержка перспективных тенденций эво­люции при одновременном пресечении тупиковых ее вет­вей становится главной задачей высшего разума. Для дос­тижения поставленных целей допускаются весьма ради­кальные средства - от принудительного ограничения размножения страдающих неразумных существ до их безболезненного уничтожения и заселения высвобожда­емых ареалов высокоорганизованными формами. Свое­образным гарантом осуществления императивов «косми­ческой этики» выступает некая трансцендентная творчес­кая сущность, к-рая описывается Ц. как «причина» (или «воля») Вселенной. Признание существования силы, первичной по отношению к космической материи и из­начально благосклонной к ней, наглядно проявляет рели­гиозно-мистическую компоненту «космической филосо­фии» Ц. С этой т. зр. свобода воли человека, предполагаю­щая нравственную ответственность за принятые решения и совершенные действия, носит иллюзорный характер. Видимая спонтанность и непредсказуемость поведения элементов вселенского механизма порождаются лишь без­мерной сложностью его организации. На самом деле лю­бой разумный выбор изначально предопределен волей и тайным вмешательством высших сил. В этой связи мо­ральным долгом индивида и социума любого уровня ста­новится добросовестное выполнение своей части «рабо­ты» по поддержанию космического совершенства. Вселен­ная нуждается в проявлении их творческих усилий, поэто­му возрастание преобразующих возможностей земного разума есть одновременно пробуждение в человеке спе­цифических мотиваций, продиктованных императивами «космической этики». Одним из проявлений властного «зова» вселенской воли является извечное человеческое стремление к совершенствованию системы общественных отношений. План рационального переустройства социу­ма занимает видное место в рассуждениях Ц. Во мн. отно­шениях они пролегают в русле утопических проектов с их предвосхищением ряда элементов тоталитарных режимов XX в. Грядущее устройство человеческого общежития, как его представляет Ц, вырастает из причудливого сплава демократических устремлений и элитарных, технократи­ческих и социалистических постулатов. Так, платоновская идея власти «мудрецов», гениальных личностей, управля­ющих весьма авторитарными методами во имя быстрого и решительного прогресса, дополняется идеей народного плебисцита. Иерархически организованный коллективизм, фактически исключающий возможность появления недо­вольных личностей и меньшинств разного рода, оправды­вается достижением невиданного благосостояния благо­даря росту технического могущества. Активно развивая утопические традиции, Ц. не пренебрегал детальной регла­ментацией конкретного бытового обустройства и наибо­лее перспективных режимов хозяйственной деятельности объединенного человечества. Успех процессов социальной рационализации человечества, согласно Ц, предопреде­лен неизбежной грядущей его экспансией, освоением кос­мического пространства. Ц. верил, что разрабатываемые им технические средства и проекты внесут посильный вклад в дело поддержания вселенской гармонии, раздвинут пе­ред страдающим и творящим свою судьбу человечеством новые горизонты надежды.