Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 419 из 447)

Соч.: Физические факторы исторического процесса. Калу­га, 1924; Эпидемические катастрофы и периодическая деятель­ность Солнца. М., 1930; Проблемы ионификации. Воронеж, 1933-1934. Т. 1,3; Вся жизнь. М., 1964; Земное эхо солнечных бурь. М., 1974; Стихотворения. М., 1987; Космический путь жизни. М., 1995; В науке я прослыл поэтом. Калуга, 1996.

Лит.: Голованов Л. В. Вклад Чижевского в космическую биологию // Труды 3-й Всесоюзной конференции по авиацион­ной и космической медицине. М., 1969. Т. 3; Он же. Созвучье полное в природе. М., 1977; Солнце, электричество, жизнь. М., 1969-1976. Вып. 1-3; Казютинский В. В. Космизм А. Л. Чижевского // Из истории ракетно-космической науки и техни­ки: В 2 т. М., 1998.

Л. В. Голованов

ЧИЖЕВСКИЙ Дмитрий (Дмитро) Иванович (23.03(4.04). 1894, Александрия Екатеринославской губ. - 18.04.1977, Гейдельберг) - историк философии, филолог-славист. Род. в дворянской семье, учился на физико-математическом ф-те Петербургского ун-та. Испытав влияние идей интуи­тивизма, Ч. сконцентрировал свое внимание на психоло­гических и лингвистических исследованиях с целью обо­снования концепции реалистического миросозерцания. Продолжал учебу в Киевском ун-те, где сотрудничал с

Зеньковским и Челпановым. Был меньшевиком, за что подвергся аресту в 1916 г. В 1921 г. эмигрировал в Польшу. С 1924 г. преподавал философию в Украинском педагоги­ческом ин-те в Праге. В 1932 г. его пригласили препода­вать рус. язык в ун-те в г. Галле. После Второй мировой войны работал в Марбургском ун-те, а с 1949 по 1956 г. -в Гарвардском университете (США). С 1956 по 1964 г. воз­главлял кафедру славистики в Гейдельбергском ун-те, вел курсы по философии и лингвистике в др. ун-тах. Круг на­учных интересов Ч. весьма широк и включает разнород­ные дисциплины, в к-рые он внес свой вклад. Это интуи-тивистская логика, этика с акцентом на изучении фор­мальных законов нравственности, психология (исследо­вание процессов познания на материале анализа художественного творчества), литературоведение (особое внимание уделял творчеству Гоголя и Достоевского, у к-рых за художественными образами «прятались» глубо­кие философские идеи; он высоко оценил философское значение «Выбранных мест из переписки с друзьями», обнаружив в них сочетание святоотеческой традиции в православном истолковании с протестантскими течени­ями современности), языкознание (Ч. был активным чле­ном Пражского лингвистического кружка). Однако наи­большую известность приобрели его работы по исто­рии философии. Здесь можно выделить три направле­ния: 1) труды по истории философии на Украине, 2) соч. по рецепции философии Гегеля в России (Ч., в частно­сти, выявил глубокое влияние его идей на рус. писателей) и 3) работы, посвященные советской философии. Иссле­дуя первые два направления, Ч. подчеркивал близость нем. философии и православной духовности, имеющих об­щий источник - учение Платона и мистику неоплато­низма. С его т. зр., именно поэтому можно обнаружить большое сходство между Сковородой и Я. Бёме; как раз вследствие этого учение Гегеля сразу же получило широ­кие и глубокие интерпретации в России. (Работа Ч. «Ге­гель в России» вышла на нем. языке в 1937 г. в сб. «Гегель у славян», а в 1938 и 1939 г. была опубликована в Париже на англ. и рус. языках.) Ч. различал советскую филосо­фию и философию в Советском Союзе. Он одним из пер­вых высоко оценил «целостную философскую систему», изложенную в книгах Лосева.

С о ч.: Г. С. Сковорода и немецкая мистика. 1929; Филосо­фия на Украине. Прага, 1926; Советская философия // Совре­менные записки. 1927. Т. 33; Философские искания в Советской России // Там же. 1928. Т. 37; Философия Сковороды. Варшава, 1934; Достоевский - психолог // О Достоевском. Прага, 1939; Гегель в России. Париж, 1939; Russian Intellectual History. Ann Arbor, 1978.

Л и т.: Яковенко Б. В. История русской философии. М., 2003. С. 413.

И. Е. Задорожнюк

ЧХЕИДЗЕ Константин Александрович (19.09( 1.10). 1897 -28.07.1974) - писатель, философ, один из лидеров евра­зийского движения 30-х гг., ближайший сподвижник Са­вицкого. Печатался в рус. эмигрантской и чешской пери­одике, евразийских изданиях. Стремился к установлению творческого диалога между евразийством и др. порево­люционными течениями эмиграции. Испытывая глубо­кий интерес к философии Федорова, основал в 1933 г. в Праге при Чехословацком Национальном музее архивное отделение Fedoroviana Pragensia. Ч. считал необходимым расширить духовную платформу евразийства на основе идей рус. религиозно-философской мысли (Федоров, В. С. Соловьев, Бердяев, Булгаков, Сетницкий). В нач. 30-х годов им была выдвинута концепция совершенной идеократии, радикально переосмыслявшая идеократическую теорию Н. С. Трубецкого. Вопрос об идее-правитель­нице Ч. переводил из области социально-политической в сферу онтологии и антропологии, возводя его к вопросу о сущности жизни, о смысле явления в мир сознающего, чувствующего существа. Опирался на представление об антиэнтропийной сущности жизни, выдвинутое в рели­гиозной и естественно-научной ветвях рус. космизма: жизнь как борьба с энтропией, «организация бытия». Че­ловек, «высшая и конечная форма жизни», порожденная творческим усилием эволюции, представляет собой «организационный центр вселенной», и заповедь «обла­дания землей», данная ему в книге Бытия, есть завет воз­делывать и преображать эту землю, требование его «со­участия в обожении мира». В такой онтологической и ан­тропологической перспективе социальная организация че­ловечества представала первой ступенькой к организации бытия в целом. «Государства-материки», объединяющие отдельные государства в целостные миры со своим исто­рическим и культурным заданием и своей верховной идеей (пан-Европа, пан-Америка, пан-Евразия и др.), виделись своего рода вехами на пути к «грядущему объединению человечества», будущему общепланетарному единству. Обосновывая идеократию требованием самой эволюции, Ч. подчеркивал, что ни одна из доселе существовавших идеократии не была целостной и совершенной. Сравни­вая (не всегда корректно) главные идеократические систе­мы XX в. - коммунизм и фашизм, отмечал, что они осно­ваны на идеалах, не ставящих задачи онтологического вос­хождения мира и человека, пытаются создать идеальный строй с непреображенными, смертными, одолеваемыми самостью людьми, проповедуют селекционный подход (расовый или классовый), полагают в свою основу наси­лие. Между тем истинная, совершенная идеократия мо­жет быть построена только на целостном идеале. И имен­но такой идеал дает, по мысли Ч., рус. религиозная фило­софия в лице Федорова: идеал преображения бытия и че­ловека, победы над смертью, благого вселенского творчества. Исходя из этого тезиса, Ч. утверждал необхо­димость «соразвития и взаимопроникновения» евразий­ства, выдвинувшего задачу общественного устроения на идеократических началах, и федоровской концепции «со­вершенной идеократии», призывая к принятию этой кон­цепции и идей др. пореволюционных мыслителей. С ре­лигиозно-философской т. зр. рассматривал Ч. и рус. лите­ратуру, как дореволюционную, так и советского време­ни, видя в ней напряженные искания идеала, стремление воплотить «образ окончательного идеального состояния человечества». Отмечал преобразовательный, космичес­кий пафос литературы 1920-1930-х гг., бьющиеся в ней чаяния «третьей революции духа», жажду обновления жизни на началах объединяющей высшей идеи, называл новейший период рус. литературы идеократическим.

С о ч.: На литературные темы. Прага, 1932; К проблеме идеократии //' Новая эпоха. Идеократия. Политика. Экономика. Обзоры. Нарва, 1933. С. 15-22; Проблема идеократии // Все­ленское Дело. <Харбин>, 1934. Вып. 2. С. 44-60; Страна Про­метея. Нальчик, 2004.

Л и т.: Из переписки Н. А. Сетницкого и К. А. Чхеидзе // Из истории философско-эстетической мысли 1920-1930-х гг. Т. 1. Н. А. Сетницкий. М., 2003. С. 382-450; В поисках нового синте­за: Пореволюционные течения русской эмиграции 1920—1930-х гг.: Из переписки П. С. Боранецкого и К. А. Чхеидзе // Диаспо­ра. Новые материалы. Париж; Спб., 2005. Т. 7. С. 437-487; Гачева А. Г. Неизвестные страницы евразийства конца 1920— 1930-х гг.: К. А. Чхеидзе и его концепция «совершенной идеок­ратии» // Вопросы философии. 2005. № 9,HagemeisterM. Nikolaj Fedorov: Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Miinchen, 1989. S. 430-435.

А. Г. Гачева

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (26.05(7.06). 1828, Тамбов -3(16).02.1904, с. Караул Тамбовской губ.) - философ, ис­торик, политический мыслитель либерального направ­ления и общественный деятель. Сын богатого помещи­ка, получил хорошее домашнее воспитание и образова­ние. В 1849 г. окончил юридический ф-т Московского ун-та. Широта кругозора и энциклопедичность ума, тру­ды в философской и научной областях на протяжении более полувека, преимущественно «кабинетный» харак­тер жизни, отход от религии (с чисто «умственным» ее приятием после «кризиса» 1864 г.) дали рус. мысли круп­ную философскую систему, как традиционно считает­ся, идеалистического (гегелевского) образца. Реже от­мечается связь философствования Ч. с аристотелизмом и кантианством, а также его упорное стремление к сочетанию философии и науки в едином синтезе. Этим, видимо, и обусловлены «поправки» Ч. к гегелевской диалектике (замена триады тетрадой, процесса развития -структурированием системы, появление четырех эле­ментов и четырех общественных союзов в философии права, замена философско-исторической триады «Вос­ток - античность - христианство» логизированной схе­мой «древность - Средние века - Новое время» тради­ционной европейской историографии). 50-60-е годы -расцвет творческой деятельности Ч. как ученого: магис­терская диссертация «Областные учреждения России в XVII веке» (1853), «Опыты по истории русского права» (1858), «Очерки Англии и Франции» (1858), «О народ­ном представительстве» (1866); 1861-1868 - преподава­ние права в Московском ун-те; занятия с наследником престола Николаем Александровичем в нач. 60-х гг. Глав­ным теоретическим достижением Ч. является философско-правовое и философско-историческое оформление концепций т. наз. государственной (юридической) шко­лы в рус. исторической науке. Наряду с Кавелиным и С. М. Соловьевым Ч. скорректировал гегелевскую и оформил собственную философию истории в ориги­нальной форме - истории политических учений (пяти­томник Ч. с соответствующим названием выходил с 1869 по 1902 г. и не утратил совр. значения). Процесс обще­ственно-исторического развития в России, как и в Зап. Европе, протекал, по Ч., как «диалектический процесс» «союз кровный» на первой ступени, «союз гражданс­кий» (в феодальной на Западе и в вотчинной форме в России) в Средние века, «союз государственный» (с кон. XV в.) в Новое время - сначала в абсолютистской, а за­тем - в свободно-правовой формах. Но за этим принци­пиальным сходством (оно выражается и в принадлеж­ности России и Зап. Европы к христианской цивилиза­ции) скрывается важное различие: роль двигательного элемента (личностного начала) обнаруживается в Рос­сии не столько в «низовой» области (народ, об-во), сколько «сверху» (княжеская, а затем и царская власть). Ч. - либерал, относившийся к революциям в истории достаточно холодно и желавший своей стране умерен­ных преобразований (завершение «раскрепощения со­словий», введение свободы совести, общественного мнения, публичности правительственных действий и глас­ности судопроизводства и др.). Политический идеал Ч., к реализации к-рого идет постепенно вся зап. цивилиза­ция, по Ч., - правовое государство в форме конститу­ционной монархии. После ухода из ун-та Ч. ведет уеди­ненный образ жизни (исключение - избрание городс­ким головою в Москве в январе 1882 г., но речь 16 мая 1883 г. поставила крест на его короткой политической карьере). С кон. 70-х гг. и вплоть до его смерти в свет выходит ряд его фундаментальных работ по философии: «Наука и религия» (1879), «Мистицизм в науке» (1880), «Основания логики и метафизики» (1894), «Философия права»(1900) и др. Философия Ч. представляет собой вполне законченный тип философии рационалистичес­кой. В работе «Существо и методы идеализма», пред­ставляющей собой рецензию на кн. С. Н. Трубецкого «Основания идеализма», Ч. высказывает свое понима­ние идеализма, сущность к-рого, по его словам, «состо­ит в сочетании противоположностей». Осн. реальными противоположностями выступают, с одной стороны, ма­териальный мир (сфера частных и бессознательных сил) и, с другой — мир мыслящих субъектов, к-рые имеют отношение к верховному разуму. То, что связывает эти два мира, есть дух, к-рый на низшей ступени выступает как целесообразно действующая органическая сила, а на высшей становится миром связанных с органичес­кой жизнью субъектов. Эти субъекты, осуществляя иде­альные цели в материальном мире, приводят противо­положности к высшему соглашению. Конечная цель дан­ного процесса лежит в абсолютном духе, к-рый руково­дит всем этим поступательным движением и окончательно приводит мировое бытие к идеальному совершенству. Один из осн. постулатов Ч. гласит: «Ра­зумное существо есть вместе свободное существо». Причем свобода человека объясняется им присутстви­ем в нем двух противоположных начал, а именно беско­нечного и конечного, и их взаимодействием. Идея внут­ренней свободы разумного существа основана на прису­щей разуму идее абсолютного. Абсолютные начала, про­являющиеся в человеческом познании, составляют основание нравственности, т. к. они руководят практи­ческой деятельностью человека. Философия истории Ч. составляет органическую часть философского осмыс­ления им мирового бытия. История, по его мнению, яв­ляется выражением человеческого духа, поэтому рас­крыть смысл и значение руководящих ею идей, их связь, а следовательно, достигнуть понимания истории как еди­ного целого способна только метафизика. История в ее философском аспекте представляет собой, по Ч., вер­ховную науку о духовном мире, дающую ключ к пони­манию всего остального, в т. ч. и низших ступеней раз­вития. Поскольку история руководствуется идеями, сам исторический закон является законом развития этих идей. Др. словами, Ч. представляет историю человечества как историю человеческой мысли, историю развития идей. А потому история философии, выражающая квинтэссен­цию развития человеческой мысли, служит у него ос­новным объясняющим фактором истории че­ловеческого об-ва. Немаловажную роль играет у Ч. и история религии, тесно связанная с развитием челове­ческой мысли. Хотя Ч. высоко оценивает значение сво­боды как постоянного и необходимого элемента чело­веческого общежития, однако свобода, по его мнению, устанавливает лишь формальное равенство, а отнюдь не материальное. Последнее вообще неприемлемо для Ч., считающего, что оно противоречит природе вещей и че­ловека. Цель истории, замечает он, состоит не в личном удовлетворении, а в общем благе, а это благо заключает­ся в разнообразии и гармоническом единстве частей, чему противостояло бы равное распределение жизнен­ных средств. Действительно необходимым требованием к государству Ч. полагает принцип экономической сво­боды, осуществление к-рого на практике может вести к неравенству, но именно это и составляет, по его мне­нию, движущее начало дальнейшего развития об-ва.