Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 420 из 447)

Соч.: Вопросы философии. М., 1904; История политических учений. М., 1869-1902. Ч. 1-5; Курс государственной науки. М., 1894-1898. Ч. 1-3; Основания логики и метафизики. М., 1894; Положительная философия и единство науки. М., 1892; Собственность и государство. М., 1882-1883. Ч. 1-2; Спб., 2005; Философия права. М., 1900; Спб., 1998; Наука и религия. М., 1999.

Лит.: СтрувеП. Б. На разные темы: Сб. статей. Спб., 1902; Зорькин В. Д. Чичерин. М., 1984; Приленский В. И. Опыт иссле­дования мировоззрения ранних русских либералов. М., 1995; Искра Л. М. Б. Н.Чичерин о политике, государстве, истории. Воронеж, 1995; Ерыгин А. Н. Традиционная и модернизирую­щаяся Россия в философии истории русского либерализма (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин). Ростов-на-Дону, 2004; Жуков В. Н. Б. Н. Чичерин и его главное философское произведение // Чичерин Б. Н. Наука и религия. М., 1999; WalickiA. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Notre Dame, Indiana, 1992.

A. H. Ерыгин, В. И. Приленский

ЧУЛКОВ Георгий Иванович (20.01(1.02). 1879, Москва -1.01.1939, Москва) - писатель, критик, литературовед. Учился на медицинском ф-те Московского ун-та. За уча­стие в студенческом движении в 1902 г. был сослан в Си­бирь. После возвращения из ссылки работал в журн. «Но­вый путь» (1904), «Вопросы жизни» (1905). После рево­люции 1905 г. опубликовал кн. «О мистическом анархиз­ме» (1906), вызвавшую активную полемику в печати. Издавал альманахи «Факелы» (1906-1908), «Белые ночи» (1907). В нач. 1-й мировой войны вернулся из-за границы; в 1916 г. находился на фронте в качестве врача. В 1920-1930-е гг. продолжал писать: исторические книги, воспо­минания, исследования о жизни и творчестве Тютчева, Достоевского. Заведовал секцией Ф. М. Достоевского в ГАХН (20-е гг.), затем получал пенсию от Союза писателей. Ч. вошел в историю социальной философии своей теори­ей «мистического анархизма». Анархизм привлек его как путь освобождения личности от власти над ним государ­ственных и социальных норм. В результате соединения его с душевным иррациональным опытом и получается, по Ч., «мистический анархизм» как «путь последнего ос­вобождения» через «последнее утверждение личности» в абсолютном начале бытия. Анархические и мистичес­кие идеи автор показывает на примерах Достоевского и В. С. Соловьева, подчеркивая в первом случае неприятие мира, лежащего во зле, а во втором - стремление к Богу, к гармоническому слиянию с Абсолютным. Считая, что религиозную веру должен заменить мистический опыт, Ч. усматривает истоки мистической личности в собор­ной общественности как едином организме. Мистиче­ское «я» проявляет себя через свободу и борьбу, утве­рждая Мировую Красоту посредством неприятия мира. Используя идеи «мистического анархизма» как своеоб­разной разновидности символизма, Ч. пытался оправды­вать активное участие в политической жизни, призывал к революционному изменению мира. Впоследствии он относился к указанным идеям критически, считая их не­додуманными до конца («Годы странствий»).

С о ч.: О мистическом анархизме. Спб., 1906; Анархические идеи в драмах Ибсена. Спб., 1907; Соч.: В 6 т. Спб., [1909-1912]; Годы странствий: Из книги воспоминаний. М., 1930; Ле­топись жизни и творчества Ф. И. Тютчева. М; Л., 1933; Как работал Достоевский. М., 1939; Валтасарово царство. М., 1998.

Л и т.: Аврелий [Брюсов В. Я.]. Мистические анархисты // Весы. 1906. № 8; Антон Крайний [Гиппиус 3. Н.]. Иван Алек­сандрович - неудачник // Там же; Сологуб Ф. О недописанной книге // Перевал. 1906. № 1; Михайлова М. Интересный и безу­коризненно честный писатель // Чулков Г. Валтасарово цар­ство. М., 1998.

О. Т. Ермишин

ШАД Иоганн Баптист (30.1 1(11.12). 1758, Мерсбах -13(25).01.1834, Йена) - нем. философ; в России известен как Иван Егорович Ш. В 1804 г. он принял приглашение занять вакантную должность проф. теоретической и прак­тической философии в Харьковском ун-те; философ ре­шил уехать в Россию не только по теоретическим сообра­жениям - его преследовал орден бенедиктинцев. В Рос­сии, считал Ш., его деятельность станет для ордена прак­тически недосягаемой. В 1778 г. был послушником в монастыре Банц. В 1798 г. Ш. совершил побег из монас­тыря. После этого он перебрался в Иену, где приступил к работе над философским соч., к-рое было посвящено популярному изложению системы Фихте. В Йене Ш. со­здал 3 т. о фихтевской системе и написал ряд др. произв. Работая в Харьковском ун-те, издал «Логику», с 1810 г. преподавал нем. язык и литературу. Он много писал о Боге, о свободе человеческой воли и достоинствах добро­детели. Но Ш. в этот период отступил от системы раннего Фихте, склонившись к идее примирения разума с верой. Его упрекали в пристрастии к Шеллингу, так как этот мыс­литель пользовался большим влиянием на рус. умы. Сам Ш. был убежден, что его заслуги признавались импера­торским двором и что только из-за происков его клевет­ников и старых врагов-бенедиктинцев он лишился милос­ти рус. императора. Тем не менее в 1816 г. Ш. выдворили из России и он возвратился в Йену. Идеи Ш, выдержан­ные в духе «любви к дальнему», во многом созвучны фи­лософствованию позднего Фихте.