Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 421 из 447)

Лит.: Багалей Д. И. Удаление профессора И. Е. Шада из Харьковского университета. Харьков, 1899; Неизвестные стра­ницы биографии Иоганна Баптиста Шада (1758-1834) // Фило­софия Фихте в России. Оренбург, 1996.

А. В. Лукьянов

ШАПОШНИКОВ Лев Евгеньевич (6.02.1949, Горький) -специалист по истории рус. философии, д-р философс­ких наук, проф. Окончил исторический ф-т Горьковского ун-та (1971). С 1989 г. - зав. кафедрой философии Нижего­родского пед. ун-та. С 1995 г. - первый проректор Ниже­городского государственного пед. ун-та. Докторская дис­сертация - «Критика апологии православия в «филосо­фии всеединства» (1987). В трудах Ш. дана общая характе­ристика рус. религиозной философии, показана ее связь с православной богословской традицией, исследуется соотношение традиций и новаторства в православной богословской мысли. Рассматривая особенности рус.

философствования, в т. ч. философско-богословской мыс­ли, Ш. исследует особую роль идейного наследия славя­нофилов, В. С. Соловьева, Флоренского, раскрывает со­держание таких фундаментальных понятий рус. филосо­фии, как «соборность», «онтологизм», «софийность», «цельное знание», «.всеединство», «богочеловечество». Специальные исследования Ш. посвящены рус. филосо­фии истории. Ш. - один из авторов словаря «Русская философия» (1995) и «Словаря философских терминов» (2004); руководитель Нижегородских Рождественских пра­вославно-философских чтений, в к-рых участвуют бого­словы, философы, культурологи ведущих научных цент­ров России.

Соч.: Идеология славянофильства и современное право­славие. М., 1985; В. С. Соловьев и православное богосло­вие. М., 1990; Русская религиозная философия XIX-XX ве­ков. Н. Новгород, 1992; Философские портреты. (Из истории отечественной мысли). Н. Новгород, 1993; Философия истории в России - XIX век (в соавт.). Н. Новгород, 1994; Философия соборности. Спб., 1996; Философия и догматическое богосло­вие в России. Спб., 1998; Консерватизм, новаторство и модер­низм в православной мысли XIX-XX веков. Н. Новгород, 1999; Очерки русской историософии XIX-XX вв. Н. Новгород, 2002; Православие и философия: границы взаимодействия. Моно­графия в номере // Вече. Спб., 2002. № 13; А. С. Хомяков: человек и мыслитель. Н. Новгород, 2004; История русской религиозной философии (в соавт.). М., 2006.

М. А. Маслин

ШВАРЦ Иван Григорьевич (1751, Трансильвания -17(28).01.1784, с. Очаково, близ Москвы) - философ, при­мыкавший к масонству. Обучаясь в Германии, Ш. глубо­ко заинтересовался Россией и в 1779 г. прибыл в Москву, где преподавал в ун-те, выступал с лекциями. Одна из глав­ных его идей того времени - устроение об-ва исходя из правил разумного воспитания. В осуществлении этой цели он активно сотрудничал с масонами, в частности с Нови­ковым, с к-рым был связан узами дружбы. С 1780 г. Ш. -проф. философии, в 1782 г. добился организационной са­мостоятельности рус. масонства (ранее оно считалось лишь провинцией Швеции), ввел в него розенкрейцер­ство с явными теософскими акцентами и «негативной антропологией». Человек, согласно Ш, в настоящее вре­мя - гнилой и вонючий сосуд, наполненный всякой мер­зостью. Путем познания себя и Бога он может достичь мудрости, отталкиваясь от трех «преддверий», где напи­сано: «Познай самого себя; избегай зла; стремись к доб­ру». Все это резюмируется в мысли: «Ищи истину в самом себе, что осуществляется через 3 рода познания: любопыт­ное, приятное, полезное». Хотя последнее трактовалось Ш. как истинная любовь, молитва и стремление духа к выш­ним понятиям, он ориентировался и на активное вмеша­тельство в практическую жизнь с целью достичь ее просветленности через разумное воспитание, ставил ак­цент на практической направленности, а не на обрядах (что характеризует и рус. масонство в целом). Ш. в своих теоре­тических работах и в практической деятельности не избе­жал, по словам Шпета, простодушного пиетизма, мало согласующегося с реальными условиями жизни в России. Позитивные аспекты такой часто наивной устремленности отмечали Толстой, Иванов-Разумник, Милюковы др. В 1782 г. Ш. читал курс эстетической критики, усматривая цель искусства в насаждении нравственности и приобщении к религии. В 1782-1783 гг. читал лекции по философии ис­тории, целью к-рых являлось доказательство зависимости людей от Божьей воли. Это противостояло общепринятым в то время среди дворянства влияниям фр. энциклопедиз­ма. Вместе с тем он не избежал обвинений в мартинизме, чуждом духу православия, вследствие чего и вышел в от­ставку. Рус. масонство обязано Ш. своим самостоятель­ным существованием и направленностью на благие дела в сфере просвещения. Тем самым Ш. явился не только про­водником масонских влияний, но и способствовал их адап­тации к условиям России для осуществления здесь «беско­нечной любви к человечеству».

Соч.: Начертание первых оснований немецкого слога для употребления в публичных лекциях при Императорском Мос­ковском университете (с включением речей). М., 1780.

Л и т.: Лонгинов М. Н. Новиков и Шварц // Русский вестник. 1857. Т. 2, кн. 1; Шпет Г. Г. Очерк развития русской филосо­фии//Соч. М., 1989. С. 75.

И. Е. Задорожнюк

ШЕВЫРЕВ Степан Петрович (18(30). 10.1806, Саратов -8(20).05.1864, Париж) - литературный критик, поэт и пуб­лицист. Проф. Московского ун-та, с 1852 г. академик. Разра­батывал проблемы истории и философии искусства. Учас­тие в кружке любомудров и их журн. «Московский вест­ник» определило романтическую направленность его мышления, сочетающуюся с определенным тяготением к славянофильский доктрине. Сотрудничая с Погодиным в «Москвитянине», Ш. стал одним из теоретиков «официаль­ной народности». Духовная эволюция Ш. в определенной мере отражала разложение рус. романтической мысли. Начало и конец его общественной и литературно-крити­ческой деятельности весьма различны. Первыми работа­ми Ш. в области философской эстетики были перевод кн. В. Г. Вакенродера (Об искусстве и художниках. Раз­мышления отшельника, любителя изящного, изданные Л. Тиком. М., 1826) и ст. «Разговор о возможности найти единый закон для изящного» (Московский вестник. 1827. № 1). В этот период он критически относился к классициз­му Лессинга и Винкельмана, к эстетике Гегеля и системе тождества Шеллинга. Гораздо ближе ему были философс­кие идеи позднего Шеллинга, братьев Шлегелей и Жана-Поля (Рихтера). Сильное влияние на Ш., стремящегося при­мирить философию и религию, оказали взгляды Ф. Бааде-ра (Москвитянин. 1841. Ч. 3. № 6). При этом собственное миросозерцание Ш. стремился возвести к истокам рус. са­мосознания. В отличие от нем. философии, к-рая, «будучи заключительным плодом развития наук естественных, под личиной спиритуализма проповедовала материализм», рус. философия, писал Ш., «ведет начало свое не из облас­ти наук естественных, а из сферы познания духа, нераз­дельного с верой», отсюда на ней лежит обязанность и ей предоставлена возможность возвратить права миру духов­ному и истинное значение тем вечным идеям человече­ства, к-рые отдельные народы проявляют в произв. своего слова. «История Словесности может в этом отношении подать руку помощи Русской Философии и подготовить решение многих задач, предстоящих сей последней» (Ше-вырев С. П. История русской словесности. Спб., 1887. Ч. 1. С. IX-X). В своих историко-литературных и философско-эстетических трактатах «История поэзии» и «Теория по­эзии в историческом развитии у древних и новых наро­дов», основанных на «исторической Пиитике» - методе исторического исследования явлений искусства, Ш. выс­казал ряд принципов культурно-исторической и срав­нительной школ литературоведения. Значимость собствен­но художественной стороны произв. искусства для него была невелика, т. к. она воспринималась им сугубо в каче­стве исторического факта, однопорядкового с явлениями идеологии, морали и религии. Помимо принципа или мето­да познания в основании философско-эстетической кон­цепции Ш. лежали принцип народности, понятый в кон­сервативном духе, и представление о религиозном и сим­волическом характере искусства. Рус. словесность, считал он, не достигнет высот национального искусства, пока не будет создана национальная критика, основанная на глу­боком изучении истории словесности. Развитие словесно­сти, ее «движение вперед» обусловлено самой жизнью, но встречает противодействие науки и «предания», понимае­мого им как наука толпы. Общую задачу искусства Ш. ви­дел в восстановлении перед человеком в различных фор­мах идеала красоты, чему способствует символизм и ре­лигиозность содержания произв. искусства. Ш. во многом способствовал утверждению эстетики как «философского наукоучения» об искусстве в форме синтетического един­ства литературной критики, теории и истории литературы. Одним из первых он указал на значимость древнерус. лите­ратуры, введя в период господства отвлеченной эстетики понятие «исторической Пиитики» и разработав своеобраз­ный метод исторического исследования структуры художественных произв.

С о ч.: О критике вообще и у нас в России // Московский наблюдатель. 1835. Ч. 1, кн. 1; Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов. М., 1836; Христианская философия. Беседы Баадера // Москвитянин. 1841. Ч. 3. № 6; История русской словесности, преимущественно древней. М„ 1846-1860. Т. 1,ч.

Л и т.: Надеждин Н. И. История поэзии. Чтения адъюнкта Московского университета Степана Шевырева // Надеждин Н. И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972; Манн Ю. В. Русская философская эстетика. М., \969; Абрамов А. И. Шевы-рев // История эстетической мысли. М., 1986. Т. 3.

А. И. Абрамов

ШЕЛГУНОВ Николай Васильевич (22.11(4.12). 1824, Пе­тербург - 12(24).04.1891, Петербург) - публицист, литера­турный критик, последователь Чернышевского. Учился в Александровском кадетском корпусе, окончил Лесной ин-т, работал в Лесном департаменте, в 1862 г. ушел в отставку. Во 2-й пол. 50-х гг. становится на позиции политического радикализма, сближается с Чернышевским, Добролюбо­вым, Писаревым, Серно-Соловьевичем и др. За границей познакомился с Герценом. Важной вехой в духовной био­графии Ш. стал выход в журн. «Современник» его труда «Рабочий пролетариат в Англии и во Франции» (1861), в к-ром он выступил в качестве популяризатора кн. Ф. Эн­гельса «Положение рабочего класса в Англии». Ш. - ав­тор революционных прокламаций «К солдатам» и «К моло­дому поколению» (1861). Арестовывался в 1862 и 1863 гг., был заключен в Петропавловскую крепость, затем сослан в Вологодскую губ. После запрещения журн. «Дело» (1883), редактором к-рого был Ш., он жил в смоленской деревне, где написал свои известные «Воспоминания». Похороны Ш. в Петербурге превратились в политиче­скую демонстрацию. Главной своей задачей Ш. считал со­здание социальной теории, к-рая могла бы служить пре­образованию об-ва на «справедливых основах». Он исхо­дил из положения, что различные народы, развиваясь осо­бым путем, составляют тем не менее «типическое единство», подтверждающее, что в истории существуют общие экономические законы и что развитие человече­ства идет по восходящей линии. Эти законы непреодоли­мы, их действие реализуется через все препятствия («Социально-экономический фатализм», 1868; «Фатализм исторического прогресса», 1872). Ш., по свидетельству его друга Михайловского, был типичной фигурой 60-х гг., человеком, к-рый «впитал в себя весь дух того времени». В своих исходных философских взглядах Ш. стоял на по­зиции материализма (или реализма), занимался попу­ляризацией идей Сеченова, Чернышевского, К. Фохта, Л. Бюхнера и др. («Земля и органическая жизнь», 1863). Объективность внешнего мира для него несомненна. Че­ловек, будучи частью природы или «последствием ее сил», есть лишь звено в цепи общих природных законо­мерностей, к-рые он изменить не в силах. Поэтому, пола­гал Ш., не существует свободы человеческой воли, поня­той как автономность, независимость от действия «об­щих законов» («Письма о воспитании», 1872-1873). Мыш­ление же есть не более чем «реальное мышление» именно в том смысле, что человек знает внешний мир «не таким, каков он есть в действительности, а каким он нам пред­ставляется». Из этого следовало, что естественные грани­цы «реального мышления» определяет, с одной стороны, рассудок, отражающий мир по законам логики, а с дру­гой - психология человеческого восприятия, склонного к изменению и уточнению прежних понятий «на основа­нии нового материала». Если такое изменение невозмож­но в отношении постоянно действующих природных сил, то оно вполне законно в применении к социальной реаль­ности, нуждающейся в переменах. До конца жизни разде­ляя установки реалистической философии в духе Че­рнышевского, Ш. приветствовал, в лице Лаврова, новое поколение радикальных социальных мыслителей, подчер­кивавших важность поворота от естествознания к вопро­сам истории и социологии («Историческая сила крити­ческой личности», 1870). В то же время он осудил как «фи­лософию застоя» фаталистическую философско-историческую концепцию Толстого, изложенную в эпилоге к роману «Война и мир».