Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 422 из 447)

С о ч.: Соч.: В 2 т. Спб., 1895; ШелгуновН. В. и др. Воспоми­нания.: В 2 т. М., 1967. Т. 1.

Лит.: Михайювский Н. К. Николай Васильевич Шелгунов // Шелгунов Н. В. Соч. Спб., 1895. Т. 1; Маслин А. Н. Материа­лизм и революционно-демократическая идеология в России в 60-х гг. XIX в. М., 1960; Слабкий А.С. Мировоззрение Н. В. Шелгунова. М., 1960.

М. А. Маслин

ШЕЛЛИНГ В РОССИИ. Значение учения Ш. для судеб рус. культуры в XIX - нач. XX в., особенно для развития философии в России, исключительно велико, едва ли не больше, чем для культуры Германии. Но рус. шеллинги-анство - философское направление, не повторявшее взгля­ды Ш., а творчески интерпретировавшее их. Одним из первых принес в Россию весть о Ш. Велланский, слушав­ший его в Иене и ставший приверженцем натурфилосо­фии и трансцендентального идеализма. Позднее слуша­телем Ш. был проф. Московского ун-таМ. Г. Павлов. Фи­лолог и философ Галич, лицейский учитель Пушкина, за­вершая образование в Германии, встречался с Ш. и в своих лекциях и соч. излагал его учение. К 1812 г. философией тождества Ш. увлекались в России не только отдельные ученые, но и образованная молодежь. В 20-е гг. рассадни­ком шеллингианства стало московское «Общество любо­мудрия» (см. Любомудры). Рупором идей кружка явился журн. «Мнемозина», заставивший рус. об-во «толковать о Шеллинге». Есть явная перекличка между философс­ким романом Одоевского «Русские ночи» (1844 г.) и «Ноч­ными бдениями» Бонавентуры (считается, что это псев­доним Ш.). Одоевский сравнивал его с Колумбом, заяв­ляя, что Ш. открыл человеку неизвестную часть его мира - душу. Еще до завершения «Русских ночей» Одоевский слушал Ш. в Берлине и встречался с ним. Ш. остро чув­ствовал моральные обязанности и поэтические возмож­ности философии. Он увидел в русских родственные ду­ши, проявил интерес к их религии, говорил о «великом назначении» России, о желании войти с нею в «умствен­ный союз». Насквозь проникнуты шеллингианством фи­лософские фрагменты Веневитинова. В 30-е гг. нем. фи­лософию, и прежде всего Ш, изучали в кружке Станке­вича, откуда вышли Белинский и М. А. Бакунин, славяно­филы К. С. Аксаковы Самарин. Ш. повлиял и на духовное развитие Чаадаева, хотя шеллингианцем его назвать нельзя. В письме к Ш. Чаадаев расспрашивал нем. фило­софа о философии откровения и признавался, что вели­кая мысль о слиянии философии с религией стала свето­чем и целью всей его умственной работы. В ответном письме Ш. объяснял, что философия откровения не явля­ется наименованием всей его системы, а представляет собой лишь последнюю ее часть. Идеи Ш. проникали в Россию разными путями. Его бывший студент Киреевс­кий в работе «Речь Шеллинга» (1845), поводом для к-рой явился доклад Ш. в Берлинской академии наук, фактичес­ки изложил содержание его лекционных курсов, прочитанных в Мюнхене и Берлине. Киреевский утверждал, что славянофильство представляет собой реализацию идей Ш. о положительной философии. Согласно Киреевскому, зап. философия с ее отвлеченной рациональностью дос­тигла предела и лишена перспектив дальнейшего разви­тия, связанного с нравственным прогрессом. В дальней­шем путеводной звездой славянофильства стало не шеллингианство, а православная патристика. Характерны в этом плане взаимоотношения Тютчева и Ш. Они дружи­ли все годы их совместного пребывания в Мюнхене. Ряд стихов Тютчева пронизаны идеями Ш. Но они и спорили, причем поэт упрекал философа в излишнем рационализ­ме, утверждая, что философия, отвергающая сверхъесте­ственное и строящая свои доказательства только на разу­ме, должна прийти к материализму и атеизму. Др. рус. поэта, Григорьева, привлекало в Ш. стремление к цель­ности, к органичности, в то время как Гегель отталкивал его односторонним логицизмом, безразличием к нрав­ственным критериям, умозрительным подходом к жиз­ни. Григорьев считал, что жизнь - это организм и позна­ние ее возможно только с помощью искусства. В связи с этим Григорьев ратовал за «органическую критику», осн. требование к-рой к искусству - правда жизни. Необходимо также, считал он, умение возвести минутное и случайное в типическое и общее, что осуществляется бессознатель­но. Родство своих взглядов с поздней философией Ш. при­знавал В. С. Соловьев. Называя «умозрительным пантеиз­мом» взгляды раннего Ш. и отвергая их, Соловьев согла­шался с его теософическими построениями. У позднего Ш. заимствовал Соловьев свои аргументы против Гегеля, философия к-ро-го, с его т. зр., доводит до абсурда абст­рактный рационализм. Соловьев подчеркивал, что поня­тие не есть всё, т. е. еще не есть сама действительность, а имеет действительность, лишь поскольку оно мыслится. Вслед за Ш. Соловьев называл свое учение философией всеединства, утверждая, что «кончается век чисто логи­ческой или априорной философии, кладется начало фи­лософии положительной». Ш. принадлежит и различе­ние между сущим и бытием, на чем настаивал и Соловь­ев. Сущее - это Абсолют, Бог. Бытие только предикат. Как мыслящий человек обладает мышлением, так и сущее обладает бытием. Противоположность бытия - ничто, небытие, величина отрицательная. Противоположность сущего - ничто как положительная величина. Понятие положительного ничто, введенное Соловьевым, важно для понимания самоотрицания, к-рое одновременно являет­ся самоутверждением. Такое самоотрицание представ­ляет собой любовь. Любящий человек утверждает себя в другом. Бог есть любовь. Всякое существо есть то, что оно любит. Любовь - это самоотдача, преодоление эгоиз­ма. Именно так определял любовь Ш. в своих «Штутгарт­ских беседах» (1810). Согласно Ш., Бог - единство противоположностей; это и личность, и сам мир. В Боге две «первосилы» - эгоизм (реальное) и любовь (иде­альное). Любовь - преодоление эгоизма, отдача себя дру­гому и сама по себе существовать не может. Вот почему божественная любовь, преодолевая божественный эго­изм, творит мир, свое другое. Эти формулировки мы встречаем и у Соловьева. Смысл любви - рождение но­вого человека: в переносном смысле - рождение нового духовного облика у человека, в прямом - продолжение человеческого рода. Истинная жизнь индивидуальности осуществляется лишь в соответствующем развитии все­мирной жизни, в к-ром мы должны деятельно участво­вать. Последним крупным рус. приверженцем идей Ш. можно считать Булгакова. Его труд «Философия хозяй­ства» (1912) посвящен проблеме, к-рой, по словам Бул­гакова, должен принадлежать завтрашний день в филосо­фии. Речь здесь идет «о человеке в природе и о природе в человеке». Истинным основоположником философии хо­зяйства Булгаков признавал Ш. и утверждал, что филосо­фия хозяйства как философия объективного действия дол­жна быть сознательным продолжением его «натурфило­софского» дела. Ш. отверг противопоставление природы и духа и стал рассматривать природу как бессознатель­ный дух, а дух как осознавшую себя природу. В работе «Философия хозяйства» Булгаков подводил внутренний итог целой полосы жизни, окрашенной экономическим материализмом. Он считал, что проблема «экономичес­кого материализма», или воздействия хозяйства, а в нем природы, на человека и в свою очередь человека на при­роду есть прежде всего проблема натурфилософская. Только по философскому недоразумению школа Маркса взяла себе в крестные отцы идеалистического интеллек­туалиста Гегеля, не заметив, что для ее целей несравнен­но пригоднее натурфилософ Ш. Плодотворные идеи Ш. оказались забытыми и неиспользованными в истории философии и остались мертвым капиталом. Булгаков счи­тал, что то здоровое зерно, к-рое имеется в эволюциониз­ме, еще задолго до Ч. Дарвина мы находим у Ш. в каче­стве необходимого метафизического постулата, согласно к-рому «существует градация ступеней жизни в приро­де». Ш. на философском языке своего времени выразил одну из осн. истин христианства, одинаково далекого и от материализма, и от субъективного идеализма. Христи­анство, снимающее противоположность плоти и духа в своем учении о человеке как воплощенном духе, есть в этом смысле тоже философия тождества (хотя в этике оно дуалистично). По словам Булгакова, философия тожде­ства Ш. засыпает непроходимую пропасть, существую­щую между субъектом и объектом в критической фило­софии, а признание существования целого мира за пре­делами сознания означает философскую революцию, совершенную именно Ш.