Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 432 из 447)

Л и т.: Бердяев Н. А. Философия свободы: Смысл творче­ства. М., 1989; Он же. Смысл истории. М., 1990; Он же. О назначении человека. М., 1993; Он же. Философия свободного духа. М., 1994; Он же. Самопознание. Л., 1991; Н. А. Бердяев: Pro et contra. Спб., 1994; Шестов Л. Соч.: В 2 т. М., 1993; Он же. Умозрение и откровение. Париж, 1964; Он же. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991; Баранова-Шестова Н. Жизнь Л. Шестова. Париж, 1983. Т. 1-2; Булгаков С. Некото­рые черты религиозного мировоззрения Л. И. Шестова // Современные записки. Париж, 1939. Т. 68; Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990; Кувакин В. А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1976; Мысливченко А. Л Экзистенциально-персоналистическая философия Н. А. Бердяева// История русской философии. М., 2007. С. 435-447; Copleston F. Philosophy in Russia. Notre Dame, 1989.

В. А. Кувакин

ЭКОНОМИЗМ - идейно-политическое течение в россий­ской социал-демократии в период ее становления (кон. XIX - нач. XX в.). Лидерами и теоретиками Э. были С. Н. Прокопович, Е. Д. Кускова, В. Н. Кричевский, П. Нежданов,

А. С. Мартынов и др.; осн. центры - редакция газ. «Рабо­чая мысль» и журн. «Рабочее дело». Осн. идеи Э. были изложены в т. наз. манифесте Кусковой «Кредо». В по­литическом отношении сущность этого течения сводилась к программе: рабочим - экономическая, либералам - по­литическая борьба. Философскую основу Э. составляли идеи марксизма, искаженные в духе экономического материализма, идеологическую - теория стихийности. Все явления внепроизводственной сферы, включая и полити­ческую деятельность, объявлялись лишь пассивным след­ствием изначально существующей экономической среды, неспособным оказывать к.-л. воздействие на породившую их экономику. Экономический фактор признавался под­линным субъектом истории, а человек был сведен к пас­сивному «элементу» производительных сил. «Не люди де­лают свою историю, а развитие экономики определяет их историю, вот как скорее следует формулировать учение Маркса и Энгельса» {Нежданов П. Нравственность. М., 1898. С. 177). «Экономисты» абсолютизировали стихийность общественного развития, неумолимые законы к-рого яко­бы фатально «ведут» об-во к социализму. Они отрицали всякое влияние на исторический процесс со стороны ре­волюционных сил, их партий и отдельных личностей, выступали против внесения социалистического сознания в рабочий класс, объясняя это тем, что «ход общественно­го развития нельзя ни направить в другую сторону, ни ус­корить» (Прокопович С. Проблемы социализма. Спб., 1911. С. 94). Э. подвергся критике со стороны Плеханова, П. Б. Аксельрода, Ф. И. Дана и др. представителей социал-де­мократии. Критике Э. была посвящена работаЛенина «Что делать?». На II съезде РСДРП часть «экономистов» пере­шла на позиции меньшевиков, во взглядах к-рых Э. нашел свое идейное продолжение. С нач. XX в. как идейно-поли­тическое движение он сошел с исторической арены.

Л и т.: Прокопович С. Н. К критике Маркса. Спб., 1901; Акселърод П. Борьба социалистической и буржуазной тенден­ции в русском революционном движении. Спб., 1907; Марты­нов А. Воспоминания из эпохи II съезда РСДРП. М., 1934; Исто­рия русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2007. С. 548-553.

М. В. Романенко

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (ДЕТЕРМИ­НИЗМ) - концепция, рассматривающая экономику (эконо­мическую среду) как изначально единственный активный фактор, подлинный субъект исторического процесса. «Про­изводительные силы... являются демиургом действительно­сти, определяют собой все общественное развитие, не ис­ключая и развитие познания» {Базаров В. На два фронта. Спб., 1910. С. 64). Все внепроизводственные сферы и явле­ния (политика, право, мораль, культура) объявляются пас­сивным следствием автоматически действующего экономического процесса. Люди - лишь производные мас­ки и роли экономических потребностей, их деятельность, идеалы и намерения не имеют никакой самостоятельной, активной функции в механизме истории. Э. м. возникает в кон. XIX в. как интерпретация материалистического пони­мания истории в духе социально-экономического фатализ­ма. Она была присуща как противникам (П. Барт, Т. Маса­рик, Э. Бернштейн, К. Шмидт и др.), так и нек-рым сторонни­кам марксизма (П. Лафарг, К. Каутский, Ф. Меринг и др.). Э. м. существует как тенденция в виде различных разновид­ностей, как «тень» материалистического понимания исто­рии вплоть до нашего времени. В отечественной философско-социологической мысли имеются различные его моди­фикации. Либеральные народники (Михайловский, С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков и др.) видели в материалистическом понимании истории разновидность фаталистического под­хода к об-ву, критиковали его за отсутствие «человеческой струны» в историческом процессе, за низведение человека «на степень какого-то инвентаря, какого-то орудия эконо­мических процессов» (Кривенко С. Н. На распутьи. М., 1901. С. 332). Интерпретация марксизма в духе Э. м. была свойст­венна также легальному марксизму, экономизму и др. тече­ниям, сводящим историческое развитие к стихийно действу­ющим экономическим силам, к-рые якобы неумолимо «ве­дут» об-во к прогрессу, к социализму. Подобных взглядов пытались избежать нек-рые теоретики меньшевизма (Ф. И. Дан, П. Б. Аксельрод, А. Н. Потресов и др.), критиковавшие как фаталистическое извращение марксизма, так и ленинизм, обвиняя его в волюнтаризме, бланкизме. Суть «всего лени­низма» Дан видел «в политике без экономики» (Дан Ф. «Боль­шинство» или «меньшинство». Женева, 1905. С. 11). Наи­большей вульгаризации материалистическое понимание ис­тории подвергалось в труде В. М. Шулятикова «Оправдание капитализма в западноевропейской философии» (М, 1908), где были сведены «все без остатка философские термины» и системы от Р. Декарта до Э. Маха к простому выражению и оправданию торгашеских выгод различных слоев буржуа­зии, взаимоотношений групп, слоев, ячеек и классов об-ва. После Октябрьской революции вульгарно-экономические проявления в понимании исторического процесса продол­жали иметь место. В работе Бухарина «Теория истори­ческого материализма», получившей широкое распростра­нение, историческое развитие представлялось как следствие динамики техники, а люди в системе производства рассмат­ривались как «живые машины». Впоследствии Бухарин при­знал ошибочность подобных суждений. В работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952) так­же преувеличивалась роль экономических отношений в жизни об-ва и людям отводилась в основном функция ис­полнения «требований» экономики. В структурно-функционалистских теориях, получивших широкое распростране­ние в 60-70-х гг., человек рассматривался как элемент орга­низационной структуры экономической жизни, наряду с другими, а не как творец экономического процесса, всей социальной системы - об-ва. Начиная с 60-х гт. много говори­лось о человеке как цели производства и об-ва, о его актив­ной роли и всестороннем развитии, однако в реальной жиз­ни человек часто ставился в условия пассивного исполните­ля спущенных сверху экономических планов, винтика отчужденных бюрократических структур. В совр. условиях трансформации нашего об-ва экономический детерминизм проявляется в суждениях о всесилии рыночных структур, что рынок и экономика решают все. Вульгарно-эконо­мическое прочтение истории связано с механистическим пониманием структуры и функционирования об-ва, а в со­циально-политическом плане - с рассмотрением отчужден­ного социального мира как единственно возможного и необходимого, а не исторически преходящего.