Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 434 из 447)

Л и т.: Базаров В. А. Архаический коммунизм и марксизм. Спб., 1906; Он же. На два фронта. Спб., 1910; Богданов А.

Философия живого опыта: Популярные очерки. Материализм, эмпириокритицизм, диалектический материализм, эмпириомо­низм, наука будущего. Спб., 1913. С. 144-179; Валентинов Н. Мах и марксизм. М., 1908; Он же. Философские построения марксизма. Диалектический материализм, эмпириомонизм и эм-пириокритическая философия: Критические очерки. М., 1908. Кн. 1; Викторов Д. В. Критика чистого опыта // Вопросы фило­софии и психологии. 1905. Кн. 77. С. 128-162; Он же. Принцип наименьшей меры сил // Там же. 1908. Кн. 92. С. П\-204,Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли. собр. соч. Т. 18; Лесевич В. В. Письма о научной философии // Собр. соч. М., 1915. Т. 1.С. 455-647; Он же. Что такое научная философия? // Там же. Т. 2. С. 1-234; Он же. Эмпириокритицизм как един­ственная научная точка зрения. Спб., 1909; Луначарский А. В. Р. Авенариус. Критика чистого опыта в популярном изложе­нии А. Луначарского. Новая теория позитивного идеализма. Критическое изложение А. Луначарского. М.. 1905; Очерки по философии марксизма: Философский сборник. Спб., 1908; Очер­ки реалистического мировоззрения: Сб. статей по философии, общественной науке и жизни. Спб., 1904. Отдел 1. С. 3-276; Чернов В. М. Философские и социологические этюды. М., 1907; Юшкевич П. С. Материализм и критический реализм. Спб., 1908; Он же. Столпы философской ортодоксии. Спб., 1910.

А. Т. Павлов

ЭМПИРИОМОНИЗМ (от греч. empeiria - опыт и monos -один, единственный) - философская концепция, выдви­нутая Богдановым в нач. XX в. и основанная на монисти­ческом истолковании опыта. Несмотря на эволюцию сво­их философских воззрений, Богданов до конца жизни ос­тавался марксистом. Он одним из первых предпринял попытку построить такую модель философии марксизма, к-рая была бы направлена против ее изоляции от общего направления развития философской культуры и в к-рой акцент был сделан на ее синтезе с др. философскими сис­темами. В основе Э. лежат три важнейшие установки. Первая - наивный реализм, т. е. убеждение человека прак­тики в том, что вещи именно таковы, как человек их чув­ственно воспринимает, а не есть нечто скрытое под оболочкой явлений. Вторая - признание того, что «приро­да», то есть низшие, неорганические и простейшие орга­нические комбинации, есть генетически первичное, «дух», то есть высшие органические комбинации, ассоциатив­ные и особенно те, которые образуют «опыт», - генети­чески-вторичное. Отсюда Э., по Богданову, принадлежит «к тому же ряду, к которому принадлежат «материалис­тические» системы: это, следовательно, идеология «производительных сил» технического прогресса» (Бог­данов А. А. Эмпириомонизм. М., 2003. С. 333.). Третья: познание всегда тяготеет к единству, к монизму, поэтому философия «есть не что иное, как именно стремление сорганизовать воедино опыт, раздробленный и разроз­ненный силою специализации. В этом смысл и значение философии, в этом ее историческая необходимость» (Бог­данов А. А. Философия живого опыта. Пг.; М., 1923. С. 315). Исходными для Э. являются понятия «опыт» и «органи­зованность», к-рые позже оказались центральными и в богдановской тектологии. Под опытом Богданов понима­ет и вещи, и ощущения, поскольку и то и другое в равной мере образуют материал для познания, осн. задача к-рого по отношению к наличной системе опыта (здесь Богда­нов следует за Р. Авенариусом и Э. Махом) состоит в том, чтобы «ориентироваться в ней с возможно меньшим трудом, с возможно большей полнотой и точностью», стремясь при этом к «практически пригодной ориенти­ровке» и реализуя «экономическую (в смысле «просто экономии») природу познания». Это достижимо «посред­ством разложения системы опыта на составные части и выяснения их взаимной связи», а также с помощью «кри­тики опыта», устраняющей «примыслы» обыденного познания, подобные «идолам» Ф. Бэкона (Там же. С. 176— 177). В конечном итоге познание должно представлять мир опыта таким, каков он есть в действительности, каким он дан людям в их наблюдениях и каким выступает в их кри­тически проверенных высказываниях; оно должно разло­жить его на простейшие части, на «элементы» и устано­вить между ними связь. Находясь под влиянием эмпири­окритицизма, Богданов, однако, расходится с ним по ряду принципиальных моментов. По его мнению, Мах и Аве­нариус не объяснили, почему в едином по материалу опыте, состоящем из элементов-ощущений, присутству­ют психический и физический ряды элементов, несводи­мые друг к другу. Э., стремясь избавиться от этого дуа­лизма, рассматривает связь элементов опыта, во-первых, генетически, анализируя происхождение «физического» и «психического», а во-вторых, с т. зр. их организованно­сти. В отличие от Д. Юма и махистов Богданов считал причинную связь неотъемлемым элементом научного и философского познания. Высшей ее формой он призна­ет социально организованную «трудовую причинность». Аналогичным образом осн. задачу познания Богданов усматривал не в описании исследуемых объектов, как утверждали эмпириокритики, а в их объяснении. Суще­ственная часть Э. - концепция социоморфизма, в к-рой утверждалась универсальная применимость в научном познании т. наз. «основной метафоры», представляющей явления внешней природы по образцу человеческих дей­ствий. Оригинальной в Э. является идея метода подста­новки, к-рый означает, что на место неизвестного физи­ческого или физиологического факта всегда можно под­ставить факт психический, и наоборот, т. к. в конечном счете те и другие - результат нашей организационной деятельности. Этот метод явился, по сути дела, прообра­зом метода моделирования, получившего столь большое распространение в науке и философии XX в. Базируясь на принципах Э., Богданов построил картину мира как «непрерывный ряд форм организации элементов, форм, развивающихся в борьбе и взаимодействии, без начала в прошлом, без конца в будущем» (Там же. С. 309). Мир представляется цепью комплексов элементов, где каждый комплекс обладает особой организованностью. Начало цепи - хаос элементов (то, что, по мысли Богданова, мате­риализм именует природой без человека); затем ассоци­ативная связь элементов - психическое, или индивиду­ально-организованный опыт, и, наконец, физическое и возникающее из него познание - социально-организован­ный опыт. В процессе труда психическое становится час­тью физического. Все осн. философские категории полу­чили в Э. свою особую интерпретацию, являясь выраже­нием и средством социальной организованности опыта и его форм. Э. не был по достоинству оценен в философс­кой литературе. Даже близкие по духу к Богданову филосо­фы, напр. Юшкевич, считали, что Э. приводит к панпсихиз­му и идеализму. Отрицательное отношение к Э. выразили Плеханов (в работах «От обороны к нападению». «Materialismus militans») и Ленин (в «Материализме и эм­пириокритицизме»). Э. развивался в духе характерного для нач. XX в. эмпиризма (прагматизм, эмпириокритицизм, логический эмпиризм и т. д.), и, хотя в этой концепции есть спорные стороны (напр., идея тождественности элементов физического и психического опыта, тезис о конце филосо­фии и т. д.), она, несомненно, может рассматриваться как оригинальное явление философской мысли XX в.

Л и т.. Богданов А. А. Эмпириомонизм: статьи по философии. Кн. 1.М., 1904; Кн. 2. М., 1905; Кн. 3. М., 1906; Он же. Фило­софия живого опыта. Популярные очерки: Материализм, эм­пириокритицизм, диалектический материализм, эмпириомонизм, наука будущего. 3-е изд. Пг.; М., 1923 (1-е изд. - Спб., 1913); Юшкевич П. С. Материализм и критический реализм. Спб., 1908; Красный Гамлет. Опыт коллективного анализа творчес­кого наследия Александра Богданова // Вестник Российской Академли наук. 1994. Т. 64. № 8. С. 738-752; Садовский В. Н. Эмпириомонизм А. А. Богданова: забытая глава философии науки // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 50-62.