Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 436 из 447)

С о ч.: Взыскующим Града. М., 1906 (совм. с В. П. Свенцицким); Социализм и общее мировоззрение. Сергиев Посад, 1907; Христианство (совм. с А. В. Ельчаниновым) // История религий. М., 1909; Гносеология В. С. Соловьева // О Владимире Соловь­еве. Сб. первый. М., 1911; Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912; Толстой против Толстого // О религии Льва Толстого. Сб. второй. М., 1912; Природа научной мысли. Сер­гиев Посад, 1914; Розмини и его теория знания. М., 1914;Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия. М., 1915; Философия Джоберти. М, 1916; Соч. М, 1991.

Лит.: Аскольдов С. Памяти Владимира Францевича Эрна // Русская мысль. 1917. № 5-6;Булгаков С. Н. Памяти В. Ф. Эрна// Христианская мысль. 1917. № 11-12; Флоренский П. А. Памяти Владимира Францевича Эрна // Там же; Поляков Л. В. Учение В. Эрна о русской философии // Религиозно-идеалистическая фи­лософия в России XIX - начала XX века. М, 1989; Шеррер Ю. Неославянофильство и германофобия: Владимир Францевич Эрн // Вопросы философии. 1989. № 9; Марченко О. В. В поисках своеобразия русской философии. В. Ф. Эрн // Философия в Рос­сии XIX - начала XX в.: преемственность идей и поиски само­бытности. М., 1991; Он же. О В. Эрне и его книге о Г. Сковоро­де // Волшебная гора. М., 1998. № 7; Staglich D. Vladimir F. Ern (1882-1917). Sein philosophisches und publizistisches Werk. Bonn, 1967; В. Ф. Эрн: pro et contra. Спб., 2006.

О. В. Марченко

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ в России берет свое начало с кон. X в., со времени «крещения Руси», как самосознание эстетического мироотношения Древней Руси. Последнее имело своими истоками языческую культуру вост. славян, сплавленную с византийско-христианской эстетической и художественной культурой. По преданию, сама красота богослужения была важным доводом для принятия христи­анства Киевской Русью. Эстетическое сознание XI-XVI вв.

было сплетено с утилитарно-практическим отношением, морально-нравственными представлениями, духовно-религиозным миропостижением. Оно проявлялось в фоль­клоре, памятниках древнерус. письменности, в обычаях, обрядах, в архитектуре храмов, в декоративно-прикладном искусстве, в своеобразии иконописи. Э. м. еще не высту­пала как самостоятельно существующая, но в словесных текстах выражались не только эстетические переживания и вкусы той эпохи, но и эстетические воззрения: понимание красоты «земли Руськой» в «Слове о погибели Рускыя зем­ли» (XIII в.), определение в «Слове о полку Игореве» двух возможностей песнопения - «по былинам сего времени» и «по замышлению Бояню», споры иконоборцев и иконо-почитателей в XV-XVI вв. и т. д. Правда, эстетическое бога­тство древнерус. искусства, фольклора и литературы, не­сомненно, опережало его теоретическое осмысление. В XVII в., переломном в развитии рус. культуры от средневе­ковья к новому времени, происходит движение Э. м. в свя­зи с социально-культурными процессами («смутное вре­мя», церковный раскол), возникновением новых видов и форм эстетико-художественной деятельности (распростра­нение книжной словесности, риторики, «стихотворства», появление первого рус. театра, эстетизация придворного церемониала, новая система многоголосия в музыке и пе­реход на новую систему нотной записи, изменение харак­тера иконописи в сторону «живоподобия» и становление самой живописи). Развитие Э. м. стимулируется спорами о соотношении небесной красоты («лепоты») и красоты «плотской», о принципах иконописного изображения. В противоположность старообрядцам и эстетически консер­вативным сторонникам церковной реформы Симеон По­лоцкий, художники Иосиф Владимиров и Симон Ушаков считали задачей искусства создавать предметы или «подо­бие всякого человека», в т. ч. и «вочеловечившегося Хрис­та и мучения святых». Помимо теории живописи (иконо­писи), разрабатываются теории словесного искусства, му­зыки (Н. П. Дилецкий, И. Т. Корнеев,Крижанич). В тракта­те Николая Спафария «Книга избраная вкратце о девятих мусах и о седмих свободных художествах» (1672) предпри­нята попытка, хотя и компилятивная, представить различ­ные виды искусства в их взаимосвязи, определить место «свободных художеств» среди др. знаний. В XVIII в. Э. м. является важной стороной просветительского движения, провозглашающего целью наук и «художеств» общую пользу и благо отечества и в то же время самоценность личности и «дар бесценный вольности» (Радищев). Пред­метом обсуждения все в большей мере выступает субъек­тивная сторона эстетического отношения, проблема вку­са, сама способность суждения - «внутренний резон» (Кан­темир). Слово «эстетика» стало употребляться в России в 80-х гт. XVIII в., после издания в 1781 г. перевода кн. И.-Г. Зульцера, в к-рой «эстетикою» было названо «знание кра­соты» как «теория свободных или изящных наук», и ст. «Об эстетическом воспитании» (1784, автор предположитель­но Новиков), где отмечалось, что «эстетика» идет от со­брания «положений вкуса» к рассмотрению «философи­ческим оком» всеобщих «правил красоты». В 1791 г. Ка­рамзин, присоединяясь к пониманию эстетики нем. фило­софом А. Г. Баумгартеном как учения «о чувственном познании вообще», писал: «Эстетика есть наука вкуса...