4. Трансцендентальное направление в неокантианстве.
Баденская школа.
Если представители марбургской школы неокантианства особое внимание уделяли методологии интерпретации научных понятий и философских категорий, истолковывая их как логические конструкции, то в центре интересов представителей баденской школы - проблемы специфики социального познания, его форм, методов, отличия от естественных наук и т. п.
Уже к концу XIX - началу XX вв. стало очевидным, что науки о культуре (т. е. гуманитарные науки, или "науки о духе") должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент, отличный от фундамента естествознания.
Лидеры баденской школы неокантианства Виндельбанд Вильгельм (1848-1915) и Риккерт Генрих (1863-1936) выдвинули тезис о наличии двух классов наук: исторических и естественных. Первые являются идиографическими, т. е. описывающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. Вторые - номотетическими, они фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Поэтому номотетические науки - физика, биология и др. - в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия. Как писал Виндельбанд, одни из них суть науки о законах, другие - науки о событиях. Раскрывая содержание этого своего положения, Виндельбанд отмечал, что познающий разум стремится подвести предмет под общую форму представления, отбросить все ненужное для этой цели и сохранить лишь существенное. Вместе с тем он обращал внимание на то, что всеобщее и существенное по своему содержанию имеет иной смысл в историческом исследовании, чем в естествознании, что в первом случае оно означает соотношение фактов по их ценности, во втором - их закономерность.
Резюмируя свои рассуждения в работе "Науки о природе и науки о культуре" (1911), Риккерт пишет, что мы можем абстрактно различать два вида эмпирической научной деятельности. На одной стороне стоят науки о природе (естествознание), цель которых - изучить общие абстрактные отношения, по возможности законы. Они отвлекаются от всего индивидуального как несущественного и включают в свои понятия обыкновенно лишь то, что присуще известному множеству объектов.
На другой стороне стоят исторические науки о культуре, которые изучают объекты, отнесенные ко всеобщим культурным ценностям; как исторические науки они изображают их единичное развитие в его особенности и индивидуальности, - это и есть индивидуализирующий метод.
Таким образом, и гуманитарные и естественные науки применяют абстракции и общие понятия, но для первых это лишь вспомогательные средства, ибо их назначение - дать конкретное, максимально полное описание неповторимого исторического феномена. Для вторых общие понятия в известном смысле - самоцель, результат обобщения и условие формулирования законов. Тем самым генерализирующий метод в науках о культуре не "отменяется", а имеет подчиненное значение.
При этом Риккерт обращает внимание на следующие моменты:
1. Культура как духовное формообразование не может быть подчинена исключительно господству естественных наук. Более того, он считает, что естественно-научная точка зрения подчинена культурно-исторической - хотя бы потому, что естествознание - "исторический продукт культуры".
2. В явлениях и процессах культуры исследовательский интерес направлен на особенное и индивидуальное. Поэтому-то в исторических науках о культуре, считает Риккерт, мы не можем стремиться к установлению его общей природы, но, наоборот, должны пользоваться индивидуализирующим методом, который находится во внутренней связи с ценностным отношением к реальности. Дело в том, что ценность чего-либо может быть признана только с признанием его неповторимости, уникальности, незаменимости.
3. Если явления природы мыслятся не как блага, а вне связи с ценностями, то все явления культуры воплощают какие-нибудь признанные людьми ценности, которые заложены в них изначально.
4. Исследование культурных процессов является научным только тогда, когда оно, не ограничивается простым описанием единичного и при этом руководствуется определенными ценностями, без которых не может быть вообще исторической науки.
5. Важная задача наук о культуре состоит в том, чтобы с помощью индивидуализирующего метода и исторических понятий "представить исторические явления как стадии развития", а не как нечто неизменное, раз навсегда данное.
6. Риккерт убежден, что поскольку историческая жизнь не поддается системе, то у наук о культуре не может быть основной науки, аналогичной механике. Но это не означает, что у них отсутствует возможность сомкнуться в одно единое целое. Такую возможность обеспечивает им понятие культуры.
7. По сравнению с естествознанием исторические науки отличаются большой субъективностью и важную роль в них играют такие феномены, как интерес, ценность, оценка, культура.
8. Согласно Риккерту, в методологическом плане, т. е. с всеобщеисторической точки зрения, объединяющей все частичные исторические исследования в единое целое всеобщей истории, всего культурного развития, не бывает исторической науки без философии истории. Последняя и есть всеобщее концептуально-методологическое основание всех наук о культуре.
Вместе с целым рядом продуктивных идей, высказанных представителями баденской школы, нельзя не отметить такие односторонности как идеализм, метафизичность в целом, стремление резко размежевать естественные и гуманитарные науки и их методы.
5. Заключение.
С 1930-х гг. в условиях общего кризиса буржуазного либерализма неокантианство постепенно утрачивает своё влияние. Но теоретические воззрения неокантианцев оказали существенное влияние на процесс формирования культурологических взглядов многих представителей европейской общественной мысли конца XIX — начала XX вв., которые в своих культурологических изысканиях двигались в русле идей, выношенных неокантианцами.
6. Список использованной литературы.
1. Вильгельм Виндельбанд. Избранное. Дух и история – М.:, 1995.
2. Богомолов А.С. Немецкая философия после 1865г. – М.:, 1969.
3. Григорьян Б. Т., Неокантианство - М., 1962
4. В.В. Миронов. Философия.- М., 1998 г.