По мнению Ницше, мир — это постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же».
Вслед за Артуром Шопенгауэром Ницше в основе мира называл волю:
— как движущую силу становления;
— как порыв;
— как «волю к власти»;
— волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральное понятие у Ницше — идея жизни. Он родоначальник направления, которое называется философией жизни.
В человеке, по мнению Ницше, главным является принцип телесности и вообще биологическое орга-низменное начало; интеллект же — это лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов.
Анри Бергсон. Анри Бергсон (1859–1941) — французский мыслитель, представитель интуитивизма и философии жизни.
Воззрения Бергсона можно определить как отступление от материалистически-механистического и позитивистского направления философской мысли.
Наиболее важны его учения: об интенсивности ощущений; времени; свободе воли; памяти в ее соотношении со временем; творческой эволюции; роли интуиции в постижении сущего.
Бергсон предлагал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличающуюся от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя — «вниз».
Смысл жизни, по мнению Бергсона, постижим лишь с помощью интуиции, интерпретировавшейся в своеобразную симпатию, доступную непосредственному проникновению в сущность предмета путем слияния с его уникальной природой.
Проблемы, интересовавшие Бергсона:
— душа и тело;
— идея духовной энергии;
— сновидения и т. п.
Они имели для него особое значение, потому что:
— он желал «освободить» дух от тела и тем самым доказать возможность бессмертия души;
— с ними был связан его интерес к спиритизму и телепатии.
Карл Маркс. Маркс Карл (1818–1883) — философ и социалист, создатель «Коммунистического манифеста», основоположник исторического материализма.
Маркс и Энгельс создают свою новую философию, называющуюся «новым материализмом».
Применив материалистическую диалектику к анализу общественной жизни, К. Маркс сделал два открытия: «тайну» прибавочной стоимости в капиталистическом обществе; материалистическое понимание истории.
33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ
Онтология — дисциплина в философии, которая рефлектирует универсальные основы, принципы, организацию, структуру, динамику бытия.
Позитивизм — философское направление, которое утверждало, что источником подлинного, позитивного знания могут быть лишь отдельные эмпирические науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Философы-позитивисты попытались осмыслить пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Такие усилия были обусловлены борьбой с философской онтологией. Позитивисты объявили себя противниками онтологии.
Анализ отношения позитивизма к онтологии довольно сложен. Позитивизм выступает с требованием исследования явлений без философии и какого-либо оценочного знания.
В данном случае спутаны две вещи:
— роль философского мышления в познании;
— оценочный характер знания.
Философская методология — это важная часть миропознания, а оценочный характер знания важно учитывать при обобщении материала и не допускать в процессе исследований.
Онтология же, отвергаемая позитивизмом, фактически овладела самим позитивизмом в другой форме — отрицания сущностного освоения мира, потому что ориентация на фактическое, чувственное, событийное познание оставляет в стороне познание сущности вещей, законов.
Позитивизм воспринимался исследователями как философия, которая:
— отсекает от науки любые спекуляции;
— избавляет философию от онтологии;
— помогает творчеству, серьезной исследовательской работе.
Одной из причин интереса к позитивизму и его большой жизненной силы является тот факт, что его последователями оказались многие известные ученые и великие мыслители.
Неопозитивизм — философское течение, восходящее к позитивизму, эмпиризму и эмпириокритицизму.
Его наиболее известные представители: Р. Карнап; А. Айер; Б. Рассел; Л. Витгенштейн; Дж. Остин и др.
Под общим названием неопозитивизма объединяются многие теории:
— логический позитивизм;
— логический эмпиризм;
— логический атомизм;
— философия лингвистического анализа;
— различные направления аналитической философии, смыкающиеся с теорией критического рационализма. Основной задачей неопозитивизма является борьба с онтологией, философией в целом, стремление поставить себя над борьбой материализма и идеализма.
Неопозитивисты полностью отказались от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного бытия и предельного основания мироздания.
Неопозитивизм полностью отвергал традиционную философию, включая умозрительную натурфилософию, и предлагал заменить их новой философией — философией науки. Главной задачей философии науки считался анализ структуры естественно-научного знания формально-логическими средствами.
Отрицательные черты неопозитивизма:
— сведение философии к анализу языка науки, а философской методологии — к частнонаучной;
— абсолютизация формальной логики и искусственного языка в познании;
— антиисторизм;
— преувеличение принципа верификации;
— игнорирование социокультурных факторов познавательного процесса и др.
34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ
С начала XX в. начинается возвращение к онтологии. Мысли людей снова устремлены к простому, единому и целостному.
Русская метафизика. Метафизика — первофи-лософия. Ее задача — докопаться до истины путем описания богатого многообразия и загадочных глубин бытия, а также через построение и толкование связи всего сущего.
Предмет изучения метафизики: бытие; ничто; свобода; бессмертие.
Русские философы считали, что философские проблемы и их решения подпитываются духовными запросами людей, а если сказать точнее, являются их отражением.
Русские философы связывали решение проблемы бытия со спецификой:
— мировоззрения;
— мироощущения народа;
— людей определенной культуры.
Русские мыслители не приняли европейского толкования бытия, потому что специфика русского мировоззрения базируется на ином по сравнению с западным мироощущении.
Русская философия питается соками русского мироощущения и тяготеет к онтологизму, а не к той или иной форме субъективного идеализма.
Отношение русской философии к онтологии имеет истоки в русском религиозном сознании. Суть русской религиозности — бытие в Боге. Именно эта религиозность определила философское решение темы бытия.
Религиозный онтологизм стал родоначальником философского онтологизма.
Русскому мировоззрению и русской религиозной философии было чуждо представление об индивидуально-личностной сфере как подлинном бытии.
Духовное творчество светских и религиозных мыслителей в России было направлено на объяснение глубочайших онтологических, бытийственных истоков человеческой жизни.
Неотомизм. Неотомизм — философия католической церкви, ядро неосхоластики.
Неотомизм возник в конце XIX в., энцикликой Папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм был назван единственно истинной философией, соответствующей христианскомуучению.
Неотомизм — одно из наиболее значительных направлений в философии, основное распространение он получил в Бельгии и Франции, но имеет своих представителей почти во всех странах.
Важнейшим исследовательским центром является Высший институт философии, который был основан при Лувенском университете в 1882 г. кардиналом Дезире Мерсье.
Неотомизм занимается: философским обоснованием бытия Бога; доказательством различных религиозныхдогм; рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала; толкованием естественно-научныхтеорий и социальной практики; проблемами метафизики — учением о действии и потенции: наличие бытия является действием определенного бытия, неактивная потенция выражает реальное ограничение действия, становление есть переход от потенции к действию.
Главный раздел неотомизма — метафизика, учение о принципах бытия, которое противопоставляется умопостигаемому и трансцендентному миру.
Философия неотомизма рассматривает бесконечное бытие Бога как акт и потенциал.
Основная проблема неотомизма — проблема Бога.
Бог постигается как реальность: бесконечная; вечная; несотворенная; совершенная; личностная.
Неотомизм также разрабатывает:
— проблемы натурфилософии;
— проблемы духа;
— вопросы познания;
— проблемы этики.
35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Сознание — символическое бытие мозговых структур, оно отражает окружающий нас мир, отражает материю. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира.
Сознание — это уяснение субъектом природы некоторых явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание.
В истории философии первым был термин душа. Через некоторое время философский анализ привел к необходимости наряду с понятием «души» как особой части человека выделить понятие «ум» как составляющую внеиндивидуальной, надындивидуальной, но духовной составляющей мира.
Понятие «ум» также применялось и для характеристики части индивидуального сознания, определяющейся как часть мыслящая, в отличие от части чувствующей, а также в противоположность эмоциям и воле.
Господство в прошлом религиозной идеологии имело печальные последствия для развития философии. Отразилось оно и на исследованиях души, духовной деятельности человека. Сознание в развитом виде выступает как уникальное свойство человека, и религия (любая мировая религия) не могла не обратить на это внимание и представила сознание, душу человека как дар божий, благодаря которому человек оказался сопричастен Богу. И именно традиционное использование слова «душа» в религиозном смысле заставило отказаться от этого слова в науке и употреблять слово «сознание».