Вопрос 23. Проблемы теории антропосоциогинеза.
Проблема человека является в целом комплексной: изучается не только Ф., но и всеми остальными науками. Эта проблема является центральной для современной Ф. В рамках многих ф-ких школ вопрос о человеке считался основным вопросом Ф. Если в др. ф-ких школах основным вопросом являлся вопрос о соотношении материального и духовного, то в других школах обоснование тезиса о том что человек является основным вопросом Ф. связан с тем, что человек есть реальный синтез материального и духовного. В этой связи многие философы представляют человека главной ф-кой проблемой. Когда, при каких причинах возникает человек? Этот вопрос главный в Ф. В то же время существует обоснование, что человек как существо наделенное сознанием формируется приблизительно 60-70 тыс. лет назад. Человек возникает в нескольких точках планеты одновременно, включая Азию, Африку и Америку. В тоже время существует противоположное мнение, что человек возникает в одной точке планеты. Оно связано с существованием энергетической точки планеты (Тибет). Затем люди расселяются по планете. С т.з. одного объяснения "Дарвинизм" - человек возникает в результате эволюции. Данное положение имеет один недостаток: почему животные обладают предпосылками сознания, но не развиваются как сознательные существа. Противоположное объяснение заключается в том, что сознательное существо возникает скоротечным (революционным) путем в результате особого стечения обстоятельств, т.е. как и сама жизнь в целом, так и возникновение сознательного существа является результатом творчества всей вселенной, поэтому можно говорить о двух источниках природы человека.
В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора.б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел человек.в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе, космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.2. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка “дремал” мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт мрового разума..3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез. Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.появл. речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер. смысле - слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для общения . Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр. наглядным.
Вопрос 24. Принципы и категории диалектики.
Диалектика - как наиболее полное и всестороннее учение о развитии. Диалектика - наука спорить. Сократ: переход от частных случаев (красивая девушка, красивый конь, мужество...)к искомым общим их определениям. Его ученик- Платон: диалектика как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений к общим понятиям - идеям. Диалектика как искусство спорить развилась в средние века.
Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Важным предметом диалектики являются универсальные связи типа связь единичного и общего, части и целого, явления и сущности... Категории (универсальные формы Ч мышления) диалектики: "случайность - необходимость", "причина - следствие", "единое - общее", "явление и сущность".
Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.
В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания -
спиральная форма развития.
Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные"
стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета. Содержание -совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма- принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие. Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры
Вопрос 25. Свобода и ответственность личности. Формирование личности.
Проблема личности в философии. Свобода и ответственность личности. Новые проблемы личности в современном мире.
Анализ общества невозможен без обращения к личности. Под личностью обычно понимают социальную сущность человека. Становление личности происходит в тот период, когда человек осваивает образцы поведения, нормы культуры под влиянием тех социальных групп, в которых он существует. Но поскольку социальные группы являются следствием отношений, существующих в обществе, то личность может рассматриваться и как продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной самостоятельностью, но и активна в своём взаимодействии с обществом.
Сферами проявления активности каждой личности обычно выступают:
создание условий жизни, когда каждая личность стремиться их рационализировать в своих интересах;
передача социального опыта вступающему в жизнь поколению;
корректировка сложившихся отношений и норм; с одной стороны - с целью удовлетворения своих интересов, с другой - с целью приведения их в соответствие с общественными идеалами, присущими данной личности;
освоение духовных ценностей и их последующая адаптация с учетом реальных условий, в которых живёт личность.
Типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности (эгоист); западный (деловой); восточный (рефлексирующий, т.е. склонный к самоанализу, созерцательный).
К объективным условиям формирования личности также относятся материальные факторы социальной среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы.
Ответственность – категория, отражающая особое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он ясно осознаёт мотивы своего поведения.
Необходимость и свобода. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для достижения этой цели. Свобода претворяется в жизнь как осуществление возможностей путем выбора определенной цели и плана действий. Свобода воли - это способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своим интересами, целями, оценками и идеалами. Т.о. каждое действие человека есть сплав свободы и необходимости. Свобода личности, общества заключается в способности выбирать, принимать решения. Иными словами, свобода есть осознание необходимости.
Новые проблемы личности в современном мире.
Современная индустриальная культура создает широкие возможности для манипуляции сознанием. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис.