Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Античной философии (стр. 1 из 15)

Вопрос 1. Античная философия.

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V—IV вв. до н. э. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный пе­риод является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Первых философов называли «физиками» (от греческого phisis — природа). Главным вопросом Древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу — кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало — из чего все произошло. Так, родо­начальник греческой философии Фалес, рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала — воды. Излагая учение Фалеса о воде как начале.

У Анаксимена воздух. У Анаксимандраапейрон («бесконечное») — неопределенное, вечное и бесконечное, посто­янно находящееся в движении первоначало.Одним из наиболее крупных философских учений является учение Гераклита Эфесского. Главное произведение Гераклита — «О природе». Гераклит в качестве начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Гераклита он выступил как субстанция бытия, по­скольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир по Гераклиту — упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращений.

Все изменения мироздания у Гераклита происходят в изве­стной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость — это всеобщий закон — Логос. «Логос» в дословном переводе с греческого языка означает «слово», но одновременно Логос означает разум, закон. Всегда все соверша­ется по этому Логосу. Мир в учении Гераклита представляет собой упорядо­ченную систему — Космос. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. «Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного». Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом.

Школы: 1. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) – натурфилософы. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира. 2. Пифагор и его школа. Был тоже озабочен проблемой: «Из чего всё». «Всё есть число» - вот его исходная позиция. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал - всё происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других.

3. Элейская школа. 1. Сократа-Платона развивала концепцию идей, на основе к-рой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество. Сократ ставит проблему души, как источника добра. Он решает вопрос о структуре души: человеческая душа выраженная через добро состоит из 3-х начал: мудрость, храбрость, справедливость. Сократ создает и социальное учение, суть которого учение о государстве. Государство считается важнейшим завоеванием, приобретением человечества. Именно через государство возможно решение проблемы добра, поэтому государством должны управлять мудрецы или аристократы, а охранять государство должны люди мужественные. 2. Аристотель - развивал учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.3. Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни чел-ка. Их общий призыв: будь мудрым.

Вопрос 2. Средневековая философия.

Главной особенностью средневековой Ф. является то, что она преимущественно религиозная. Данный период является самым продолжительным в истории Ф. В рамках этого периода происходило ф-кое осмысление главной человеческой идеи. Утверждение христианства в качестве господствующий религии. В этот период, господство религиозной Ф. выражало стремление к преодолению раздробленности человеческого общества. Основные идеи средневековой Ф. были созданы на основе Ф. и диалектического осмысления такого источника как библия и прежде всего нового завета. Основополагающей идеей является идея единого бога в его троичной структуре. 1) божественная сущность находится не за пределами мироздания, а в центре его. 2) Божественная сущность распространяется на всю действительность, включая и природу и человека. Это и есть пантеизм, т.е. природа одухотворена. Следующая идея которая была порождена – это идея творчества: 1) в мире существует творческое начало т.е. источник творчества. Сам мир является результатом творческого начала. 2) творчество характерно для всей действительности, оно является универсальным свойством всей действительности, в особенности такое существо как человек. 3) В рамках концепции творчества обосновывается в качестве универсального числа – число 7, выражающее полный замкнутый цикл творчества.

Идея истины (откровения). В действительности существует единый источник всех знаний, т.е. существует божественная истина (Логос). Логос – непосредственное слово божье. Существует связующее звено между Логосом и людьми. Это звено называется богочеловек (По сути дела это есть сын божий). Эта идея утверждает, что всегда среди людей есть избранные.

1)Августин (блаженный) родоначальник средневековой ф-фии (4в.) Его ф-фия исходит, основывается на учении о красоте, где он вслед за Платоном на основе библии пытается доказать объективность идеи красоты. Главное, что красота основана на творчестве, результатом чего является гармония. Источником творчества является воля. В воле и проявляется, прежде всего, свобода человека. Августин первый из философов ставит проблемы свободы человека (одним из первых). Свобода связана с выбором. Выбор есть воля. Человек не ограничен в плане выбора. Он постоянно выбирает, поэтому постоянно свободен и главная проблема свободы заключается в выборе между добром и злом. Он выдвигает идею абсолютности(все) и относительности времени.(подвластно настоящее)

Проблема человеческого времени снимается, разрешается любовью. Любовь – главный критерий времени. Она растворяет время в бесконечность. Фома Аквинский завершает развитие средневековой ф-фии. Он является систематизатором всей средневековой ф-фии (13в.). Он является также основателем новой мыслительной системы, которая возникает на стыке ф-фии, науки и религии. Эта система называется теологией, которая по своему объему значительно выше, чем ф-фия. Ведущим началом в этой системе является религия. Позже возникает новое понятие – теософия. Теология есть универсальное учение, выражающее логику постижения божественных истин. Теологическая логика заключается: - прочтение двух изначальных книг: 1) книга природы, также написанная божественной сущностью, но не раскрытая для человека. Т.е. идея всестороннего изучения природы и развитие естествознания. 2)Книга, созданная самим человеком, это и есть вся история ф-фии, т.е. человек должен знать всю ф-фию. Конечным пунктом этой логики является человеческая воля, выраженная в том, что человек должен доводить до конца все дела, которые он начинает. Т.е. в этой системе объединяются вера, этика, весь комплекс научных знаний, включая и религиозную ф-фию.

Вопрос 3. Философия эпохи Возрождения.

XV-XVI вв. Родина этой ф-фии Италия, Нидерланды и др. страны Запада. Ф. Возрождения есть попытка возродить Греческую ф. И науку как основу светской культуры, в особенности внимание уделяется ф. Аристотеля. Т.к. он систематизировал все науки, заложил основы многим наукам, таким, которые актуальны в наше время (например, экономика и политика). Причины появления ф. Возрождения – к концу XV в. в Европе накопились значительные недостатки эпохи средневековья. Появилась масса людей ограниченных как в материальном благополучии, так и людей социально пассивных, лишенных человеческого достоинства, и в тоже время в обществе возникли предпосылки перехода к новым формам цивилизации. Основные идеи: новые идеи вытекают из новой ф - кой. антологии (учение о бытии, о мире и его структуре). Если в средневековой ф. центром или основой действительности является божественная сущность, то ф. Возрождения центром действительности определяет реально живущего конкретного человека. Сколько, людей столько и центров мира, хотя божественная сущность не отвергается, но выводится за пределы реальной действительности, становится над действительностью, т.е. идея теоцентризма заменяется идей антропоцентризма. Главным объектом всех наук становится человек. Красота и творчество, прежде всего, связываются с человеком. Сама действительность представляется дискретным, бесконечным началом, т.к. основой действительности является каждый человек, который определяется понятием дискретного минимума, т.е. это основная точка дискретности действительности. Вера в бога смещается в веру в человека, в веру в светское образование. Человек определяется как безграничное существо в своем совершенстве. Эта ф. определяется понятием гуманизма, т.е. направленная на человека и поэтому эта ф. стремилась выразиться в формах, доступных самым широким слоям населения. Ф. Возрождения выразилась в необычных формах, недостаточно разнообразных, как никакая другая ф. – Литературно-художественная ф-кая форма Данте “Классическая божественная комедия”. Форма живописных полотен, глубинная основа внутреннего человеческого мира (Леонардо Да Винчи “Сикстинская Мадонна”). Существует и традиционная ф-кая форма ф.: - теоретические ф-кие произведения. Н. Кузанский. - форма ф-ого естествознания. Когда ф. выражается в произведениях естествоиспытателей (Галилей, Кеплер, Дж. Бруно и др.). Значение этих произведений: происходит обоснование необходимости разработки общенаучных методов познания, таких как теория опыта, теория эксперимента. Математика вновь объявилась царящей наук. Математика должна была объединить все естествознание в одну систему. Вершиной натур ф. была ф-фия Дж. Бруно. Он обосновал следующие ф-кие положения. 1)Мир является бесконечным в его физической реальности. 2) Динамичность является всеобщей закономерностью действительности. В тоже время у материального мира существуют первопричины, т.е. формы, в которых выражено понятие проматерии. Т.е. существует связующее начало всех материальных явлений. 3) Мир и его единство в тоже время обусловлены тем, что внутри этого мира существует всеобщий разум, т.е. Дж. Бруно пытается заменить идею бога идеей всеобщего разума. 4) Мир связан, истина связана с человеческим разумом с доказательностью. 5) Значение религии определяется двояким образом. С одной стороны религия в целом не отвергается и не отвергается в целом идея бога, только смещается акцент. Религия должна решать первейшие этические проблемы.