Смекни!
smekni.com

Проблема человека в философских системах (стр. 2 из 2)

Тема смысла жизни человека неизменно присутствует во всех эпохах истории философской мысли.

1. Философы Древне­го мира смысл жизни видели, например, в служении человека государству и его правителю, как это полагал Конфуций.

Дру­гие философы (например, Сократ) находили смысл жизни че­ловека в его познании и самопознании, стремлении к знанию.

Некоторые философы призывали человека стремиться к на­слаждениям и удовольствиям, к собственному счастью, что делал Эпикур.

А в индийском буддизме человеку вообще пред­лагалось отрешиться от жизненных проблем и сосредоточить­ся на своем внутреннем мире. В древней философии, таким образом, сложились разные представления о том, для чего че­ловеку жить и к чему стремиться.

2. Религиозная философия Средних веков предложила свой от­вет на смысложизненный вопрос.

- Она считала, что вся жизнь человека должна быть наполнена стремлением к Богу и служе­нием ему.

- Человек призван к смирению и покорности, а это воз­можно лишь через подчинение тела духу, духовному началу.

- Смысл жизни человека - это несение им креста, долга перед дру­гими людьми и даже жертвы, как это сделал Иисус Христос.

3.Философия Нового времени.

- Сделала акцент на том, что жизнь человека должна быть наполнена активной деятельностью, ведь человек - существо разумное, способное не только к познанию, но и к обретению власти над внешним миром - природой и обществом.

- Руководствуясь своими интересами, он призван устроить общественную жизнь более разумной и справедливой, свободной от угнетения, несправедливости, эксплуатации человека человеком.

- Такая смысложизненная установка нашла свое выражение в творчестве просветителей XVIII века (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.), в классическом марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс).

4.В экзистенциальной философии XX века (А Камю, ЖЛ. Сартр и др.).

- Подчеркивалось, что смысл своей жизни человек утвер­ждает сам, страстно желая быть свободным. Постоянно быть в пути, в поиске - таков удел человека.

- «Чтобы быть, - писал Сартр, - человек должен сам себя выбрать, ни изнутри, ни из­вне к нему не приходит ничего такого, чтобы ему оставалось только принять. Человек полностью и неотвратимо обречен на нестерпимую необходимость созидания своего собственного существования вплоть до мельчайших деталей».

5. Тема смысла жизни и призвания человека является непре­ходящей и для русской философии. Причем в смысложизненной проблеме отечественная философия стремилась открыть и постигнуть, прежде всего, нравственное содержание, которое касается отношения человека к человеку, к обществу в целом.

- Л.Н. Толстой. Разум и совесть требуют от челове­ка жить для других, а не для себя. Жизнь для других - это жизнь «блаженная и бесконечная», это «радостная деятель­ность жизни» и путь к бессмертию как бесконечности своего существования. Жизнь представляет собой великий дар, кото­рый дается всем людям, но каждый человек призван нести свою долю ответственности за жизнь. Тому, кто любит жизнь и дру­гих людей, смерть не страшна.

- Нравственное содержание смысла жизни человека выделял и русский религиозный философ B.C. Соловьев. По его убежде­нию, смысл жизни человека состоит прежде всего в служении добру. Само же добро - это созидание жизни во всех ее прояв­лениях, любовь ко всему живому.

- Большое внимание теме смысла жизни и призвания челове­ка уделял и Н.А. Бердяев. Он рассматривал человека как суще­ство свободное и творческое, призванное преображать мир и придавать ему стройность и красоту: «Человек призван произ­водить работу над материей этого мира, подчинять ее духу».

Схема. Иерархия смыслов жизни человека (снизу вверх):

-вселенная

-живые существа

-человечество в целом

-государство

-регион (республика, штат)

-город, посёлок

-общественная организация

-работа

-семья

-личность

По мере развития цивилизации представления о высших смыслах существования человечества сильно изменяются. С расширением кругозора и ростом технических возможностей смысл жизни представляется всё более масштабным: от процветания рода, племени он переходит к процветанию страны, к процветанию человечества, цивилизации, а оно невозможно без процветания (по меньшей мере, сохранения) биосферы. Далее следуют космические масштабы: сохранение Земли от столкновений с астероидами и кометами, Солнца — от превращения в белого гиганта и красного карлика, Млечного пути (нашей галактики) — от столкновения с галактикой Андромеды.

В философии как специфической системе знания есть раздел, в котором окружающий человека мир рассматривается с точки зрения его значения для человека, т.е. ценности. Этот раздел называется аксиологией(«теория ценностей»), основы которой были сформулированы еще в древней философской мысли. В аксиологии рассматриваются вопросы и проблемы, которые конкретизируют философские представления о человеке, его бытии в мире и смысле своего существования.

Деятельное отношение чело­века к миру существует в различных формах:

1. Познавательное отношение, т.е. поиск и обретение знаний, на­чиная от самых простейших (обыденное знание) и заканчивая теориями и научными картинами мира.

2. Практичес­кое отношение, т.е. стремление преобразовать мир в соответ­ствии со своими потребностями и интересами.

3. Художественно-эстетическое отношение, что предполагает восприятие мира сквозь призму гармонии и красоты, любова­ние и восхищение этим миром, воплощение прекрасного в сво­ей практической деятельности.

4. Нравственное отношение, т.е. следование человека моральным канонам и императивам (повелениям общества, собственной совести) или же вопреки морали и совести.

5. Ценностное отношение к миру. По своему содержанию оно предполагает восприятие мира с точки зрения его значения (смысла) для человека, рас­крытие роли материальных и духовных явлений, предметов и процессов в жизнедеятельности человека.

В аксиологии исходными и базовыми являются понятия «ценностное отношение» и «ценность» (благо).

Ценностное отношение - это особого рода связь (взаимо­действие) субъекта и объекта, в рамках которого происходят выявление, переживание и осмысление социокультурного значенияобъекта (предмет, явление, процесс и т.д.) для бытия субъекта.

Ценностное отношение имеет два полюса - объект как носитель ценности и субъект как носитель оценки. Это отношение существует в разных формах познания - в мифо­логии и религии, в искусстве, философии и морали, в обыден­ном познании.

Под ценностью в аксиологии понимается социокультурное значение предметов, процессов и явлений (материальных и духовных) для человека.

1. Первая группа (выделение по субъекту-носителю) - это цен­ности индивидуальные (личностные), групповые и общечело­веческие.

2.Вторая группаценностей (выделение по социальному содержанию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности экономические (деньги, рынок), социаль­ные (дружба, милосердие), политические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (закон, правопорядок).

3. Третья группа(выделение ценностей по способу их существования) - ценности материальные («предметно воплощен­ные») и духовные («идеальные»).

4. Четвертая группа(выделение по длительности существо­вания) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным историческим временем) и непреходящие (имею­щие значение во все времена).

5. Пятая группа(выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные («инструментальные») и фундаментальные («высшие») ценности, без которых невоз­можна сама жизнь человека. К высшим ценностям относятся свобода, здоровье, безопасность человека и т.п.


[1]Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздей­ствия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жиз­недеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

[2]Потребность – это постоянное противоре­чие между наличной ситуацией и необходимыми ус­ловиями жизни и развития человека

[3]Интерес – это осознанная потреб­ность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, име­ющих для них важное общественное значение, при­тягательность.

[4]Смысл жизни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.