Смекни!
smekni.com

Проблема человека в истории отечественной философии (стр. 6 из 6)

В 40 – е годы много внимания уделяется развитию в стране учебной и научной институциональной базы по философии, большое значение имеет открытие в Киевском государственном университете философского факультета, в учебных планах которого значительное место отведено изучению проблем диалектического и исторического материализма, методологии философского исследования, теме единства диалектики, логики и теории познания. С последней связано имя известного ученого П. В. Копнина, который не только обозначил новое направление в философском знании, тем самым определив стратегию философского поиска в 60-е годы, но и организовал философскую школу, реализовавшую философский потенциал в разработке гносеологических проблем диалектико-материалистической философии.

70-е годы - время активного философского осмысления научно-технической революции. Институт философии в коллективных монографиях анализирует влияние научно-технической революции на все сферы деятельности человека, доминирующей темой становится исследование мировоззренческих аспектов технологической деятельности. В. И. Шинкарук, Ю.А.Богданов, С.Б.Крымский, М.Ф.Тарасенко, В.П.Иванов, М.А.Парнюк развивают концептуальное представление о категориях « практика» и «деятельность», представляют новое понимание человеческого опыта как культурно-исторической интерпретации субъективной деятельности, углубленно исследуют категории не только как формы познавательной активности, но и как формы мировосприятия и формы культуры.

Исходя из опыта мировоззренческого и социально-исторического исследования категорий, философы на основе накопленного психологией, языкознанием, историей техники и науки материала вносят новый вклад в реализацию программы категориальных форм. Делается попытка развить общую теорию способов категоризации действительности, захватывающую сферу не только научного, но и массового сознания[18]. Главной в философском знании становится мысль об органическом единстве мировоззренческой и методологической функции философии, о повышении значимости философских исследований в области общественной жизни и социальной практики.

Отечественная философия отразила всю сложность и драматичность истории этноса, показала оригинальность и своеобразие собственной философской традиции неповторимым переплетении позиций, концепций и школ, представив тем самым уникальный вариант философствования в мировой философской культуре.

Заключение

"Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком", - размышлял восемнадцатилетний Достоевский[19].

Биологическое представлено в человеке индивидуальностью, а социальное–обществом. Общество настолько является стабильным, насколько ему удается наладить консенсус между индивидуальным и социальным.

Индивидуальное в человеке - биологическое (более консервативно). Социальное - постоянно прогрессирует, прогресс человека продолжается на социальном уровне. Философское понимание человека никогда не станет однозначным потому, что единый ответ на этот вопрос исключается предельной противоречивостью нашего бытия.

Проблема человека устремлена в будущее. Смысл жизни необходим нам, как воздух. Как вода, необходимо нам понимание человека в его целостности, что помогает индивиду понять самого себя. Философия и литература делают неоценимый вклад в раскрытие сущности человека, в поиск им смысла жизни. Несчетное число философских концепций человека и идей, содержащихся в художественных произведениях. Нельзя забывать, что истина не статичное, а развивающееся явление. Сегодня истинно это, завтра это же стало ложным. Проблема человека развивается во времени: огромный путь уже пройден, но будущее открывает все новые и новые перспективы решения этой проблемы. Главное, не впадать в крайности,

"расщепляя" при этом единую сущность человека, и помнить: чтобы быть личностью, нам надо каждую минуту, каждое мгновение, шаг за шагом постигать тайну, имя которой - Человек.

Вдумавшись в суть жизни общества и в историю человечества как единого целого, мы должны признать, что огромную роль в нашей жизни играют не только живые, но и умершие, разумеется, те, которые оказались достойными быть принятыми в потоке истории человечества. Они вдвойне преобладают над живущими: как их явные образцы и как их тайные покровители – как глубинный механизм культурного массива, через который «усопший разум» действует в частной и общей истории видимого прогрессирующего на Земле человечества. Значение объективный и субъективный смысл посмертного бытия определяется теснейшим единством с самим существом человечества живущего. Следовательно, и умершие, и живущие имеют свою особую реальность: у первых она более достойная и умеренная, а у вторых – более свободная и двойственная. Но ясно, что полнота жизни человечества для тех и для других может состоять только в их совершенном единодушии и всестороннем взаимодействии: мы поклоняемся усопшим, помня о них, а они оставленными нам творениями малых и великих дел питают наш опыт, обучают нас жизни и делам нашим.

Каждый человек есть индивидуальность – на Земле нет одинаковых и похожих друг на друга людей. Высший акт самоутверждения личности заключается в жертвенности, в том, чтобы принять страдание и смерть, но не изменить своему человеческому призванию. Наше бытие и становится в высшей степени человеческим именно тогда, когда мы начинаем понимать, что "Я ", личностное начало является чем-то большим, чем собственная жизнь. Таков парадокс: человек обретает себя как личность, только теряя себя как биологическую особь.

Список использованной литературы

1. В.Л.Бенин, М.В.Десяткина. Учебное пособие по социальной философии; БГПУ , У ф а - 1 9 9 7

2. Замалеева А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995г.

3. Илларион «Слово о законе и благодати»; София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 8, 2005г.

4. Климент Смолятич. Послание пресвитеру Фоме//Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. СПб., 1892.

5. Новикова Л. И., Сиземская И.Н. Русская философия истории.2000 год

6. Истории философии в СССР, М.1968

7. Полн.собр.соч. Сковороды ,т.1

8. Шевченко Т. Полн. собр. соч. в 6-ти т., К.1963.т. 2

9. В. Г. Белинский. Собр. Соч. в трех томах. М., 1948. т.11.

10. Юркевич П. Д. Философские произведения. – М.,1990.

11. Філософська думка, 1980, №5, №6

12. Достоевский Ф.М. Полн. Собр. соч.: В 30 Т. - Л., 1985. - Т.28. - Кн.1


[1] В.Л.Бенин, М.В.Десяткина;

Учебное пособие по социальной философии

БГПУ , У ф а - 1 9 9 7

[2] Замалеева А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995г. Стр. 31

[3] Илларион «Слово о законе и благодати»

[4]София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 8, 2005г.

[5] Климент Смолятич. Послание пресвитеру

Фоме//Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича,

писателя XII века. СПб., 1892. С. 136.

[6] Новикова Л. И. , Сиземская И. Н.

Русская философия истории. 2000 год стр. 52 – 54.

[7]Истории философии в СССР, М.1968, с. 395.

[8] Полн.собр.соч. Сковороды,т.1, с.18.

[9] Там же, с.329.

[10] там же , с.382.

[11] там же, с.433.

[12] там же, с. 379.

[13] т.1.с.193.

[14] там же, с. 353.

[15] Шевченко Т. Полн. собр. соч. в 6-ти т., К.1963.т. 2, с.215.

[16] В. Г. Белинский. Собр. Соч. в трех томах. М., 1948. т.11. с.605.

[17] Юркевич П. Д. Философские произведения. – М.,1990. – с. 72.

[18]Філософська думка, 1980, № 5 с.105-117, № 6. С. 90-123.

[19] Достоевский Ф.М. Полн. Собр. соч.: В 30 Т. - Л., 1985. - Т.28. - Кн.1. - С. 63.