При помощи шкалы Ликерта исследовалось, какие особенности приписываются сербскому народу. Перечислены следующие особенности: трудолюбивые, храбрые, умные, чувствительные, искрение, честные, культурные, чистоплотные, любезные, гостеприимные, миролюбивые, не эгоисты, цивилизованные, любят другие народы, гордые. Выбором одного из пяти предлагаемых ответов на шкале (полностью согласен, согласен, не согласен, вообще не согласен) за каждую из перечисленных особенностей анкетируемые давали оценку того качества, которое является приоритетным для сербов.
О сербах в Македонии: этнические особенности и этническая дистанция.
В выборке на территории Македонии было в общей сложности 593 анкетируемых, чья возрастная структура находится в границах: с 19-29 лет - 31,2%; с 30-39 лет - 22,3%; с 40-49 лет - 18,5%; с 50-59 лет - 16,5%; старше 60 лет - 11,5% анкетируемых. Что касается структуры образования анкетируемых, то картина следующая: 12,5% анкетируемых - без образования или с неполным начальным образованием; 15,7% - с начальным; 9,4% - с трехлетним специальным, 43% - со средним и 19,4% - со средним специальным и высшим образованием. Национальная структура этого подобразца включала в себя 38,6% македонцев, 16,7% цыган, 22,6% албанцев и 21,9% сербов.
Социальная (этническая) дистанция по отношению к сербам в Македонии.
После обработки данных об этнической дистанции проведен отдельный анализ каждого уровня этнической близости, которая определена шкалой Богарда. Исследование этнической дистанции по отношению к сербам, живущим в Македонии, показывает следующее:
1. Македонцы высказывают небольшую социально-этническую дистанцию по отношению к сербам (табл. 1), что следует из данных, где 82,1% анкетируемых выразили желание вступить с ними в брак (вступление в брак подразумевает наибольшую степень близости). Более 90% македонцев согласны дружить с сербами, находиться в соседских отношениях, работать в одном коллективе, жить в том же городе и государстве, более 80% – иметь начальника серба.
2. Албанцы, в отличие от македонцев (табл. 2), показывают большую дистанцию по отношению к сербам: 96,7% не вступило бы в брак с сербами, а процент неприятия других видов отношений свыше 50% (не дружил бы, не хотел бы жить по соседству, не желал бы работать в одном коллективе, не согласился бы иметь начальником, не согласен жить в одном городе и государстве). Особый интерес вызывает тот факт, что вдвое большее количество албанцев скорее согласятся дружить с сербом (29,5%), нежели подчиняться ему как начальнику (15,6%), что означает, что официальные отношения тяжелее формируются, чем частные; может и потому, что отдельная личность не воспринимает себя только как личность, а выступает и как представитель целой нации, или же потому, что такие отношения тяжелее формируются, чем частные, которые человек выбирает сам.
3. Цыгане показывают высокую степень благосклонности по отношению к сербам (табл. 3), с удовольствием согласны дружить с ними, работать и подчиняться им, а также жить в одном городе и государстве, лишь при вступлении в брак дистанция оказывается больше 50% (не вступили бы в брак с сербами 57,1%).
Большой процент македонцев и цыган (более 95,0%) жили бы в одном государстве с сербами, в то время как две трети албанцев не желают этого. Таким образом, наибольшую дистанцию по отношению к сербам высказывают албанцы (табл. 40).
Именно они в процентном отношении имеют большие показатели, ограничивающие вступление в брак с сербами или нежелание иметь сербов в качестве начальников.
Особенности, приписываемые сербам, живущим в Македонии.
В рамках следующего исследовательского направления мы поставили конкретную задачу, целью которой было составить представление о том, как видит сербов их окружение, какие особенности им приписывает, насколько данное представление положительно или отрицательно и в какой мере им приписываются различные специфические характеристики. Анализ показал, что:
1. Македонцы в наибольшем процентном выражении приписывают сербам положительные особенности (табл. 5), а именно: наибольший процент считает сербов гордыми (91,0%), чистоплотными (89,1%), храбрыми (86,1%) и т.д. Около половины анкетируемых македонской национальности считает, что сербы миролюбивые и что любят другие народы, а лишь четверть анкетируемых не согласна или затруднилась с ответом.
2. В ответах албанцев (таблица 6) видна большая этническая дистанция по отношению к сербам. Албанцы приписывают сербам, как правило, отрицательные особенности, считая, что сербы не любят другие народы (91,8%), неискренни (86,9%), не миролюбивы (86,0%). Лишь 1,6% албанцев считает, что сербы любят другие народы и что они честны, а всего 3,3% анкетируемых албанской национальности считает сербов миролюбивыми.
3. Цыгане сербам приписывают положительные особенности. Около 85% считают сербов миролюбивыми и любящими другие народы.
О сербах в Болгарии: этнические особенности и этническая дистанция.
В Болгарии выборка составила 599 человек, чей возраст находится в границах: 19-29 лет - 22,0%; 30-39 лет - 21,3%; 40-49 лет - 16,6%; 50-59 лет - 13,9% и 26,2% анкетируемых старше 60 лет. Что касается образования, то 19,4% анкетируемых не имело образования или имело неполное начальное образование; 29,4% - имело начальное образование, 4,4% - имели трехлетнее специальное, 32% - среднее и 14,9% анкетируемых имели среднее специальное и высшее образование. Что касается национальной структуры, то выборка охватила: 53,5% болгар, 20,8% турок, 15,6% цыган и 9,4% влахов.
Соцальная (этничексая) дистанция по отношении к сербам в Болгарии.
После обработки данных об этнической дистанции был сделан отдельный анализ каждого уровня близости, который показывает, что:
1. Болгары в Болгарии по сравнению с другими национальными группами, живущими в Болгарии, показывают наименьшую дистанцию по отношению к сербам, когда речь идет о вступлении в брак. В брак с сербами вступило бы 33,1% болгар, приблизительно столько же ответили «нет» или нет, или «не определились» (табл. 8). Все остальные национальности (цыгане, турки, влахи) не согласились бы на брак с сербами 50%: из них - 55,4% цыгане, 64,0% - турки и 55,6% - влахи.
2. Болгары показывают большую степень близости (т.е. маленькую этническую дистанцию), когда речь идет о других отношениях с сербами, начиная с дружбы и касаясь соседских, коллегиальных отношений, а также всех видов отношений. В одном с сербами государстве жило бы 65,0% болгар.
3. Цыгане нейтральны в более чем 50% случаев, когда речь идет о дружеских отношениях с сербами (53,0%), или тогда, когда речь идет о подчинении сербу как начальнику (47,0%). Более половины анкетируемых цыган не согласились бы на вступление в брак с сербом (табл. 9). Когда анализируются следующие отношения, видно, что все показатели превышают 50%. Цыгане согласны жить с сербами в одном городе (71,1%) и в одной стране (69,9%), жить по соседству (61,4%), работать в одном коллективе (60,2%).
4. Турки показывают высокую степень близости с сербами (табл. 10), когда речь идет о соседских отношениях и о совместной жизни в одном государстве (77,2%), потом следуют отношения, включающие совместную жизнь в одном городе (76,3%), коллегиальные (73,7%), дружеские (63,2%). Но данные показывают, что две трети опрошенных не согласились бы на брак с сербами.
5. Влахи с сербами согласны вступить в соседские и другие гражданские отношения (66,7%), около двух третей согласны на коллегиальные отношения с сербами (табл. 11), и столько же согласны на начальника-серба. Но более 50% не согласны на брак с сербами.
Болгары, цыгане, турки и влахи в более чем 70% случаев согласны жить с сербами в одном государстве, треть – не определилась. Дистанция составляет приблизительно 7,0% для болгар, турок и влахов, в то время как для цыган эта дистанция меньше всего (3,6%).
Особенности, которые приписываются сербам в Болгарии.
В данном случае речь идет о том, как видят сербов в Болгарии, какие характерные черты им приписываются, насколько эта картина положительна и отрицательна.
Болгары считают, что сербы, во-первых, храбрые (60,0%), затем гостеприимные (58,8%), потом гордые (56,5%). Около половины анкетируемых болгарской национальности приписываются положительные черты. Около половины анкетируемых болгарской национальности приписывают положительные черты сербам, воспринимая их как трудолюбивых, умных, эмоциональных, культурных и т.д. (табл. 12). Но необходимо иметь в виду и то, что около одной трети анкетируемых болгар думает, что сербы немиролюбивый народ (33,6%), эгоистичны (29,1%) и не любят другие народы (26,4%). Именно по этим вопросам процент неуверенных сравнительно высокий: миролюбие (38,6%), неэгоистичность (46,9%), любят другие народы (43,2%). И эта неуверенность может быть серьезным показателем степени восприятия сербов в болгарской среде со стороны болгар.
Представители цыганской национальности в большей мере (более 70%) неуверенны по вопросам оценки отдельных специфических черт сербского характера (табл. 13). Неуверенность особенно присутствует, когда речь идет о миролюбии (81,9%), неэгоистичности (85,5%) и честности (84,3%).
Позиция турок также указывает на высокую степень неопределенности при оценке особенностей сербов (табл. 14). Более 70% опрошенных высказывается неуверенно, когда речь идет почти о всех перечисленных особенностях. Наибольший процент отрицательной оценки высказан в отношении миролюбия сербов (21,9%) и их отношения к другим народам (22,8%).
Влахи также неопределенны более, чем в 70% случаев, когда речь идет об оценке особенностей, характерных для сербов (табл. 15). Влахи считают, что сербы культурные и трудолюбивые (28,9%), умные и чувствительные (26,7%). Что сербы миролюбивы и любят другие народы думает 20% анкетируемых представителей данного национального меньшинства, а что они не миролюбивы и не любят другие народы - 4,4%.