Из вышеприведенного анализа следует:
1. Народы, составляющие большинство на территории Болгарии и Македонии, имеют более ясную и определенную позицию по отношению к сербам, нежели представители других народов, которые составляют национальные меньшинства или этнические группы, проживающие в упомянутой среде.
Цыгане, турки и влахи в Болгарии в своей оценке сербов большей частью неуверенны. Когда же речь идет о создании отношений с сербами, то здесь позиция становится конкретнее, поскольку более 50,0% опрошенных не согласились бы на брак с сербами, но зато большой процент составляют те, кто согласен жить с ними в одном государстве (около 70%). Цыгане в Македонии более определенны, степень близости отношений с сербами у них высокая. Высокий процент отрицательных ответов набрал лишь ответ о желании вступить в брак с сербами (57,1%), но зато 99,0% соглашается жить в одном государстве с сербами. Следовательно, согражданин, но не супруг.
Болгары и македонцы, как правило, высоко оценивают положительные качества сербов (македонцы в большей степени, нежели болгары). Больший процент неопределившихся находится среди болгар. Около одной трети анкетируемых болгар считают, что сербы немиролюбивые (33,6%) и что они не любят другие народы (26,4%). Приблизительно то же число считает, что они миролюбивы и любят другие народы, между тем около 40% неуверенны, когда речь идет об этих качествах сербов. В одном государстве с сербами жили бы 65,0% болгар, не согласились бы - 7,1%, а 27,9% не определились по данному вопросу. Две трети болгар жили бы в одном государстве с сербами, но вдвое меньшее число согласно вступить с ними в брак.
Позиция македонцев о сербах более определенна, нежели в случае с болгарами. Около трети македонцев считает, что сербы немиролюбивый народ и что они не любят другие народы, но около 50% считают иначе: сербы миролюбивы и любят другие народы. По сравнению с болгарами, вдвое меньшее число македонцев высказалось неуверенно - около четверти анкетируемой популяции македонцев не определилось по вопросу миролюбия сербов и их любви по отношению к другим народам. В одном с сербами государстве жило бы 95,5% македонцев, отрицательно ответили 3,1% опрошенных, и лишь 1,3% не определились. Также около 80,0% македонцев вступило бы в брак с сербами. Следовательно - брак и совместное государство. Если сравнивать мнения болгар и македонцев о сербах, ясно, что вдвое больше болгар не желает жить с сербами в одном государстве, но наибольшая разница появляется тогда, когда речь идет о вопросе вступления в брак с сербами. В данном случае наибольшую социальную близость показывают македонцы.
Вторым важным выводом является то, что перечисленные результаты подтверждают существование прямой связи между приписываемыми особенностями и установленными отношениями между представителями других народов, национальных меньшинств и этнических групп. Там, где приписываются положительные черты, существует наименьшая степень социальной дистанции, и обратно. Македонцы, по сравнению с болгарами, почти в два раза чаще приписывают сербам положительные особенности, поэтому показатель степени социальной близости - вступление в брак - выбрало 82,1% македонцев. Что касается болгар, то здесь несколько иное процентное соотношение: лишь 33,1% согласилось бы на брак с сербами.
Общий уровень социально-этнической дистанции по отношению к сербам.
Для более детального анализа объединены данные общего уровня дистанции с независимыми вариантами: полом, возрастом, образованием, местом жительства, профессией. Общая дистанция измерялась через отказ от какого-либо вида отношений. Каждый отказ оценивался в один балл, а общий результат охватывал шкалу от 0 до 7 (было 7 предложенных видов отношений). Все анкетируемые поделены на 4 группы:
– без дистанции и нейтрально (0 баллов);
– маленькая дистанция (1-2 балла);
– средняя дистанция (3-5 балла);
– большая дистанция (6-7 балла).
Подобразец из Македонии включал македонцев, албанцев и цыган. Одним из результатов исследования является тот, что македонцы весьма расположены, когда речь идет о сербах, живущих в Македонии: 84,3% македонцев не имеет дистанции, 9,6% показывает маленькую дистанцию, а 3,5% - умеренную.
Наибольшую близость по отношению к сербам в Македонии показывают сами македонцы. Наибольшую же дистанцию по отношению к сербам в Македонии показывают албанцы (почти половина анкетируемых, вне зависимости от половых различий, табл. 16). Македонцы, независимо от пола и возраста, выбирают ответы, указывающие на то, что социально-этнической дистанции по отношению к сербам не существует. Среди албанцев нет дистанции всего у 11,5%, причем это люди в возрасте от 30 до 49 лет. Большой процент албанцев показывают очень большую дистанцию. Беспокойство вызывают данные, говорящие о том, что большой процент молодых албанцев воспитаны на нетерпимости по отношению к сербам. Что касается цыган, то можно заметить, что с увеличением возраста дистанция растет, а с уменьшением - падает.
Македонцы воспринимают сербов (уровень образования не имеет значения) в основном без дистанции. В случае с албанцами это не так: здесь дистанция увеличивается пропорционально росту образованности. Образованным албанцам больше мешают сербы. Причины необходимо искать в экономических реалиях. Сербы для них представляют серьезную конкуренцию, когда речь идет о рабочих местах, занятии определенного положения в обществе и т.д. Две трети цыган, не взирая на уровень их образования, также дистанцированы в отношении к сербам.
Приведенные данные подтверждаются и анализом связи между профессиональной принадлежностью и общей социально-этнической дистанции. Македонцы, не взирая на профессию, без дистанции относятся к сербам. Около 50% албанцев разной профессиональной ориентации показывают большую дистанцию по отношению к сербам, наибольшее число среди них – специалисты и спортсмены. Более 50% цыган различной профессиональной ориентации показывают маленькую дистанцию, а их максимальное количество – ученики и студенты.
Македонцы в селах и городах без дистанции относятся к сербам. Когда речь идет об албанцах, то ясно видно, что дистанция растет с ростом урбанизации (табл. 18). Две трети албанцев показывают большую дистанцию по отношению к сербам. Что касается цыган, то место жительства, в данном случае, не имеет значения.
Из этого следует вывод, что хотя и существуют определенные различия, касающиеся индивидуальных характеристик и этнической дистанции, все же решающую роль в социально-этническом дистанцировании играет национальная принадлежность. Албанцы более всего дистанцированы от сербов, живущих в Македонии, они показывают наибольшую нетерпимость по отношению к сербам.
Выборку Болгарии составляли болгары, турки, цыгане и влахи. Когда речь идет об общей дистанции у анкетируемых болгарской национальности по отношению к сербам в Болгарии, то получаем следующую картинку: без дистанции и нейтральны – 61, 5% анкетируемых, с маленькой дистанцией – 28,0%, со средней дистанцией 7,9% и с большой дистанцией – всего 2,0% анкетируемых. Большинство болгар показывает отсутствие большой дистанции по отношению к сербам, что означает социальную и этническую близость; лишь 2,0% анкетируемых болгарской национальности выражают большую дистанцию по отношению к сербам. Большой процент болгар (мужского и женского пола) без дистанции или с маленькой дистанцией относятся к сербам (табл. 19). Турки и цыгане в Болгарии без дистанции или с небольшой дистанцией (там, где число женщин выше) воспринимают сербов. Среди турков и влахов существуют и те, кто к сербам относится с большой и средней дистанцией. Интересно и то, что большую степень дистанции выражают анкетируемые женского пола (13%).
Анализ связи дистанции с возрастом показывает, что болгары, независимо от возраста, в основном воспринимают сербов без дистанции или с маленькой дистанцией (табл. 20). Наиболее дистанцированными являются анкетируемые в возрасте 40-49 лет, в то время как те, кто имеют маленькую дистанцию по отношению к сербам (35,6%), несколько моложе (30-39 года). Турки во всех возрастных категориях демонстрируют маленькую дистанцию, а у цыган данная тенденция выражена еще яснее. Особо большое число цыган с маленькой дистанцией находятся в возрасте между 19 и 29 годами (87,5%). Влахи, как правило, без дистанции или с маленькой дистанцией относятся к сербам, однако в определенных возрастных границах они показывают большую дистанцию - 33,3% влахов между 30 и 39 годами, или 11,1% между 40 и 49 годами, что должно быть принято во внимание, поскольку представляет собой силу, которая может повлиять на межнациональные отношения и создать климат расовой нетерпимости.
Что же касается образования (табл. 21), то болгары, несмотря на уровень образования, воспринимают сербов без дистанции или с минимальной дистанцией. Все же небольшой рост дистанцирования наблюдается у лиц с более высоким уровнем образования: болгары со средней школой (3,5%) и с высшим образованием (2,6%) даже выражают высокую дистанцию по отношению к сербам. Что касается анкетируемых турецкой национальности, то наиболее часто они выражают маленькую дистанцию, которая с ростом образования меняется, причем большая дистанция присуща как для анкетируемых с неоконченным начальным образованием (7,7%), так и для тех, кто имеет высшее образование (8,3%).
Цыгане без дистанции или с маленькой дистанцией относятся к сербам, при том, что полная близость (100,0%) существует у тех анкетируемых, кто имеет среднее специальное образование. Большая же дистанция существует у тех цыган, кто окончил среднюю школу (7,7%). Анкетируемые влахи, несмотря на уровень образования, полностью или с маленькой дистанцией воспринимают сербов, хотя необходимо отметить, что нетерпимость выражают 11,1% влахов без начального образования и 12,5% с начальным образованием.
Болгары, в основном, несмотря на профессию, без дистанции относятся к сербам (табл. 22), но интересно и то, что 5,0% частных предпринимателей болгарского происхождения имеют большую дистанцию по отношению к сербам. Опять же проявляется экономическая причина для нетерпимости. Также у анкетируемых турецкой национальности почти во всех профессиях видна маленькая дистанция по отношению к сербам, при том, что как и у болгар, высокую дистанцию выражали частники (16,7%).