Симметрию следует искать не только в физическом пространстве, где разыгрывается процесс структурообразования, но и в любых пространствах, содержащих «портрет» системы.
Социальная синергетика является существенно новым направлением в науке. Специфика социальной синергетики состоит в том, что в отличие от естественнонаучной синергетики она «исследует общие закономерности социальной самоорганизации: взаимоотношений социального порядка и социального хаоса (взаимоперехода их друг в друга и их синтеза друг с другом)»[9].
Выяснив, как происходит самоорганизация, необходимо уточнить, почему она вообще имеет место. Опыт всемирной истории свидетельствует о том, что роль основных факторов социального отбора играют тезаурус, дедектор и селектор. Для полного раскрытия сущности самоорганизации требуется ответить на вопрос: как действуют результаты социального отбора на факторы этого отбора, т.е. извлекают ли народы и правительства уроки из истории?
В данной работе необходимо проследить установление и решение проблемы социальной самоорганизации : сущность, механизм и результат перехода между порядком и хаосом; общество как диссипативная система; структуры управления и их роль в самоорганизации общества; исторический процесс и самоорганизация; развитие общества как процесс социального отбора и суперотбор как движущая сила истории; основные принципы синергетического историзма и универсального эволюционизма (Г.Спенсер, В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев, А.П.Назаретян), отношение синергетического историзма к универсальному эволюционизму и глобальному гуманизму.
Так, Бранский определяет социальную синергетику следующим образом: «социальная синергетика исследует общие закономерности социальной самоорганизации, т.е. взаимоотношений социального порядка и социального хаоса»[10]. Сравнивая различные подходы к построению теории исторического развития, Бранский отмечает, что "традиционная теория" (диалектическая концепция Гегеля и Маркса) рассматривала развитие как процесс перехода от одного порядка к другому. Хаос при этом или вообще не учитывался, или рассматривался как некий побочный и потому несущественный продукт закономерного перехода от порядка одного типа к порядку другого (обычно более сложного) типа. Для синергетики же характерно представление о хаосе как о таком же закономерном этапе развития, что и порядок. «Синергетика никоим образом не является простым переводом старой теории развития на новый язык, а представляет собой ее далеко идущее развитие и обобщение».
Социальная синергетика существенно модифицирует известные концепции социальной эволюции, постулирующие линейные, однонаправленные изменения. Принципиально новым моментом в последних исследованиях[11] является идея о нелинейном взаимодействии эволюционных и бифуркационных тенденций, которые при определенных внутренних и внешних условиях могут перерасти в социетальную перестройку. Поэтому не случайно центральный вопрос, актуализируемый социосинергетикой, связан именно с проблемой структурной перестройки социума, радикально изменяющей поведение социальных акторов и структур. В ретроспективе выбор исторической альтернативы предстает как линейное социальное действие, хотя в действительности этот выбор обусловлен множеством объективных и субъективных факторов, взаимодействующих в соответствии с нелинейной логикой, в которой большую роль играет случайность.
В период бифуркации возникают принципиально новые закономерности поведения социетальной системы, которые радикально отличаются от закономерностей, свойственных ее стабильному состоянию. Социетальная бифуркация внезапно развертывается как стохастический процесс, и в бифуркационном социуме, насыщенном событиями, конфликтами и конкурирующими альтернативами будущего, резко возрастают хаотические тенденции и риски политики. Эта неустойчивая ситуация усугубляется еще и тем, что возможности выбора весьма существенно затрудняют принятие адекватного решения. Как правило, «решения принимаются в условиях неопределенности и ограниченной информации о наборе возможных событий и их вероятном исходе, тем более что в такой нестабильной ситуации малые воздействия могут привести благодаря эффекту нелинейности к невероятно большим последствиям, как позитивным, так и деструктивным. Но именно в момент бифуркации отдельная личность, особенно харизматическая, может проявить субъективную свободу и оказать кардинальное воздействие на исторический процесс»[12].
Социально-синергетические процессы также зависят от географической среды, так как инновационное воздействие управляющего центра на периферию во многом детерминируется структурой пространства, которое может серьезно ослабить или даже полностью нейтрализовать модернизационные усилия реформаторов[13]. Вследствие географических, климатических и демографических факторов модернизация, осуществляемая в системе ядро-периферия, сталкивается с невероятно большими проблемами. Инновации, стимулируемые политикой реформирования, транслируются на периферию, но географическая среда, где преобладает низкая плотность населения и, следовательно, низкая способность инновационной самоорганизации, тормозит их распространение. В этих условиях становится весьма проблематичным достижение критической концентрации новых идей и проектов, способных стимулировать процесс глубокой модернизации.
Сейчас все чаще можно слышать о синергетическом управлении или даже о теории такого управления, хотя пока что далеко не ясно, что в данном случае имеется в виду. Дело в том, что теория управления в ее классическом виде предполагает достаточно четкое разграничение субъекта и объекта управления, а также априори ясно сформулированную цель управления. Например, такую как обеспечение заданной траектории движения спутника на орбите Марса. Синергетика не исходит из четких кибернетических представлений о дихотомии объекта–субъекта.
В своих междисциплинарных интенциях она, конечно, имеет непустое множество пересечений с кибернетикой, которая также является междисциплинарной наукой. Сейчас не без оснований говорят о процессе интеграции синергетики и кибернетики. В 1975 году известный французский философ и социолог Эдгар Морен предлагал даже специальное название для этой области, в фокусе которой находятся сетевые процессы “горизонтальной” коммуникации и сообщения, а не иерархический контроль внешнего наблюдателя посредством обратной связи (отрицательной)[14].
Морен предлагал назвать этот раздел “сибернетикой”, но это название не получило широкого распространения, в отличие от “синергетики” – термина, предложенного чуть раньше (в 1970 году) Германом Хакеном. Так или иначе, синергетика вряд ли может рассматриваться в качестве раздела кибернетики, хотя, как подчеркивал сам Хакен, ее вклад в кибернетическую проблематику управления может быть значительным.
Синергетические представления об управлении в какой-то степени близки оргпроектированию, программированию и сценированию, разрабатываемым в рамках системы мыследеятельностного подхода (Г. П. Щедровицкий), в котором цель возникает при самоопределении и учитываются позиционные отношения “субъект–процесс”[15]. В качестве аналогичного примера – модель самонаводящейся ракеты при полете к другим планетам по одной из возможных устойчивых траекторий.
Кибернетика, по выражению Герберта Саймона,– это наука об искусственном. В качестве продукта развития технического знания кибернетика в определенных отношениях противостояла естествознанию, хотя несомненно, опиралась на него. Обращение заново к работам Н. Винера позволяет это лучше понять. Искусственность кибернетики, вполне естественная в мире индустрии и техники и свойственная знаниям об этом мире, становится опасной, как только мы пытаемся перенести эти представления на мир социума, живой мир человека и людей.
Синергетическое слияние подразумевает появление качественно нового целого из суммы составляющих частей. Условием этого возникновения выступает паритетность составляющих, а, значит, такое управление взаимодействием и коммуникацией, при котором за счет интерсубъектности возникает взаимопонимание и согласие, консолидация и кооперация партнеров, тождественных в своем равноправии. Это качество коммуникации ближе всего тому, что именуется “синергией” в системе гуманистической психологии А. Маслоу. Таков технологический вклад синергетики в способы управления[16].
Инструментальный вклад синергетики связан с концепцией малых резонансных воздействий на особые чувствительные точки открытой неравновесной системы, которые стимулируют в системе лавинообразный рост процессов самоорганизации (режимы с обострением). Имеются в виду точки бифуркации системы, в которых она особенно чувствительна к своего рода акупунктурным слабым воздействиям. По сути это – «управление посредством запуска положительных обратных связей и их контроль путем удержания либо внешних, либо внутренних параметров системы (чаще всего – их сочетанием)»[17].