Смекни!
smekni.com

Национальное самосознание и феномен национализма (стр. 2 из 4)

Часть 1.2

Факторы, способствующие формированию и развитию национального самосознания.

Национальное самосознание – очень сложный психологический феномен, который никак не может начать развиваться без воздействующих на него особых факторов. Одним из основных, является этнический фактор, а конкретнее то, к какой этнической общности принадлежит человек. В рамках какой этнической общности он был рожден и воспитан. Какие условия национального воспитания были даны человеку во время детства в семье. Все это играет важнейшую роль в формировании национального самосознания и этнической принадлежности у человека.

Насколько известно, детство – самый “сенситивный” период развития этнической принадлежности личности. В детстве, ребенок только познает мир, и таким, каким его представят малышу родители, близкие и окружающие его люди, он будет его воспринимать в дальнейшем.

Младший школьный возраст является самым лучшим временем для формирования национальных чувств, стереотипов, ценностей и интернационального мировоззрения у ребенка. Ведь дети так легко поддаются внушению со стороны взрослых.
Мы учим своих детей любить родину с малых лет, стараться делать что-то на благо общества. Мы стараемся заложить в детях стереотип о том, что наша страна лучшая. Стараемся заложить чувство патриотизма. И такое воспитание присуще каждой стране. Именно благодаря такому воспитанию закладывается и развивается национальное самосознание в душе каждого человека.

НА данный момент даже разработана специальная программа по формированию национального самосознания у детей. Благодаря ней, у детей активизируется интерес к представителям других этносов, и они учатся положительно взаимодействовать с ними. Интерес возникает в основном на почве идеализации собственной этнической группы и поиска различий между своим этносом и другим. Бывает, что данные различия воспринимаются негативно и тогда происходит еще большая абсолютизация собственного этноса и проявления ненависти к другому.

Попробуем взглянуть на национальное самосознание с другой стороны. Не как на “нечто”, чему можно научиться (грубо говоря), а как на изменчивую, подвижную реальность, которая наличествует в облике каждого народа, в его культуре поведения и этнических нормах. Для примера я хотел бы взять народы Северного Кавказа.

Буквально поколение назад был очень тверд стереотип о том, что жители Кавказа – добрый, щедрый и гордый народ, а мужчины – очень галантные кавалеры. Но уже сегодня от этого стереотипа не осталось и следа. Достаточно взглянуть на поведение приезжих с Кавказа молодых ребят, которые ведут себя не подобающим образом и зачастую невозможно грубы даже с девушками. Постоянные драки, инциденты доказывают мои слова. И сейчас народ даже боится этих людей. Неизвестно почему произошло это колоссальное изменение в худшую сторону. Может из-за упадка нации и попыток компенсировать это путем угнетения других этносов, может наоборот, из-за чрезмерного подъема национальной идеи и личного превосходства. В любом случае это не может не огорчать.

Как показывают социологические и этнокультурные исследования, проведенные в ряде вузов Северного Кавказа, их результаты не очень радуют: духовные потенции молодежи невысокие, привязанность к исторической родине слабая, хотя история практически у каждого народа очень богатая и достойна уважения, большинство молодых людей мечтает уехать за границу за отсутствием возможностей на родине, молодые родители не хотят обучать детей на родном языке и др. В стране нет социального идеала, чувства единого отечества, идет процесс деинтеллектуализации общества, девальвация национальных культурных ценностей. В результате этого проявляются глубокие противоречия в общественно-политической и культурной жизни. В этом мы видим причины нравственного падения нашего общества и духовного вакуума современной молодежи. Самыми пагубными являются забвение совершенного подвига старшим поколением в годы Великой Отечественной войны, утрата любви к Родине - этих духовных феноменов и мощных аккумуляторов в нравственных устоях.

Кто в этом виноват? Не известно. Можно постараться свалить всю вину на правительство, которое не обеспечивает людей достойными рабочими местами, буквально заставляя их уезжать за границу, так и не доучившись, не поддерживает культурное наследие страны в должном состоянии и самолично переписывает историю государства.

Можно попробовать обвинить самих людей в не желании поднимать свою страну на мировой арене. Либо это могут быть ошибки в образовании, из-за которых происходит утрата своей национальной психологии, на которой базируется национальный характер. Вероятно, в сфере воспитания, в этнонациональной среде кроются причины, когда в молодежи не воспитываются национальные черты, поэтому нарушается приверженность к своей этнокультуре, национальным обычаям и традициям, что негативно влияет на формирование национального самосознания. О каком национальном самосознании может идти речь, если на вопрос учительницы интерната в чукотском поселке к первокласснику “Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?”, он ответил: “Русским”. А из 160 учеников - старшеклассников только один ученик X класса захотел пойти по стопам отцов и стать оленеводом.

“...я попросил поднять руку мальчиков, которые умеют управлять собачьей упряжкой. Нашелся всего один. И это в поселке, где имеется больше трехсот ездовых собак...” - поражался В.В. Крючкин, член экспедиции от Сиренков до мыса Дежнева.

Или же придаться крайности, обвинить во всем западную пропаганду лучшей жизни за рубежом.

Это не важно, ведь виноватые всегда найдутся, а ведь феномен духовной культуры и национального самосознания был и остается - в национальной идее и реальности. Ф.М. Достоевский писал: «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация». Национальная культура не может существовать вне национальной формы самовыражения. Она олицетворяет дух нации и ее творческий потенциал. Именно это нам надо постараться возродить в будущем поколении.

Тема национального самосознания очень обширна в плане дискуссий, различных точек зрения и взглядов. В первой главе я постарался выразить собственный взгляд, прибегая к помощи различных ученых-философов.

Глава II.

Национализм. Его значение и место в современном мире.

Часть 2.1

Феномен и черты национализма.

Сегодня, в мире очень остро и живо обсуждается такой известный феномен, как национализм. Многие боятся этого слова и воспринимают его “в штыки”, выступая против националистов. Кто-то говорит, что это единственный способ сохранить свой этнос, свою нацию. Точек зрения несколько и они постоянно находятся в противоборстве друг с другом.

А ведь лишь немногие из постоянно дискутирующих на эту тему людей знают, что же такое национализм. А действительно, что означает это слово?

В различных научных работах и Интернете можно найти большое количество точек зрений на определение слова национализм. Так например всем известная “Википедия” определяет национализм, как идеологию и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. В этом интернет-словаре сказано, что национализм отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу.

Помимо этого, о национализме высказывался известный английский писатель и публицист Дж. Оруэлл, который вложил немало сил в развитие политологической науки. Оруэлл, в своем эссе “Заметки о национализме” писал, что: “ Национализм — это жажда власти, приправленная самообманом. Каждый националист способен на самую вопиющую бесчестность, но в то же время (поскольку считает, что служит чему-то большему, чем он сам) он непоколебимо уверен в собственной правоте.”

И с этим нельзя не согласиться, ведь зачастую люди настолько одержимы своей идеей, целью, и настолько уверены в собственной правоте, что не замечают ложности данного пути и ведут себя к самообману.

Но из всех высказываний, мне больше всего пришлось по душе только одно, которое в полной мере отражает суть и важность национального самосознания. Как сказал Петр Столыпин, “ Народ, не имеющий национального самосознания - есть навоз, на котором произрастают другие народы.” И он был абсолютно прав. Ведь не может быть полноценного народа, без национального самосознания. Не будет той общности, которая приобретается с годами. Не будет единства нации. А без этого народ – ничто.

Как мы видим, все определения очень своеобразны и практически ничем не похожи друг на друга. Так что пытаться на их основе составить какое-либо свое мнение без должной подготовки я считаю практически невозможным.

Если рассматривать национализм, как политическую идеологию, то можно сказать, что это – разновидность группового/общественного эгоизма, которая ни при каких условиях не признает равноправие наций и их представителей, возвышающая одну нацию над другой. Будучи идеологией, национализм имеет свои отличительные черты и свойства, о которых я просто не могу не упомянуть в своей работе:

1. Основан на требовании, что правительства и управляемые должны обладать культурной идентичностью.

2. Культурный национализм стремиться сохранить или восстановить национальное наследие.

3. Развитие современных систем массовых коммуникаций облегчает распространение объединяющей национальной идеологии.

4. Национальные идеологии привлекательны для подчиненных классов, обеспечивая для них некоторую защиту от эксплуатации.

5. В XXI веке национализм ассоциируется с экономическим развитием стран третьего мира и с борьбой за региональное равенство в обществах.[3]