Среди этих черт нельзя выделять наиболее важные и наименее важные, так как они все являются частью единого целого, без которых понятие национализм не будет существовать в полной мере.
Следующее к чему я хотел бы обратиться, так это к самому феномену национализма, и под каким воздействием происходит его “пробуждение”.На первый взгляд может показаться, что феномен национализма присущ только развивающимся странам, но как же тогда объяснить обострение межнациональных отношений между англо- и франкоязычным населением в Канаде, стране экономически развитой, с устоявшимися демократическими институтами и с высоким уровнем жизни населения? А националистические устремления в отдельных регионах Франции или Бельгии, сложные национальные процессы в Испании, религиозно-националистический конфликт в Северной Ирландии? Все это убедительно говорит о том, что феномен национализма не является исключительной прерогативой развивающихся стран.
Во времена СССР, тенденцию формирования национализма объясняли экономическими и политическими интересами имущих групп еще только формирующихся наций. Я считаю, что это действительно могло стать причиной, так как этнические разногласия на политическом и экономическом уровне возникали всегда и возникают по сей день. Но все-же эта теория уже устарела.
Кто-то считает всему виной психологический феномен, а кто-то винит даже энергетику планеты. Ответ на этот вопрос был и останется неизвестным.
Наука неопровержимо свидетельствует, что каждая нация, каждое государство имеет свой исторический срок существования и постепенно, как и любой живой организм, развивается, укрепляется, стареет и исчезает. Может быть. в этом гипотетическом жизненном цикле и лежит первопричина тех националистических всплесков, которые периодически происходят во всем мире? Ведь известно, что нынешний подъем национализма не является первым в истории человечества. Я считаю, что национализм – результат эволюции человека, и его нельзя отрицать.
Часть 2.2
Подходы к изучению.
Среди исследований национализма выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм и этносимволизм.
Примордиализм утверждает, что прототипы наций и национализм существовали всегда как данность с самого начала человеческой истории и что людям, принадлежащим к одной этнической общности, изначально и навсегда присущ некий набор культурных свойств, обусловливающих их поведение. Целью примордализма является поиск некого «подлинного» этнического фундамента. В настоящее время среди специалистов по национализму сторонников примордализма почти не осталось. Как показывают исследования, по-настоящему древних традиций не существует, а культурные нормы и ценности устойчивы настолько, насколько сохраняются формирующие их социальные институты.
С точки зрения модернизма нации и национализм есть исторические явления, появившиеся на заре индустриальной эры и связанные с усилением государств и развитием капитализма. Согласно этой теории, по мере усиления прямого правления государства над жителями, культура и повседневная жизнь стали всё больше зависеть от страны проживания. Развитие коммуникационных технологий и экономического рынка способствовало возникновению общественных связей между людьми, никогда не общавшимися друг с другом напрямую. В результате в пределах каждой страны жизнь начала становиться всё более однородной, а между странами начали нарастать контрасты. Сторонники этого направления не отрицают, что этническая принадлежность играет роль в происхождении национализма, а культура — на финальной стадии формирования нации, но в целом находят связь национализма с этнической принадлежностью совпадением. Они считают, что национальная принадлежность определяется современным государством, осуществляющим единый контроль над ясно очерченной территорией, а существующие этнические отношения пересматриваются, чтобы они совпадали с границами государства или наоборот, чтобы в борьбе за власть они послужили основанием для формирования новых государств.
Этносимволизм (перенниализм) отстаивает точку зрения, что корнем национализма, наряду с экономикой, является этническая принадлежность. Хотя этносимволисты не считают нацию исконным или естественным меняющимися элементами культуры и жизнедеятельности, то этнические сообщества весьма долговечны. Некоторые из этих сообществ перешли в новую фазу культурно-экономической интеграции и стандартизации, стали привязаны к определённой исторической территории и выработали отличительные законы и обычаи, — то есть, стали нациями. Появление же идеологии национализма в конце XVIII века радикально изменило качество наций и их форму.образованием, они полагают, что в её основе лежит относительно древняя история и национальное самосознание. Согласно этой теории, ещё в доиндустриальную эпоху возникло множество этнических сообществ, представлявших собой население с общими элементами культуры, историческими воспоминаниями, мифами о предках и обладавшими определённой мерой солидарности. Границы этнических территорий не были чётко обозначены. Поскольку мифы, символы, воспоминания и ценности переносятся медленно меняющимися элементами культуры и жизнедеятельности, то этнические сообщества весьма долговечны. Некоторые из этих сообществ перешли в новую фазу культурно-экономической интеграции и стандартизации, стали привязаны к определённой исторической территории и выработали отличительные законы и обычаи, — то есть, стали нациями. Появление же идеологии национализма в конце XVIII века радикально изменило качество наций и их форму.
Помимо трех, уже названных мной подходов к изучению этой, безусловно, интереснейшей темы, я могу назвать еще один не мало важный. Это феноменологический подход с применением естественнонаучных аналогий (психологических, органистических, биологических). Основной задачей данного метода является феноменологический анализ “национализма”, чтобы понять его внутреннее строение и структуру. Основным тезисом феноменологического подхода является: “Национализм есть инстинкт самосохранения народа”. При таком подходе абсолютно не требуется точное определение “субъекта национализма” – народа или нации. Просто берется как данное существование некоторой общности или нации, которой присущ некий уровень самосознания. Вия опасность в окружающем, эта общность начинает защищаться. Именно этот механизм защиты и исследуют с помощью феноменологического подхода. Выводы этого метода не зависят от трактовки понятия народа (нации), будь то единство веры, языка и т.д. Важно лишь то, что общность, именующая себя, к примеру, Евреи, видит некую опасность для своего этноса и старается противодействовать этой угрозе. Эта общность и есть “субъект национализма”.
Часть 2.3
Феномен Русского национализма. Хорошо или плохо?
В последние годы существует большое количество угроз национальной безопасности России - от чеченского терроризма до вызывающего тревогу демографического спада. Но согласно данным близких к российским спецслужбам источников, в нынешний период экономического кризиса власти больше всего боятся именно того, что многие россияне считают спасением для своей страны - национализма.[4]
Посреди огромного разнообразия первомайских маршей и демонстраций, на которых были представлены самые разные организации из всего политического спектра, главное внимание было приковано к националистам. Они собрались возле станции метро на севере Москвы, а также в других городах по всей стране, призывая к депортации всех иммигрантов и к созданию 'России для русских'. На сей раз митинг в Москве прошел мирно; милиция арестовала несколько демонстрантов за ношение холодного оружия, а остальные разошлись безо всяких инцидентов. Но сегодня, когда в стране проживает огромное количество мигрантов, когда среди местного населения растет бедность и безработица, когда подпитывавшие экономический бум на протяжении нескольких лет высокие нефтяные цены стали далеким воспоминанием прошлого, у многих людей возникает ощущение, что скоро придет время российским националистам взять политическую инициативу в свои руки.
Так что можно сказать о национализме? Хорошо ли это для нашей страны, или же он приведет ее к полному краху как в пределах государства, так и на мировой арене? Порассуждаем на этот вопрос.
Есть у России и московский ответ Нику Гриффину (Nick Griffin) из БНП (лидер крайне правой Британской национальной партии) по имени Александр Белов. Этот человек одет в стильный черный костюм, в левом ухе у него постоянно мигает индикатор приемного устройства Bluetooth, он перебирает православные христианские четки и пьет свежевыжатый апельсиновый сок. Выглядит этот человек совсем как один из тысяч преуспевающих бизнесменов, заработавших неплохие деньги во время российского бума последних лет. Но это не только успешный бизнесмен из сферы строительства - Белов также самый известный в России расист. Он считает, что уже скоро наступит время, когда на сцену под свет прожекторов выйдут националисты. “То, чего я хочу, очень просто, - говорит он тихо и весьма уверенно, - я не хочу, чтобы московские районы превращались в гетто. В этом городе уже полно мест, где русским не очень рады, а это недопустимо. Это русский город, и он должен остаться им“.
Он эрудированный и уверенный в себе человек, возглавляющий группу скинхедов. Эта известная своими насильственными действиями организация носит название ДПНИ - Движение против нелегальной иммиграции. Она одна из крупнейших в России крайне правых группировок. Одна из главных ее целей - добиться введения в стране визового режима для приезжающих из бывших советских республик, в результате чего домой может быть выслано большинство проживающих здесь гастарбайтеров. Он говорит: “Мигрантов надо пускать только в том случае, если это в интересах общества; если у них есть определенные навыки, какими не обладают местные жители, а такое весьма маловероятно”.