Смекни!
smekni.com

Античная философия 28 (стр. 4 из 4)

2. Закон единства и борьбы противоположностей (развитие государства и права, связанного с борьбой социальных сил).

3. Закон отрицания отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда присутствуют элементы старой и зародыши новой системы).

Законы диалектики находятся в неразрывной связи с логическими средствами познания, имеющими интегральное значение в исследовании правовых явлений и процессов. Например, анализ и синтез позволяют переходить от менее конкретных к более конкретным правовым реальностям. Посредством анализа правовая целостность делится на отдельные составные части (нормы права, правонарушения, юридические факты и так далее), каждая из которых детально рассматривается самостоятельно, а затем с помощью синтеза все части соединяются в мышлении во всем богатстве их специфики.

В философии права исследуется право в целом, весь мир права, охватывающий и сущность права, и формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления).

К правовым явлениям относятся все те реальные явления (официально установленный закон, фактически существующее государство, поведенческие акты субъектов социальной жизни, их взаимоотношения), которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и осуществления требований данного принципа.

Таким образом, в предмет философии права вместе с другими правовыми явлениями входит и государство в качестве особого правового явления, а именно в качестве конституционо-властной формы проявления всеобщей и единой правовой сущности.

Право - система норм и правил, которые сформулированы в специальных государственных документах - нормативных актах, они охраняются от нарушений не только силой общественного мнения, но и мерами государственного принуждения.

В философии права развитие представлений о праве происходило по нескольким направлениям. Так, например, теория естественного права (Локк, Руссо, Радищев) предполагала, что кроме позитивного права, которое создается государством, существуют стоящие над ним естественные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения (право на труд, свободное развитие и так далее). Материалистическая (классовая) теория права (Маркс, Ленин) трактует право как возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни общества.

Пытаясь решить проблемы правопонимания, философия права сталкивается не только со множеством теорий и взглядов на право, но и с вечным вопросом, касающимся возможности (или невозможности) выработки общего, универсального представления о праве и его соответствующего, адекватно отражающего потребности общества определения понятия.

Юридические понятия формулируются в виде определений, которые должны кратко и четко раскрывать сущность правовых явлений. Они, несомненно имеют теоретическое значение для соответствующей отрасли правовой науки и немаловажный для практики применения права. Чем сложнее правовое явление, тем с меньшим успехом можно выразить в его кратком определении все существенное. Определение в таком случае служит лишь средством для первоначальной ориентировки в предмете, но раскрыть полностью конкретное содержание данного явления не может

К настоящему времени в философии права не выработано единого представления о праве, многие проблемы, касающиеся правопонимания, едва ли не стали вечными и неизменными. Об этом со всей очевидностью свидетельствует государственно-правовой опыт многих стран, а также многочисленные исследования, проводившиеся по данной тематике в течение ряда последних столетий.


Список использованной литературы

Грядовой Д.И. Философия. Структурированный учебник. М., 2003.

Золкин А.Л. Философия. Учебное пособие. М., 2005.

Краткий философский словарь. Под ред. А.П. Алексеева. М., 2004.

Философия. Учебник для вузов. Под. ред. В.В. Миронова. М., 2005.