Смекни!
smekni.com

В. Нюхтилин Шпаргалки по философии (стр. 44 из 83)

периодичность событий земной жизни есть качество не земное, а космическое.

8. Итак, поскольку, как мы выяснили, периодичность событий человеческой жизни, есть явление космическое, то периодичность событий в истории человека должна быть подчинена определенному ритму, в котором живет космос.

Например, так называемые биологические ритмы определяются ритмами движения Солнца, Земли и Луны. Но, ведь, помимо этого, вообще любая деятельность человека по своему роду ритмична, поскольку является чередованием мускульных напряжений и расслаблений, или интеллектуально-психических возбуждений и торможений.

Следовательно, процессы экономические, политические или творческие также подчинены определенным ритмам, поскольку ритмом пронизан весь космос, который определяет изначально всю деятельность человека.

9. Благодаря ритму, благодаря тому, что однотипные состояния сменяют постоянно друг друга, остаются устойчивыми биологические системы жизни и социальная история человека.

Ведь система каждый раз отклоняется от своего главного состояния незначительно, и сразу же устремляется к противоположному состоянию опять через главное свое состояние.

Таким образом, оставаясь постоянно в состоянии движения к главному своему состоянию, системагарантирована от опасных случайностей и от общего разрушения.

10. Итак, именно космические ритмы образуют стабильность всех систем мира, включая и события истории.

Математико-статистический анализ исторических событий показывает, что циклические колебания активизации или затухания социальных процессов совпадают с периодами колебаний солнечной активности. Это происходит из-за процесса превращения энергии, когда усиленный поток солнечной энергии увеличивает нервно-психическую энергию масс и требует выхода в социально-политических поступках (революции, брожение умов, реформы, народные волнения, поглощение какой-либо идеей целых народов и т.д.).

Чем выше солнечная активность, тем выше политическая и военная активность человечества, и наоборот. Каждый такой цикл повышения и понижения активности в среднем равняется 11 годам.

В качестве космического явления понимал жизнь и Владимир ВЕРНАДСКИЙ, но Вернадский выделял во всей космической Жизни участок, непосредственно связанный с Землей – биосферу:

1. Биосфера Земли содержит в себе живое вещество – совокупность всех живых организмов, населяющих планету. Живое вещество постоянно перепускает через себя неорганическое, неживое вещество ивовлекает его в непрерывный оборот (питание животных и растений).

2.С появлением человека, биосфера под воздействием научной мысли и разумного труда постоянно меняется, становится другой, эволюционирует, получает новое качественное состояние. Благодаря этому процессу вся биосфера переходит в своё новое эволюционное состояние – в ноосферу.

3. Ноосфера – это более высоко организованнаябиосфера, где естественная природная организация взаимодействия живого вещества и неорганической материи начинает зависеть от человеческого фактора. В итоге естественное природное развитие процессов сменяется разумными и целенаправленными процессами под воздействием человеческой деятельности.

Вместо естественных природных стихий теперь новой планетарной геологической силой становится мысль человека, в результате деятельности которой в биосферу начинают вбрасываться неизвестные ей ранее новые типы веществ и химических соединений.

Кроме того, вместо складывающейся естественно-природным образом биосферной целостности Земли, начинает складываться биосферно-ноосферная целостность, где жизнь и разум вступают в новые, неведомые ранее природе отношения: информационное взаимодействие, процессы управления, технологические производственные циклы и направленно организованные потоки энергии.

Человек становится преобразующей геологической силой природы, а поскольку ноосфера, зародившись на Земле, имеет тенденцию к постоянному расширению, то она превращается в фактор истории космического масштаба, а разумная деятельность, человека, таким образом, приобретает характер тоже космического значения.

Назначение ноосферы – стать определяющим фактором развития истории, гармонизировать отношения природы и человека, снять опасности возрастающего влияния человека на биосферу и остановить своими внутренними возможностями ухудшение окружающей среды в космическом масштабе.

Основные термины

АНТРОПОКОСМИЗМ – философский принцип нерасторжимой связи природных космических явлений с событиями в истории человечества и с жизнью отдельного человека.

АСТРОЛОГИЯ – учение, согласно которому звезды и планеты оказывают влияние на судьбы людей.

БИОСФЕРА – совокупность зон воздушного пространства Земли, её водной оболочки и верхнего твердого слоя, в которых протекает жизнь.

БИОХИМИЯ – химические процессы в составе живых организмов.

ВСЕЛЕННАЯ – весь существующий материальный мир.

ЗВЕЗДЫ – светящиеся плазменные шары во Вселенной (например – Солнце).

КОЛЕБАНИЯ – изменения однотипных состояний с той или иной повторяемостью.

КОСМОС (совр.)пространство Вселенной.

ЛУЧ – линия, по которой идет излучение.

МОЛЕКУЛА – существующая самостоятельно материальная частица, образованная из атомов.

НООСФЕРА – стадия развития биосферы, при которой разумная деятельность человека становится определяющим фактором мирового развития.

ПЛАНЕТЫ – крупные космические объекты, двигающиеся по эллиптическим орбитам вокруг своих звезд.

ПРОТУБЕРАНЦЫ – гигантские плазменные вздутия на поверхности Солнца.

РИТМ – чередование с определенной последовательностью.

СОЛНЕЧНАЯ АКТИВНОСТЬ – регулярное, с периодичностью примерно в 11 лет, возникновение в атмосфере Солнца гигантских процессов плазменного, магнитного, лучевого и т.д. характера.

СОЛНЕЧНАЯ ВСПЫШКА – самое мощное по выделению энергии проявление солнечной активности.

СОЛНЕЧНЫЕ ПЯТНА – кратковременные (10-20 суток) низкотемпературные образования в атмосфере Солнца.

ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ – полное равенство.

ФИЗИОЛОГИЯ – жизнедеятельность организмов.

ЭНЕРГИЯ (физическая) – способность тела выполнять работу.


21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).

В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила западная ориентация, которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе марксизма. На смену народничеству с его идеями крестьянских революций и общинного русского социализма, пришел так называемый «легальный марксизм», призывающий к повторению западноевропейского опыта капиталистической организации экономики.

ЛЕГАЛЬНЫЕ МАРКСИСТЫ отрицали любое насилие в политическом процессе, утверждали перспективность капитализма для России и предлагали совершенствовать общество путём демократических реформ.

Из учения Маркса легальный марксизм взял за основу положение об экономической прогрессивности капитализма относительно феодализма и тезис о закономерной смене феодализма капитализмом.

Русский легальный марксизм считал учение Маркса «отчасти верным», признавая закономерность прихода капитализма в Россию, но отрицал необходимость революционной замены капитализма социализмом.

Основателем и первым идеологом легального марксизма в России стал Петр СТРУВЕ.

Струве объявил капитализм высшей ступенью развития общества, который закономерно пришел на смену устаревшему феодализму и не должен теперь никуда уходить с исторической сцены. Капитализм понимался им в качестве экономически прогрессивной формы хозяйствования, которая даст стимул экономическому и социальному росту России.

Фатально предопределенную смену капитализма социализмом Струве отрицал, и вместо революционного свержения капитализма (по Марксу), предлагал постепенное изменение капиталистического общества в сторону его либерализации и увеличения свобод с помощью демократических реформ, но при сохранении частной собственности.

Поскольку всё движение человеческой истории легальные марксисты понимали как закономерную смену экономических форм хозяйствования, то их более всего привлекали в учении Маркса именно методы финансово-экономического анализа капиталистического производства.

Михаила ТУГАН-БАРАНОВСКОГОособенно волновали проблемы эффективности сбыта произведенной продукции при капитализме.

Специфика капиталистического производства, по Туган-Барановскому,состоит в том, чтопроизводство при капитализме перестает быть средством удовлетворения реальных потребностей населения и государства, и превращается в техническое средство для создания частного капитала.

Невзирая на реальные потребности общества в продукции того или иного предприятия, законы конкуренции и задачи увеличения финансовых накоплений заставляют хозяина предприятия постоянно расширять производство и повышать его интенсивность. Это является главной положительной чертой капитализма – постоянное стремление производителя внутренне совершенствоваться и двигаться вперед, несмотря на отсутствие внешнего спроса на его продукцию.

Но при этом производство превращается в экономически не обоснованную самоцель, и складывается ситуация, когда, несмотря на то, что каждое предприятие, стремящееся к расширению производства, повышает свою организованность, всё государство при этом понижает свою организованность, поскольку потребности государства и населения в продукции предприятий отстают от темпов её выпуска.