Смекни!
smekni.com

Антология мировой философия - т 1 ч 2 (стр. 13 из 68)

Наиболее важные труды А. Ширакаци — «Космография», «Теория календаря», «О вращении небес» и «Арифметика». Его перу приписывается также известный «Ашхарацуйц» («Ар­мянская география»), содержащий подробное описание Армении и соседних стран.

А. Щиракаци оказал большое влияние на последующее развитие естествознания и естественнонаучного направления в философской мысли средневековой Армении, в частности на Иоанна Саркавага (XI—XII вв.), Иоанна Ерзынкаци (XIII в.) и др. Имеется русский перевод его «Космографии» (пер. К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. Ереван, 1962) и «Армян­ской географии» (пер. К. Патканова. С.-Петербург, 1877).

КОСМОГРАФИЯ

Для меня и для всех, кто занимается разумным по­знанием, кажутся истинными изречения славных пред­ков, и ничто [из сказанного ими] не остается неизъяс­нимым в словах и недоступным для разума.

И вот, поскольку мы повели разговор о разумном, необходимо [сперва] обратиться к бестелесному виду. Затем надлежит приступить к познанию того, что имеет начало. Ведь то, что имеет начало, происходит от чего-то безначального, а это безначальное неизъяс­нимо и непостижимо для разума, однако оно познается с помощью того, что доступно познанию...

Земля с четырех сторон установлена в середине неба, которое быстротой своего вращения не позволяет ей спуститься к нижнему полушарию [неба]. Ибо земля своей тяжестью стремится спуститься вниз, а ветер своей силой старается поднять ее вверх. И ни тяжесть земли не позволяет подняться [ей] вверх, ни сила ветра не позволяет [ей] спуститься вниз. И так она пребывает в точке равновесия.

641


Если же кто-нибудь пожелает получить от языче­ских философов наглядный пример, воспроизводящий положение земли, то мне кажется подходящим [пример] с яйцом: подобно тому как в середине [яйца] располо­жен шарообразный желток, вокруг него — белок, а скорлупа заключает в себе все, точно так же и земля находится в середине, а воздух окружает ее и небо за­мыкает собой все.

Языческие философы говорят, что живые существа населяют землю с этой и с той стороны и что на ниж­ней стороне земли имеются люди и другие существа — наши антиподы, которые расположились вокруг земли подобно мухам, облепившим яблоко со всех сторон. Упорствуя, они твердят, что если бы не было антипо­дов, населяющих нижнюю часть, то кому же солнце давало бы свой свет половину суток, когда мы ночью погружаемся в тень, ибо невозможно утверждать, что солнце всуе совершает свой бег...

Однако я должен рассказать вам, что по этому во­просу в моих размышлениях имелись сомнения. Я слы­шал, что, согласно пророкам, всему Священному пи­санию и церковным учителям, нет вообще существ, обитающих на нижней стороне [земли], однако я призна­вал существование антиподов. Я полагал, что это соот­ветствует божественному слову. И ныне не осуждайте меня, любимые. Знает тайноведец, что не лгу я...

Халдеи не могут понять, что если звезды действи­тельно, как они говорят, причина зол, то причина их злой природы восходит к тому, кто создал их, ибо если они злы от природы, то более злым должен быть тво­рец, создавший их... Велика глупость заблудших на­ставников плоского, невежественного и пустого искус­ства [звездочетов]. Ибо они наделяют [людей] добром и злом не по их достоинству, а по случайному располо­жению звезд...

Возникновение есть начало уничтожения, а унич­тожение в свою очередь есть начало возникновения. И из этого неуничтожимого противоречия мир приобре­тает вечность...

И вот, все сущее находится под властью становле­ния и уничтожения. И в этом немалая доля божествен-

642


ного провидения, дабы никто, увидев творения неунич­тожимыми, не принимал их за создателей и, постоянно видя служение созданных светил земному бытию, пре­выше всего ставил творца всего сущего...

О ВРАЩЕНИИ НЕБЕС

Верхнее небо, которое греки называют эфиром, а халдеи — плотным огнем, называется также пылаю­щим огнем, ибо этот огонь, лишенный материи, свобо­ден от чужеродных соединений, так как он не произо­шел ни от кого, а возник из ничего; и ничто из сущего не возникло из него, и нет ничего выше его... Оно рас­простерлось вокруг шарообразной земли своим непре­станным, и неодолимо быстрым вращением, невидимой материальностью, познаваемой лишь разумом, и состо­ит оно из двух полушарий, нижнего и верхнего, рас­положенных друг против друга подобно положению полушарий земли. И внутри себя оно замкнуло этот огромный мир...

Человеческая мысль не в состоянии проникнуть в глубины божественной сущности. Что же касается по­стижения мира, то этому люди учатся на опыте, и де­лают они это трояким образом — путешествуя, обозре­вая и слушая, не желая оставаться в полном неведе­нии о сущем.

АРМЯНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ (АШХАРАЦУЙЦ)

Не найдя в Священном писании ничего обстоятель­ного о землеописании, кроме редких, разбросанных и в то же время труднопостигаемых и темных сведений, мы вынуждены обратиться к языческим писателям, которые установили географическую науку, опираясь на путешествия и мореплавания, и подтвердили ее гео­метрией, которая обязана своим происхождением астрономии.

Я верю рассказу Птолемея, чьи люди прошли на юг, начиная с жаркого пояса, с точностью описали на­роды, там живущие, измерили их пределы...

Я описываю только то, что око человеческое видело и на что нога человеческая ступала.

643


ИОАНН САРКАВАГ

Иоанн Саркаваг (1045—1129) — один из крупных предста­вителей естественнонаучного направления средневековой ар­мянской философии. Основал высшую школу в столице Арме­нии Ани, где преподавал философию, математику, космографию и поэтику. Такую же школу создал он и в Ахпатском мона­стыре на севере Армении.

В 1085 г. И. Саркаваг реформировал армянский календарь, на основе астрономических вычислений устранив несоответ­ствия, образовавшиеся за предшествовавшие пять веков. Среди многочисленных его трудов особую ценность представляют «Толкование 500-летнего календарного круга», «О полигональ­ных числах», «Толкование семи книг Филона Александрий­ского», «Слово мудрости, обращенное к скворцу» и др.

ТОЛКОВАНИЕ 500-ЛЕТНЕГО КАЛЕНДАРНОГО КРУГА

Краснобайство не в состоянии раскрыть чистую и непреложную истину, подобно тому как созданная ху­дожником картина не в состоянии воспроизвести нахо­дящееся в движении живое существо, ибо [всякая] картина приблизительна, в ней есть и выдумка, и неч­то от лжесвидетельства. Таковы и мысли некоторых летописцев, которые добавляют [от себя], не заботясь о точности сообщаемых сведений, с чем мы не раз встречались во многих сочинениях. Ибо необходимо приложить много труда и усердия, чтобы постичь со­ответствие слов и вещей: ведь не слово подтвержда­ет наличие вещи, а, наоборот, вещь подтверждает сло­во. Исходя из этого и следует устанавливать ис­тину.

И поэтому не нужно внимать словам болтунов, если даже они кажутся достоверными. Ибо вещь обознача­ется словом, и не правы те, кто употребляет слова во­преки вещам, а принимать слова надлежит, лишь сле­дуя истине...

Мнение, не подтвержденное опытом, не может быть истинным. Только опыт достоверен и непрере­каем. И поэтому необходимо знать не только древние книги, но и самому добывать [знания о при­роде].

644


ТОЛКОВАНИЕ СЕМИ КНИГ ФИЛОНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО

Я не из тех легковерных, которые без исследования верят всякому слову и обольщаются иллюзиями. Без исследования и опыта не нужно соглашаться ни с ка­ким высказыванием...

Мысль должна быть правдивой, а слово свободным; оно не должно находиться под гнетом и должно выра­жать непреложную истину...

Рассуждения мудрецов следует проверять более на деле, чем на словах...

Разум приходит в движение благодаря ощущениям, и поэтому разум не действует прежде ощущения...

Эпикур говорит, что материя совечна богу, что атомы существовали подобно пыли, играющей в лучах солнца, и якобы из нее бог сотворил четыре стихии... Еще много других причин возникновения мира при­водили философы, утверждая, что мир вечен. Но это не так, ибо начало своего существования мир получил лишь от бога... Мы посредством веры постигаем, что мир начало своего существования получил от бога и им же опекается и что мир не самодовлеющ и не безнадзорен, как утверждают языческие философы...

Четыре стихии — огонь, воздух, вода и земля — хотя и противоположны друг другу, однако из них воз­ник этот мир.

Природа каждой вещи представляет собой гармо­нию противоположностей подобно струнам арфы, у ко­торой высокие и низкие тоны, сочетаясь, рождают бла­гозвучие...

Стихии возникают друг из друга, как, например, от кипения воды и гаснущего огня возникает воздух; точно так же вода, сгущаясь, превращается в землю, и так далее... Каждая стихия движется согласно своей природе: легкая стремится кверху, тяжелая — книзу.

МХИТАР ГОШ

Мхитар Гош (1140—1213) — выдающийся мыслитель, зако­новед и баснописец средневековой Армении, автор «Армян­ского судебника» (1184). М. Гош был видным представителем социально-политической мысли Армении. Свободомыслие

645


сочетается у него с попыткой обосновать необходимость укрепле­ния власти монарха и борьбы с центробежными устремле­ниями феодалов. Перу М. Гоша принадлежит также «Сборник басен». Русский перевод «Судебника» Гоша (перевод А. Папо-вяна) издан в Ереване в 1954 г.

АРМЯНСКИЙ СУДЕБНИК

Законы пророков и Евангелия неизменны; суд же по необходимости изменяется у разных народов и стран. Посему допустимо, чтобы люди, умудренные опытом, творили суд по обстоятельствам...