Смекни!
smekni.com

Антология мировой философия - т 1 ч 2 (стр. 32 из 68)

Что касается логики, то и она не имеет никакой связи с религией — ни в смысле отрицания ее, ни в смысле утверждения... Отрицание ее приводит лишь к тому, что у логиков складывается дурное мнение не только об интеллекте отрицающего, но и о его рели­гии, которая, по утверждению последнего, освящает это отрицание.

Правда, логики в своей науке приходят в некото­рое заблуждение, заключающееся в том, что они свя­зывают доказательство с многочисленными условиями, которые, как они полагают, обязательно должны дать достоверное знание. Однако стоит логикам дойти до религиозных предметов, как они, оказываясь не в со­стоянии выполнить этих условий, делают большие от­ступления от выдвинутых ими же положений.

Может случиться так, что какой-либо человек, одо­брительно относящийся к логике, рассмотрев эту нау­ку и найдя ее ясной, подумает, что все исходящие от логиков ереси подкреплены такими же доказательст­вами, и, не дожидаясь того момента, когда дойдет до метафизики, поспешит сам заделаться еретиком.

Это еще одно несчастье, подстерегающее такого человека.

Что касается физики,то она заключается в из­учении мира небесных сфер, их звезд и расположен­ных под ними простых тел, таких, как вода, воздух, земля и огонь, и сложных тел, таких, как животные, растения и минералы, а также в изучении причин из­менения, превращения и смешения их. Все это похо­же на то, как медицина изучает человеческое тело, его

746


главные и служебные органы и причины превращений в их строении. Религия не имеет оснований отрицать врачебную науку. В равной мере у нее нет оснований для отрицания физики, за исключением определенных вопросов, изложенных нами в книге «Опровержение философов», а также прочих случаев, когда рассужде­ния физиков должны быть оспариваемы. При ближай­шем же рассмотрении оказывается, что физика нахо­дится по отношению к религии в подчиненном поло­жении.

В основу всей физики должно лечь понимание то­го, что природа подчиняется всевышнему Аллаху, что она не самодеятельна, но напротив, является послуш­ным орудием в руках своего творца. Солнце, луна, звезды, природные тела—все подчиняется повелениям его, и в них нет ничего такого, что действовало бы са­мо собой и само через себя.

Что же касается метафизики,то большинство заблуждений философов заключается именно в ней. Они не сумели осуществить доказательств по услови­ям логики, поэтому относительно этих доказательств среди них возникли большие разногласия. Учение Ари­стотеля — в том виде, в каком оно было передано аль-Фараби и Ибн-Сина, — оказалось наиболее близким к учениям мусульманских философов. Однако все допу­щенные ими ошибки могут быть сведены к двадцати принципам, из коих три должны быть признаны про-тивоверными, а семнадцать — еретическими. Для того чтобы доказать несостоятельность их учения в этих двадцати вопросах, мы составили книгу «Опроверже­ние», а что касается упомянутых трех вопросов, то в них философы выступили против всех мусульман. Эти вопросы излагаются в следующих их высказываниях:

«Тела не вокресают: воздаяния и наказания по­лучают лишь души; воздаяния и наказания носят ду­ховный, но не телесный характер». Их высказывания верны там, где утверждается существование духовных воздаяний и наказаний (таковые действительно также существуют), но неверны там, где отрицается суще­ствование телесных воздаяний и наказаний. Их выска­зывания безбожным обраяом противоречат шариату.

747


Сюда же относится и такое их высказывание: «Всевышний Аллах обладает знанием об универсаль­ном, но не об индивидуальном». Это еще одно очевид­ное проявление неверия. Истина же заключается в том, что «от ведения его не укрывается ни одна вещь, будь она величиной с пылинку, ни на небесах, ни в земле».

Сюда относится также их высказывание об извеч­ности и нетленности мира. Что-нибудь подобное не осмеливался еще утверждать ни один мусульманин.

За такими их высказываниями кроется отрицание атрибутов Аллаха, их утверждение, что Аллаху ведо­мы лишь сущности и что, кроме таковых, он ничего не знает. Что касается последних утверждений, то они роднят учение этих философов с учением мутазили-тов10. Неверия же мутазилитов нельзя разоблачать так же, как мы это сделали в отношении этих филосо­фов: в книге «Судящий о различии между исламом и ересью» нами была уже вскрыта порочность мнения тех, кто спешит обвинять в гетеродоксальности все, что противоречит их собственному учению.

Что касается политики,то все их разговоры здесь сводятся к рассуждениям о житейской мудрости, связанной с мирскими и правительственными делами. Вся эта премудрость заимствована ими из писаний, ниспосланных Аллахом посланникам своим, и из муд­рых изречений, унаследованных от первых пророков.

Что касается этики, то все их рассуждения сво­дятся здесь к определению свойств и нравственных качеств души, к перечислению их родов и видов, а так­же способов исцеления души и преодоления ее страс­тей. Все это заимствовано ими из рассуждений суфи­ев ", людей достойных и непреклонных в богомыслии и противодействии страстям, в следовании по пути, ведущему ко всевышнему Аллаху, где они сторонятся мирских наслаждений.

Нравственные качества души, недостатки ее и по­роки в ее действиях — все те вещи, о познании кото­рых заявляют суфии, — раскрылись перед ними в ре­зультате их подвижничества, а потом все это было взято философами, перемешано ими с их собственны-

748


ми рассуждениями и расхвалено на все лады, с тем чтобы их небылицы нашли затем сбыт среди людей...

Знай: сущность человеческая в первородном своем виде сотворена чистой, безопытной, лишенной какого-либо знания о мирах всевышнего Аллаха. А миров этих так много, что перечислить их может один лишь всевышний Аллах, как сказал он: «И о воинстве гос­пода твоего, кроме него самого, никто не знает». С ми­ром же человек знакомится путем постижения его, и каждая из постигающих способностей создана для того, чтобы человек с ее помощью постигал мир реальностей. А под мирами мы понимаем роды реаль­ностей.

Первое, что сотворяется в человеке, — это чувство осязания, и с его помощью он постигает такие роды реальностей, как тепло и холод, влажность и сухость, мягкость и жесткость и тому подобное. Осязанию со­вершенно недоступны цвета и звуки — они как бы не существуют для осязания.

Затем в человеке сотворяется чувство зрения, и с его помощью он постигает цвета и фигуры, составля­ющие самый широкий мир чувственных предметов.

Далее он наделяется слухом, и он начинает слы­шать звуки и тона.

Потом для него сотворяется чувство вкуса. И так до тех пор, пока человек не переступает границу мира чувственных предметов. И тогда, примерно к семилет­нему возрасту, в нем создается различающая способ­ность. Это уже другая ступень его существования. На этой ступени он постигает вещи, расположенные за. пределами мира чувственных предметов, совершенно отсутствующие в мире чувств.

Затем он поднимается на новую ступень, и для не­го сотворяется разум. И тогда он постигает то, что должно, то, что можно, то, что невозможно, и вещи, которые не встречались ему на предыдущих ступенях.

За разумом следует другая ступень, когда у чело­века открывается новое око, коим он созерцает скры­тое, узревает то, что произойдет в будущем, и другие вещи, не доступные для разума так же, как умопо­стигаемые вещи не доступны для различающей

749


способности и как вещи, постигаемые различающей способностью, не доступны для способности чувствую­щей.

Если бы человеку, одаренному лишь различающей способностью, представили умопостигаемые вещи, он отверг бы эти вещи и счел бы их невероятными. Точ­но так же некоторые разумные люди отвергали и счи­тали невероятными вещи, постигаемые благодаря про­роческому дару. Это и есть чистейшее невежество, ибо в доказательство они могли бы привести лишь такое рассуждение: ступени пророчества они не достигли; ступень эта для них не существует; следовательно, по их мнению, она не существует и сама по себе. Если слепому, не знавшему о цветах и фигурах по выска­зываниям других людей, впервые рассказали бы о них, он ничего бы не понял и не допустил бы возможности их существования.

Всевышний Аллах сделал пророчество для созда­ний своих делом вполне допустимым, снабдив их образ­цом специфической особенности пророчества — сном. Ибо спящий постигает скрытое, то, что должно иметь место в будущем — либо явно, либо в какой-либо об­разной форме, значение которой раскрывается с по­мощью снотолкования...

Короче говоря, пророки — это те, кто лечит забо­левания сердца. Польза, которую приносит разум, и сфера его действия ограничиваются тем, что он указал нам на это. Разум дает показание о своей вере в про­рочество и о бессилии своем постигнуть то, что пости­гается лишь пророческим оком, — о бессилии пости­гать так, как мы постигаем вещи, беря их в свъи руки. Мы полагаемся на пророчество, подобно тому как сле­пые полагаются на своих поводырей, как озадаченные больные отдают себя в руки сострадательных врачей. Вот досюда и простирается сфера действия разума, коему недоступно то, что лежит за этими пределами, но доступно лишь понимание того, что предписывает­ся ему Врачом.

Все это — вещи, которые мы поняли с необходи­мостью, проистекавшей из непосредственного наблю­дения в годы уединения и отшельничества.

750


ИБН-РУШД

Абу-ль-Валид Мухаммед бну-Ахмад Ибн-Рушд, известный также под латинизированным именем Аверроэс, родился в Кор­дове в 1126 г. Жил в Марокко и в городах Андалузии Севилье и Кордове, занимая должности врача и судьи при дворе Аль-мохадов. Умер в 1198 г. в Марокко.

Ибн-Рушдом было написано более полусотни сочинений, среди которых видное место занимают «большие», «средние» и «малые» комментарии к работам Аристотеля (поэтому фило­соф и получил в средневековой Западной Европе прозвище «Великий комментатор»). Из собственно философских трудов мыслителя наибольшее значение имели «Опровержение опро­вержения» (ответ на «Опровержение философов» Абу-Хамида Газали) и «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией». В последнем излагаются воззрения, на основе которых в Западной Европе впоследствии возникла так называемая теория двойственной истины.